ПАРТНЕРСТВО ВО ИМЯ РЫНКА

24 ноября, 1995, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 24 ноября-1 декабря

19 ноября на Шелковичной улице играли «большой сбор». Подводились итоги трехдневного пребывания в Украине делегации Всемирного банка во главе с его девятым президентом Джеймсом Д.Вульфенсоном...

19 ноября на Шелковичной улице играли «большой сбор». Подводились итоги трехдневного пребывания в Украине делегации Всемирного банка во главе с его девятым президентом Джеймсом Д.Вульфенсоном. Все эти дни шли интенсивные переговоры с руководством Украины о дальнейшем сотрудничестве в области реформирования отечественной экономики. В перерыве делегация посетила Донецк, где ознакомилась с состоянием угольной промышленности Украины и перспективами вывода ее из глубокого кризиса. И вот теперь г-н Вульфенсон делился впечатлениями от своего визита.

В начале своего выступления он перечислил задачи, стоящие на его взгляд перед экономикой Украины. Рационализировать старое и выработать новые механизмы управления в народном хозяйстве, установить новые международные контакты, разработать новые принципы макроэкономической политики, осуществить земельную реформу, внедрив частную собственность на землю, провести приватизацию, создать стабильную финансовую систему... Как по мне, их хватило бы на целый регион, если не континент. Тем не менее президент ВБ полагает, что на результаты, достигнутые нашей страной за два последних года, западные демократии потратили в свое время десятки лет. Посему специалисты этого влиятельного международного финансового института считают себя нашими партнерами, а не учителями. И хотя программа сотрудничества на ближайшие три года уже разработана, Банк готов рассматривать новые предложения об инвестициях в пределах 1 млрд. долларов ежегодно.

Избранные места из ответов на вопросы

О ситуации в угольной промышленности Украины. Работа данной отрасли должна быть в кратчайшие сроки рационализирована, считает г-н Вульфенсон. Поддерживать следует только те шахты, которые способны работать эффективно. Поэтому во время поездки в Донбасс был согласован с правительством проект структурной перестройки угольной промышленности, где на первом этапе предусмотрены инвестиции 10 млн. долл. в программу «пилотного» закрытия трех шахт с целью приобретения опыта решения возникающих при этом технических, экологических и социальных проблем.

Беседуя с представителями профсоюза горняков, президент ВБ ощутил ту атмосферу страха перед неизвестным, которая царит сегодня в Донбассе. Поэтому основная часть финансовой помощи будет направлена в социальную, а не техническую сферу. Это тем более необходимо, что условия, в которых сейчас трудятся наши шахтеры, делают продолжительность их жизни на 13 лет короче, чем в развитых странах. Не говоря уже о постоянной угрозе катастроф.

О целесообразности инвестирования госпредприятий. Мы, сказал президент ВБ, рекомендуем направлять наши займы на поддержку приватизированных предприятий, но окончательное решение принимает правительство. Возможно, Украина имеет опыт иного рода, но в других странах частная собственность эффективнее государственной. На ближайшие три года банк и украинское правительство наметили широкую программу поддержки таких важнейших отраслей, как энергетика, угледобыча и сельское хозяйство.

О приватизации. Если Украина хочет действительно внедрить у себя рыночную экономику, необходимо максимально быстро продвигаться по пути приватизации. Это позволит Банку предоставлять более существенную помощь.

Если бы президентом Банка был я...

...то обратил бы самое пристальное внимание на ряд любопытных обстоятельств.

1. В проекте бюджета Украины на 1996 г. расходы по обслуживанию внешнего долга составят около 276 трлн. крб. при ожидаемых внешних поступлениях 193,5 трлн. И хотя за 9 месяцев текущего года внешний долг Украины вырос почти на 3 млрд. долл., спад производства за тот же период составил 14,4%. То есть налицо типичная латиноамериканская ситуация 80-х годов - в долгах, как в шелках.

2. По мнению Нацбанка Украины, этот год отмечен двумя весьма весомыми достижениями: 15% июньского невозврата в банки эмитированной денежной массы трансформировались в октябрьский «сверхвозврат» 750 млрд. крб., а объем реализованных на рынке инвалют увеличился с начала года более чем в 3 раза. Возникает таким образом вопрос: чем при столь резком спаде отечественного производства «питался» возросший денежный оборот? Возвратом, как убеждены эксперты Нацбанка, вывезенных на Запад капиталов или теми самыми траншами и грантами да закупаемым на них «критическим» импортом?

3. Риторический вопрос об отношении г-на президента ВБ к проблеме инвестирования госпредприятий основывался, конечно же, на многократно апробированном тезисе о неспособности государства как такового проводить эффективную инвестиционную политику, о госинвестициях как главном источнике инфляции и т.д. Настойчивость местной рыночной общественности вроде бы похвальна. Однако же не в результате ли подобной настойчивости проблема накоплений оказалась полностью проигнорированной в качестве самостоятельного раздела экономической реформы? Ведь если даже приплюсовать к партнерским суммам Всемирного банка кредиты МВФ и других международных доноров, речь может идти не более чем о поддержании искусственного дыхания пребывающей в коме украинской экономики.

4. Касательно темпов приватизации московский корреспондент с пятнадцатилетним стажем крупнейшей итальянской газеты «Стампа» Джульетто Кьеза изволил выразиться так: «С помощью МВФ, Всемирного банка и других финансовых и экономических институтов США заставили провести разгосударствление и приватизацию в немыслимо короткие сроки: всего за 2 - 3 года. В стране, где государству принадлежало абсолютно все, это обязательно должно было привести к криминализации общества и сильнейшей его поляризации» («АиФ Украина», 1995, №15).

В заключение же обратимся к инаугурационной речи девятого президента Всемирного банка. В ней есть такие слова: «Мы должны постоянно осознавать, что финансируемые нами проекты не являются проектами Всемирного банка. Это проекты китайцев, гаитян или малазийцев. Задача Банка состоит только в том, чтобы поддерживать их и давать советы, как осуществлять их наилучшим образом. А быть хозяевами этих проектов и нести ответственность за них - уже дело стран, где они реализуются». Замечательно сказано! И все же хотелось бы знать, кто инициировал в качестве первоочередных задач инвестирование базовых отраслей, словно в Украине высокотехнологические производства начисто отсутствуют. Или, может быть, для них на Западе начисто отсутствуют свободные рынки?

Сегодня Всемирный банк - один из главных международных финансовых институтов, которые реализуют экономическую помощь развитых стран развивающимся государствам. Помощь осуществляется на трех уровнях: 1) среднемасштабные (не более нескольких миллиардов долларов в течение 2 - 3 лет) инвестиции в развитие охраны здоровья и окружающей среды, хозяйственной инфраструктуры и институтов реформирования; 2) предоставление финансовых гарантий частным зарубежным инвесторам; 3) оказание всевозможных консультативных услуг.

Структура Всемирного банка

Международный банк реконструкции и развития - основная организация, предоставляющая займы странам со средним уровнем доходов и играющая роль катализатора финансирования из других источников. Процентная ставка - порядка 7%, срок предоставления - 15 - 20 лет с отсрочкой выплаты на 5 лет.

Международная ассоциация развития - предоставляет беспроцентные займы самым бедным странам (годовой доход на душу населения - не более 835 долл.). Срок предоставления - 35 - 40 лет с отсрочкой выплаты на 10 лет.

Международная финансовая корпорация - организация для содействия развитию частного сектора в развивающихся странах. Процентная ставка зависит от страны и проекта, срок предоставления - 3 - 15 лет с отсрочкой выплаты до 12 лет.

Многостороннее агентство по гарантии инвестиций - осуществляет помощь развивающимся странам в привлечении иностранных инвестиций путем страхования от политических рисков и оказания консультационных услуг. Объем текущего финансирования - не более 50 млн. долл. на проект, срок предоставления - 15 - 20 лет.

Международный центр урегулирования инвестиционных споров - содействует притоку инвестиций путем обеспечения условий рассмотрения и урегулирования споров между правительством и иностранными инвесторами.

Направление деятельности в Украине

Два проекта уже реализуются: выплачены реабилитационный заем под внедрение ключевых экономических реформ и финансирование критического импорта (500 млн. долл.) и заем под институциональную перестройку (27 млн. долл.). Займы под проекты увеличения производства высококачественных семян (32 млн. долл.) и реабилитации гидроэлектростанций (115 млн. долл.) одобрены Всемирным банком и правительством весной 1995 г., но до сих пор ждут утверждения ВС. Практически готовы к внедрению проекты развития систем телесвязи, общественного транспорта и просвещения, поддержки предэкспортных гарантий в сельском хозяйстве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 20 октября-26 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно