Партнерство по принуждению. Несмотря на решение Высшего хозсуда, партнер держит под арестом имущество, образцово-показательного стивидора Украины

Поделиться
В украинских реалиях практически любой успешный бизнес хотя бы раз в своей истории сталкивался с ...

В украинских реалиях практически любой успешный бизнес хотя бы раз в своей истории сталкивался с необходимостью защиты от нечестных партнеров, желающих присвоить созданное и налаженное чужим трудом и интеллектом дело. О «рейдерстве» в цивилизованном понимании этого слова речь, как правило, в таких случаях не идет. Чаще всего недружественные действия подпадают под определение «силовой захват». И «силой» при этом выступают не только и не столько крепкие ребята из охранных служб, сколько прикормленные чиновники, судьи, протекция государственных и политических лидеров или… мандат народного депутата.

Достаточно ярким примером особенностей отечественного бизнес-климата стала атака недружественных бизнес-структур на одну из наиболее авторитетных на украинском рынке подсолнечного масла стивидорных компаний — «Агро-класс», которая более 10 лет успешно развивает бизнес в Бердянском морском торговом порту (БМТП). Компания построила единственный в нашей стране пищевой масляный терминал и за время своей работы стала эталоном качества в узкоспециализированном сегменте перевалки подсолнечного масла. О ее авторитете и доверии к ней иностранных партнеров свидетельствует уже тот факт, что только ее терминал продолжал отгрузку в соответствии с заключенными внешнеэкономическими контрактами в разгар скандала-2008, связанного с качеством украинского масла. (Напомним, что 28 апреля 2008 года Еврокомиссия отозвала около 40 тыс. тонн украинского подсолнечного масла с рынков ЕС в связи с обнаружением в нескольких партиях следов углеводородов и почти на год закрыла свои рынки для украинского растительного масла.)

Желание падких на чужое бизнесменов обладать этим уникальным бизнесом представить несложно. Удивительно другое — методы, которыми они пользуются для реализации своего, мягко говоря, нескромного желания. К примеру, на компанию, сильной стороной которой является качество, качество и еще раз качество во всех его проявлениях, пытались воздействовать бесконечными санитарными, экологическими и прочими проверками. И делается это с помощью запросов народного депутата Дмитрия Ветвицкого, по наводке днепропетровского ООО «Оптимус» (директор Денис Полежаев), которое ранее пыталось оставить компанию «Агро-класс» без аренды в порту и даже без ее собственности — технологического оборудования.

И если бы только это…

Национальный гарант качества

Надо сказать, что комиссии не обнаружили на терминале ни одного из заявленных нарушений, а ведь обвиняли, в числе прочего, и «в создании условий возникновения аварийных морских событий». Не зря же пользующаяся мировым авторитетом стивидорная компания «Агро-класс» имеет сертификаты качества международных стандартов ISO 14001, ISO 9001, а также сертифицирована по системе управления безопасностью продуктов питания ISO 22000.

Сегодня компания через собственный пищевой терминал обеспечивает перевалку масла на иностранные морские суда, а также выступает гарантом экспортных объемов и качества продукции.

Уникальность Бердянского масляного терминала и компании «Агро-класс» на данном рынке состоит прежде всего в его высокой технологичности и изначальной направленности на жесткий контроль качества и экспортного оформления переваливаемой продукции. «Мы единственный в Украине целенаправленный пищевой масляный терминал, — объясняет заместитель директора ООО «Агро-класс» Ирина Ласица. — У нас емкости покрыты внутри не только пищевыми красками, но и пищевыми лаками. За всю одиннадцатилетнюю историю терминала у нас ни разу не было сора в емкостях.

Иностранные судовладельцы открыто говорят, что если у них есть выбор загружаться маслом, к примеру, в Ильичевске, Херсоне или Бердянске, то суда идут с большим желанием в Бердянск, потому что после нас зачистка судовых танков практически не занимет времени (а в морских перевозках время — деньги). У нас абсолютно чистое, хорошее масло. Большинство отечественных заводов изготавливают масло на очень хорошем уровне. Грязь появляется тогда, когда начинают заводское масло смешивать с маслом кустарных маслобоен. Мы с ними не работаем».

Впрочем, успешность компании определяется не только технологичностью и экологичностью оборудования терминала. Как и всякий хорошо и надежно отлаженный бизнес, он имеет ряд секретов, технологических и организаторских новшеств и уникальных особенностей. Но главное преимущество стивидорной компании — в наработанном годами авторитете среди отечественных и зарубежных клиентов. Основной учредитель ООО «Агро-класс» — компания FLAS&K — является членом Федерации ФОСФА (FOSFA) — влиятельнейшей международной организации, объединяющей свыше 850 членов из 75 стран мира. ФОСФА является своеобразным аналогом ОПЕК, только не по нефти, а по маслу. Членство в этой организации, а также высокий авторитет среди мировых контрагентов позволяет компании вести бизнес по мировым правилам, не будучи при этом торгующей организацией.

«За год мы выдаем сертификатов FCR на 60—80 млн. долл. США, — рассказывает Ирина Ласица. — Этим документом с нашей подписью мы уведомляем, что в настоящий момент в хранилищах «Агро-класса» находится такое-то количество грузов для такой-то иностранной фирмы, на такую-то сумму. С этой минуты мы несем полную ответственность за его качество и количество, что позволяет банкам спокойно производить финансовые операции по контрактам. Мы были первыми среди портов и причалов Украины, имеющих сертификат ISO 14000. Это экологическое ISO, свидетельствующее об абсолютной экологической чистоте терминала. Выдается сертификат Швейцарией. Инспектируют крупнейшие независимые международные сюрвеерские компании. Мы работали чаще всего с швейцарской группой SGS. Приезжает комиссия, готовятся груды материалов под каждую краску, под каждый винтик, градусник. Необходимо доказать, что у нас даже рулетка покрыта пищевой краской. Конечно, это занимает много сил и времени, но зато и дает отдачу в виде доверия со стороны партнеров.

С каждой пробы масла, которую берут иностранные суда при погрузке, мы отбираем свою пробу и храним минимум полгода. И когда два года тому назад произошли события, связанные с загрязнением масла, когда остановились Ильичевск, Одесса, Херсон, Днепробужский порт, позвонившие нам голландцы спросили: «Как ваши пробы? На месте?» Мы отвечаем: «Да, на месте». После этого прилетают из «Нидеры», отбирают пробу, через два дня — «Доктор Вирвей» (Голландия), тоже отбирают пробу и увозят в Европу на экспертизу. Получают результат, что масло шикарное, и приходит танкер. В таком режиме мы работали весь май 2008 года…»

Отобрать причал вместе с оборудованием

Вероятно, успех не самого крупного, но высокотехнологичного терминала не давал спокойно спать многим менее удачливым бизнесменам. И руководству компании «Агро-класс» пришлось испытать на себе последствия их зависти. В том же 2008 году заканчивался срок аренды причалов БМТП, на которых расположен терминал. Согласно существующему законопорядку, ООО «Агро-класс» обратилось в порт с просьбой о пролонгации, порт предоставил компании письмо со своим согласием, которое было направлено в региональный фонд госимущества, и после подготовки ими всех необходимых бумаг пакет документов был направлен в Министерство транспорта Украины.

В этот момент «Агро-класс» неожиданно узнает, что ООО «Оптимус» написало свое письмо в порт с просьбой предоставить ему право участия в конкурсе на арендуемый под терминал причал. Причем «Оптимус» без каких-либо законных оснований пожелал получить причал... вместе с оборудованием, находящимся на этом причале, являющимся бесспорной собственностью ООО «Агро-класс» (чтобы пройти регистрацию в БТИ, в 2007 году оно было дополнительно узаконено еще и судом Запорожской области).

Дальше — еще интереснее. Когда «Агро-класс» начал интересоваться продвижением своих документов в Министерстве транспорта, оказалось, что в первых числах сентября Печерский суд Киева рассмотрел и удовлетворил иск, направленный ООО «Оптимус» в адрес ФГИ Украины, в котором «Оптимус» требовал запретить все действия по аренде, отдать им в аренду весь причал вместе с расположенным на нем имуществом, цинично гарантируя его использование «по назначению». При этом собственник оборудования даже не был привлечен как третья сторона в судебном деле об аренде причала. Апелляция также была решена Печерским судом в пользу ООО «Оптимус».

По словам Ирины Ласицы, в это время к собственникам ООО «Агро-класс» обратился Александр Кваша с предложением защитить интересы компании через некоторых «влиятельных» лиц. За эту услугу г-н Кваша запросил долю в размере 25% уставного капитала ООО «Агро-класс», которую он собрался приобрести на ООО «Кирасир», единоличным собственником которого в то время являлся. В случае отказа от этого «предложения» господин Кваша пообещал полностью разрушить бизнес. Учредители ООО «Агро-класс» были вынуждены в этой ситуации продать 25-процентную долю компании за условные 2,5 тыс. грн. Договор купли-продажи был заключен нотариально. Интересным для последующих событий нюансом было то, что регистрировавшая сделку нотариус была женой депутата Дмитрия Ветвицкого. Как стало понятно позднее руководству «Агро-класс», под «влиятельными» персонами г-н Кваша имел в виду директора ООО «Оптимус» Дениса Полежаева и народного депутата Дмитрия Ветвицкого.

Впрочем после перехода 25% компании в собственность Александра Кваши, ситуация с судебной тяжбой ничуть не улучшилась. Лишь когда «Агро-класс» в кассационной жалобе потребовал привлечения представителей компании хотя бы в качестве третьей стороны, «Оптимус» отказался от своих претензий.

ООО «Агро-класс» продолжил обслуживание контрактов и перевалку подсолнечного масла юго-востока Украины, платил все налоги и обратился в первую инстанцию хозяйственного суда с просьбой пролонгировать аренду. В Киеве состоялось два совещания в ФГИ Украины в свете существующих судебных разбирательств. ФГИ высказал свою твердую позицию по поводу аренды. Только после этого хозяйственный суд принял решение о признании пролонгации аренды.

Таким образом, по истечении года судебных разбирательств «Агро-класс» получает аренду, которую должен был получить автоматически, причем, похоже, не благодаря, а вопреки позиции влиятельных господ Ветвицкого и Полежаева. Но и после этого попытки заполучить контроль над успешным бизнесом не прекратились. И депутатскими запросами тут дело не ограничивалось.

Как стало известно руководству компании «Агро-класс», на сегодняшний день Александр Кваша передал свою долю ООО «Кирасир» в пользу нерезидента из офшорной зоны. Вместе с тем на собрании участников «Агро-класса» со стороны «Кирасира» присутствовали два юриста (юрист господина Ветвицкого и ООО «Оптимус»), что косвенно указывает на фактических собственников компании «Кирасир».

Первая в Бердянске атака офиса

Силовое давление на компанию «Агро-класс» развивалось по типичному для нашей страны сценарию. Хотя для Бердянска это был чуть ли не первый случай рейдерства. 27 августа текущего года была предпринята попытка силового захвата офиса предприятия «Агро-класс». Штурм предприятия неустановленными лицами крепкого телосложения начался около полудня и продолжался до двух часов ночи. Только благодаря оперативному вмешательству службы безопасности порта проникнуть в офис компании налетчикам так и не удалось. Впрочем, они все же успели сломать входные двери, выломать домофон и нанести телесные повреждения секретарю — пожилой, но самоотверженной женщине, оказавшейся единственной сотрудницей компании, находящейся в офисе.

Как выяснилось позже, официально налет представлял собой визит сотрудника Государственной исполнительной службы Бердянского городского районного управления юстиции, которому было поручено исполнить определение суда о применении мер пресечения, вынесенное судьей Хозяйственного суда Запорожской области Татьяной Азизбекян. Она постановила истребовать от ООО «Агро-класс» путем изъятия оригиналы документов начиная с 2008 года и передать их в Хозяйственный суд Запорожской области, якобы для осуществления аудиторской проверки (последняя аудиторская проверка была проведена известной и авторитетной киевской компанией в июне 2010 года). Все затребованные бумаги руководство стивидорной компании, спешно вернувшееся из командировки, передало исполнителю в понедельник уже в спокойной обстановке, без присутствия боевиков.

По словам представителей ООО «Агро-класс», упомянутое определение суда вынесено с грубыми нарушениями процессуального законодательства и было лишь звеном в цепи заведомо неправосудных процессуальных актов, принимаемых судьей Азизбекян в отношении компании. «Такого беспредела я еще не видела и даже не слышала, — возмущается Ирина Ласица. — Суд фактически берет на себя функции, относящиеся к исключительной компетенции собрания учредителей компании. Нас даже не приглашали на судебные заседания, не выслушивали нашу сторону. В правовом государстве, о котором мы сегодня говорим, такое вообще невозможно».

Арест имущества, стоп регистратору

В настоящее время ООО «Агро-класс» по-прежнему втянуто в судебные разбирательства с ООО «Кирасир». Более того, по просьбе партнера-истца судья Т.Азизбекян своим определением наложила арест на основные средства, недвижимое имущество, акции и корпоративные права, принадлежащие ООО «Агро-класс», а также запретила регистратору проводить регистрационные действия, связанные с исключением «Кирасира» из состава участников ООО «Агро-класс» и проведением в связи с этим государственной регистрации новой редакции устава.

Еще в июне Высший хозяйственный суд отменил данное судебное определение. Однако старший государственный исполнитель ОГИС Бердянского межрайонного управления юстиции Запорожской области И.Смирнова до сих пор не вынесла постановления о закрытии исполнительного производства. Прокомментировать сложившуюся ситуацию руководство Хозяйственного суда Запорожской области категорически отказалось.

На сегодняшний день стивидорной компании «Агро-класс» приходится работать, обслуживая экспортные контракты, обеспечивая и гарантируя качество украинского подсолнечного масла перед иностранными покупателями, и одновременно бороться с партнерами (явными и скрытыми в офшорах), которых и врагу не пожелаешь.

Впрочем уставом компании предусмотрен способ избавления от такого навязанного партнерства — общее собрание членов ООО. Потому что выбирать себе партнеров — дело участников и учредителей компании, и суд не имеет права их навязывать.

Комментарии

Николай Ильин, и.о. начальника
Бердянского морского торгового порта:

— Приостановка деятельности ООО «Агро-класс» даже на короткий период чревата серьезными потерями для порта. И по грузопотоку, и по портовым сборам. С учетом того, что порт не молод, оборудование устаревшее, данные потери могут привести к задержкам с зарплатами, недовыплатам налогов в бюджет. Можно будет забыть и о прочистке канала, дноуглубительных работах.

Елена Пономаренко, начальник отдела Бердянской налоговой инспекции:

— ООО «Агро-класс» — добросовестный налогоплательщик, по результатам его деятельности видно, что предприятие даже в непростых экономических условиях работает стабильно. У нас с ним уже давно налажены партнерские взаимоотношения. Мы видим динамичный рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней. Это ведущее предприятие в своей отрасли. Например, в прошлом году от плательщика поступило более
6 млн. грн. НДС и налога на прибыль — достаточно ощутимые цифры для нашего региона. Налоговая нагрузка (отношение уплаченных налогов к валовому доходу) у плательщика порядка 11%. Это уникальная цифра, поскольку сегодня добросовестным плательщик считается уже при нагрузке в 1%. Удельный вес налоговых поступлений компании значительно превышает поступления всех остальных предприятий Бердянского района.

Елена Спирина, первый заместитель начальника регионального фонда
госимущества по Запорожской области:

— ООО «Агро-класс» зарекомендовало себя как добросовестный арендатор. Никаких нарушений договора у нас за все время зарегистрировано не было. За последние пять лет от компании поступило около 2 млн. грн. арендной платы. Для нас это очень удачный арендатор. Пока договор аренды причалов Бердянского морского порта с ООО «Агро-класс» действующий и, естественно, никто не имеет права на аренду их имущества.

Справка

Стивидорские услуги — услуги по погрузке и выгрузке судов, осуществляемые специализированными фирмами или организациями. В зависимости от условий фрахтования судна, стивидорные работы оплачиваются фрахтователем или судовладельцем.

FCR — Forwarders Certificate of Receipt (FIATA Document) экспедиторская расписка о приеме груза.

ФИАТА (FIATA) — Международная федерация экспедиторских ассоциаций, Цюрих.

ФОСФА (FOSFA — The Federation of Oils, Seeds and Fats Associations) — Федерация ассоциаций торговли маслами, масляными продуктами и жирами, влиятельная международная организация, она объединяет свыше 850 членов из 75 стран мира, которые связаны с торговлей маслами и жировой продукцией. Эта организация известна своей работой по подготовке типовых форм договоров, которые используются в торговой практике, а также своим Арбитражем, который действует на постоянной основе в Лондоне и рассматривает дела в соответствии с положениями английского и международного коммерческого права.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме