Пир во время чумы. Регионы экономят на всем, а в столице резко увеличился спрос на новогодние корпоративы

21 января, 2011, 14:33 Распечатать Выпуск №2, 21 января-28 января

Новогодний сезон 2010—2011 оказался удачным только для столичных украинских ивент-агентств. Большинство же региональных субъектов этого бизнеса подсчитывают убытки и подумывают о закрытии дела.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Новогодний сезон 2010—2011 оказался удачным только для столичных украинских ивент-агентств. Большинство же региональных субъектов этого бизнеса подсчитывают убытки и подумывают о закрытии дела…

Кризисные явления от нас никуда не делись, и только в Киеве сюрпризом новогодних празднований стала неожиданная активизация ивент-рынка и увеличение количества тендеров на право проведения корпоративных мероприятий. По сравнению с прошлым годом спрос на проведение новогодних и рождественских праздников в Киеве вырос на 300% — своего рода пир во время чумы. Естественно, этот спрос по-прежнему на 25—30% отстает от показателей стабильных докризисных лет, однако в эту зиму к услугам организаторов праздников обратилось до 30% киевских фирм. Остальные компании обошлись собственными силами и приглашенными артистами или вовсе не отмечали праздник…

Праздников больше, но бюджеты скромнее

«Такое активное оживление рынка на фоне глобального кризиса даже удивляет, — комментирует Управляющий партнер киевской рекламной компании PUSH-K Solutions Андрей Оденец. — Вместе с тем следует отметить, что сейчас рынок предлагает нам только мероприятия фирм для своих сотрудников, а клиентские события, которые раньше обязательно закладывались в маркетинговые бюджеты крупных компаний, по-прежнему практически заморожены. Наши заказчики не намерены швыряться деньгами ради привлечения своих клиентов, речь пока идет только о внутренних мероприятиях. Еще не все компании готовы предоставить для праздника большие бюджеты, они стараются на всем экономить, но самих праздников стало существенно больше, чем в прошлом году…»

Интересно и то, что те, «кто заказывал музыку» — в прямом и переносном смысле слова, — хотели получить хороший праздник, заплатив за это по минимуму. Именно потому певцы на «новогоднем чесе» зачастую пели в эконом-варианте — под фонограмму, без клавишников, гитаристов и тому подобного…

Кое-кто из особо дальновидных киевлян пытался уложиться в бюджет пятилетней давности, оплачивая по 400 гривен за человека. Ясно, что сегодня за такую сумму можно всего лишь накормить и развлечь, но не рассчитывать на «звезд» шоу-бизнеса…

Разброс цен за веселую новогоднюю ночь даже по Киеву был очень большим. Основную часть бюджета определяли расходы на кейтеринг, напрямую зависящие от уровня площадки и количества гостей. На «солидной» площадке прием 100 гостей обходился не менее 60 тыс. гривен, в «пивном пабе» такое же количество человек могло повеселиться за 45 тыс.

Если же фирма размахнулась на концертную программу с артистами, то развлечь искомое количество гостей стоило уже от 150 тыс., в среднем 200—250 тыс. гривен.

Офисный вариант приелся

Аналогичное оживление рынка ивент-услуг в столице отмечают и российские аналитики. По их наблюдениям, новогодние корпоративы в Москве в этом году переместились из офисных помещений в развлекательные центры, рестораны, клубы и кафе.

По самым скромным подсчетам, Новый год в ресторанах и клубах отмечали почти 70% московских компаний, и только 14,5% фирм решили сделать праздник в стенах собственного офиса. 8% компаний отмечали праздник вне офисного и ресторанного формата, и приблизительно столько же организаций решили вообще не проводить праздничные корпоративы.

Для сравнения: в 2009 году отмечать Новый год в развлекательных заведениях решились всего 25% московских фирм. Отмечено, что 30% компаний, встречавших 2011 год в российских развлекательных заведениях, принадлежат к IT-сфере, 14% — ритейлеры и 12% относятся к банковскому сектору…

Кому праздник, а кому — слезы…

Празднование Нового года в украинской глубинке разительно отличалось от столичного фейерверка — особенно в денежном эквиваленте…

«В этом году «новогодние ночи» в городских клубах и ресторанах массово отменялись, — рассказывает частный предприниматель в сфере ивент-услуг Ольга К. из Белой Церкви, — у людей просто не было денег, зарплаты в провинции гораздо скромней, чем в столице, цены на коммунальные услуги и продукты питания подскочили у нас еще в октябре. Люди перестали брать кредиты, чтобы проводить корпоратив: многие до сих пор не могут расплатиться со старыми долгами, а новые кредиты банки дают неохотно. Хотя заработать на проведении новогодних праздников планировали все, даже самые маленькие кафе и рестораны.

В результате город потерял до 50% заказов, которые были сделаны ранее…

Цены на услуги тех, кто проводил праздник, упали на 20%, и это не предел, у людей просто нет вариантов, нужно выживать…»

Этой зимой организовать «новогоднюю ночь» удалось далеко не всем белоцерковским кафе и ресторанам: самый высокий уровень цен смог потянуть разве что развлекательный центр «Калипсо» — там новогодняя всенощная с артистами стоила порядка 700 гривен с человека — практически столичный уровень цен.

Удалось поработать с клиентами развлекательному центру «Трактир», ресторану «Палладиум» и ресторану мексиканской кухни «Юкотан». Популярное в городе кафе «Теремок» с видом на знаменитый дендропарк «Александрия», где горожане привыкли отмечать Новый год, тоже пыталось организовать «новогоднюю ночь», но пришлось ограничиться дневными корпоративами, которые стоили там как минимум 450 гривен с человека. В эту цену входил хороший стол и развлекательная программа с Дедом Морозом и Снегурочкой…

Остальные городские кафе и рестораны принимали заказы по 250—200 гривен с человека, причем чем больше был заказ, тем более снижалась цена за услуги.

«Оплачивало наши услуги и услуги подрядчиков в основном руководство фирм-заказчиков, — комментирует частный предприниматель Татьяна Д.
— Иногда расходы оплачивались таким образом: за угощение платила фирма, а за концертную программу — сотрудники. На инвестирование новогоднего празднования в коллективе находится все меньше желающих. Люди в очень трудном финансовом положении. Судите сами, за 500 гривен вполне можно накрыть хороший стол дома и спокойно отдохнуть…»

О том, чтобы отдыхать в новогоднюю ночь, развлекательный бизнес и не помышлял — в тяжелое кризисное время не до отдыха. Больше всего корпоративов по городу состоялось с 24 по 29 декабря, а после Нового года сразу же наступил полный штиль…

Кое-кто из мелких частных предпринимателей, работающих в сфере ивент-услуг на периферии (а этим занимаются теперь очень многие — клубные работники, артисты и представители других смежных профессий), поспешили после неудачи новогоднего сезона отказаться от предпринимательской деятельности. Оно и не удивительно — в маленьких городах это чисто сезонный бизнес, большую часть года люди соблюдают пост, точнее, придерживаются традиции не проводить праздники. Оплачивать ежемесячно 200 гривен в налоговую и еще более «круглую» сумму в Пенсионный фонд — для таких непосильная ноша.

Тендеры без откатов

Приспосабливаться к условиям бизнеса научились все, даже «звезды», стригущие доходы на ниве новогоднего «чеса». По мнению аналитиков рынка ивент-услуг, гонорары в новый 2011 год не выросли, у всех без исключения артистов они очень гибкие и, как правило, меняются в зависимости от сезона и уровня их популярности в данный конкретный момент.

К тому же миф о высоких гонорарах «звезд» — только миф, маркетинговый прием. Кризис и здесь подкорректировал ценообразование — сегодня со всеми можно договориться за те деньги, которые предполагает бюджет заказчика.

Кстати, имена самых востребованных знаменитостей вызвали удивление операторов рынка. В первую пятерку в этом году вошли Валерий Меладзе, Григорий Лепс, Стас Михайлов, Юрий Антонов и малоизвестная зрителю Елена Ваенга.

Именно эти лидеры новогодних праздников могли похвастаться гонорарами от 40 тыс. евро и выше за выступление. Было бы неправильным думать, что «первый эшелон» заработал больше остальных. Звезды второго (30—40 тысяч евро) и третьего (15—30 тысяч евро) эшелонов взяли свое количеством выступлений — смогли потянуть по несколько корпоративов в день…

По-прежнему шла на ура Верка Сердючка, группа «ВИА Гра», Жанна Фриске и Вера Брежнева…

Не обошлось под Новый год и без сюрпризов: это были долгожданные для основного сегмента ивент-рынка открытые (т.е. без откатов) тендеры. Их проведение было связано с массовыми кадровыми изменениями в составах компаний во время кризиса и введением тотального аудита процесса закупок услуг, к которым относятся подобные тендеры.

Кризис жестко диктует свои правила игры, разделив страну на «богатых» и «бедных» и лишив нас иллюзий по поводу новогодней сказочки со счастливым концом…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно