Партнерство или антагонизм. Как будет развиваться авиастроение в Украине?

20 мая, 2005, 00:00 Распечатать

Действующая модель управления и принятия решений в украинской авиационной промышленности неэффективна ни для авиации, ни для страны, ни для конкретной компании...

Действующая модель управления и принятия решений в украинской авиационной промышленности неэффективна ни для авиации, ни для страны, ни для конкретной компании. Таков лейтмотив высказываний госсекретаря Александра Зинченко во время его визита в Харьковскую область, где он по поручению Президента Украины инспектировал состояние авиакосмической отрасли страны. По мнению Зинченко, единственным действенным средством, которое могло бы спасти украинскую авиапромышленность, является создание концерна на базе авиационных предприятий АНТК им. Антонова, Киевского завода «Авиант» и Харьковского государственного авиационного производственного предприятия (ХГАПП).

Спору нет, идея здравая и своевременная, поскольку в Украине до сих пор разработчики и производители авиационной техники, которая могла бы занять свою нишу на рынке региональных и транспортных самолетов, фактически не взаимодействуют. Более того, их интересы часто противоречат друг другу. Так, например, АНТК им. Антонова занимается продлением срока эксплуатации уже действующих самолетов, что, естественно, не помогает тому же харьковскому предприятию продавать новые самолеты. Последнее, в свою очередь, тоже не слишком рвется сотрудничать с «антоновцами» в деле разработки новых моделей.

Как результат, за 1999—2004 годы авиационная промышленность Украины поставила потребителям лишь немногим более 20 самолетов и три «самолетокомплекта» для окончательной сборки «персидского» ИrAn-140. Подобные «успехи», принимая во внимание то, что на трех ведущих предприятиях отрасли работает более 19 тыс. человек, никак нельзя назвать даже минимально приемлемым результатом. Создание концерна позволит не только образовать конкурентоспособную мощную структуру, но и связать интересы разработчика высокотехнологичной продукции с маркетинговой политикой ее производителя. Ведь в настоящий момент АНТК им.Антонова гораздо выгоднее и интереснее создавать новые модели самолетов. Однако такие самолеты могут быть сколько угодно интересными, передовыми, но серийными моделями они так и не станут.

Стоит отметить, что идея концерна не нова. Тот же Зинченко еще как первый заместитель спикера парламента и как первый зампредседателя СДПУ(о) летом 2002 года посетил АНТК им. Антонова. Через год он в Харькове заверил руководство и коллектив ХГАПП, что они имеют право рассчитывать на государственную поддержку со стороны всех без исключения органов власти. В прошлом году после заявлений экс-министра промышленной политики Александра Неустроева о необходимости создания концерна было принято решение об аудите трех предприятий, которые планируется объединить.

Пожалуй, тут как раз стоит вспомнить о роли личности в любом начинании. «Только эффективный менеджмент, государственная поддержка и системный подход к разрешению проблем смогут вывести авиационную отрасль в Украине на качественно новый уровень», — абсолютно справедливо заявил во время пребывания на ХГАПП Александр Зинченко. Наверное, он не зря поставил эффективный менеджмент на первое место. Без этого любая господдержка превратится в государственное транжирство денег налогоплательщиков. Так что вопрос: «Кто возглавит концерн?» не менее важен, чем где найти средства для поддержки украинского авиастроения.

Генеральный конструктор АНТК им. Антонова Петр Балабуев на этой неделе объявил об уходе со своего поста. Поговаривают, что в знак протеста против создания авиаконцерна. Гендиректор ХГАПП Павел Науменко не скрывал желания возглавить концерн еще тогда, когда в правительстве Януковича возникла идея объединения отрасли. Говорят, что для этого у Науменко были «основания» — он, по информации из достоверных источников, предоставлял самолеты для совершения предвыборных туров «единого кандидата». П.Науменко предложил сосредоточить усилия на двух проектах — АН-140 и АН-74. Машины эти перспективные, однако сужение усилий отрасли до двух проектов заставит нашу страну отказаться от ряда уже существующих рынков сбыта.

Впрочем, успехи самого ХГАПП, мягко говоря, не впечатляют. Так, первый вице-премьер-министр Анатолий Кинах во время своего визита в Харьков в середине марта заявил, что авиазавод задолжал за прошлый год партнерам и банкам в четыре раза больше, чем смог выпустить продукции. Еще 30 ноября прошлого года Хозяйственный суд Киева обязал харьковское предприятие выплатить АНТК им. Антонова 25 млн. гривен долга по авторскому сопровождению за период до 2000 года, а затем это решение 22 февраля подтвердил Киевский апелляционный хозяйственный суд. Всего с начала октября 2004 года АНТК им. Антонова подал семь исков к ХГАПП на общую сумму более 164 млн. грн. Таким образом, можно предположить, что Науменко может использовать свое назначение на должность генерального директора авиаконцерна, чтобы списать долги возглавляемого им сейчас предприятия перед АНТК и, соответственно, уклониться от выполнения взятых на себя обязательств.

Сам Науменко уверен, что конфликт со столичным конструкторским бюро им. Антонова будет решен в ближайшее время. Правда, предложенный им способ вряд ли понравится любому здравомыслящему человеку. В интервью журналистам он заявил, что если все будут подавать встречные иски, то работать будет некому. Другими словами, Павел Науменко намекнул «антоновцам», что им лучше отказаться от притязаний на собственные права, в том числе и авторские. Очевидно, что такая позиция никак не вписывается в концепцию новой политики, предложенную нынешней украинской властью. Такие подходы были характерны для предыдущей власти, во времена которой прав был тот, у кого были более близкие отношения с Банковой.

Вполне вероятно, что Науменко, который еще в прошлом году с уверенностью заявлял, что концерн будет создан вне зависимости от того, кто выиграет президентские выборы, уже видит себя его директором. Возможно, такую уверенность ему по старой традиции (когда главным было «хорошо встретить» гостей) придает визит госсекретаря и советника Президента Владимира Горбулина на его предприятие… Для создания общего концерна необходимо лишь решение Кабмина, поскольку все три предприятия находятся в госсобственности.

Но выиграет ли от такого назначения украинское авиастроение? Вопрос более чем открытый хотя бы потому, что конфликт между нынешним руководством ХГАПП и «антоновцами» погасить вряд ли удастся. В такой ситуации необходим более дифференцированный подход к каждому участнику концерна, а также взвешенная кадровая политика, которая способствовала бы консолидированной деятельности предприятий. Только в этом случае можно будет говорить об эффективности концерна. Сегодня же, когда один из известнейших украинских конструкторов Петр Балабуев заявляет о неэффективности создания объединения и уходит из отрасли, говорить об этом сложно. Представляется, что в таких условиях и господин Науменко мог бы отказаться от части своих амбиций и, как он сам неоднократно заявлял журналистам, «работать на результат».

Ведь в нынешних условиях уже в рамках созданного концерна Украина рискует получить не партнеров, заинтересованных во взаимовыгодном сотрудничестве, а антагонистов. Таким образом, создание концерна станет не спасательным кругом отечественного авиапрома, а еще одним мощным толчком к его деградации, который лишит перспективы как уже работающих в отрасли людей, так и молодых специалистов, которые попросту уйдут к конкурентам.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно