Оценка конкурентоспособности Украины в условиях политических изменений

1 июля, 2005, 00:00 Распечатать

Недавние политические события переместили Украину в центр международных политических дискуссий...

 

Недавние политические события переместили Украину в центр международных политических дискуссий. Оранжевая революция в конце 2004 года продемонстрировала народную поддержку демократии и ответственности власти после многих лет неумелого политического руководства и экономического спада.

Первоначальная эйфория, наступившая после избрания либерального и склонного к реформам Президента Ющенко, сменилась ожиданием увидеть, будет ли новое правительство соответствовать пожеланиям электората, а также международным ожиданиям быстрых реформ. Только путем реформ, направленных на экономическое развитие, эта страна сможет гарантировать более привлекательное будущее своим гражданам. Правительство также заявило о своих намерениях присоединиться ко Всемирной торговой организации и подать официальное заявление о вступлении в Европейский Союз. Для достижения этих высоких экономических и политических целей Украине необходимо следовать путем демократических и экономических реформ, которые повысят экономическую конкурентоспособность страны.

Хотя в последние годы Украина показала очень высокие темпы роста (по данным МВФ, в среднем 8,4% в год, начиная с 2000-го), важно отметить, что эти показатели роста вели отсчет от очень низкой базы. В 1990-х годах в стране существенно сократилось производство, и это сокращение достигло своей кульминации во время экономического кризиса 1998 года. С того времени рост был вызван значительным увеличением доли экспорта, особенно в страны с быстро развивающейся экономикой, к примеру, в Китай (сталь) и Россию (машиностроение). В свою очередь, с помощью прибыли от экспорта поддерживался инвестиционный и строительный бум в стране. Эти факторы, вместе с увеличением кредитования частного сектора и повышением уровня свободных доходов, привели к повышению внутреннего спроса, «подпитывая» процессы роста1. Однако чтобы гарантировать длительный и стабильный рост и повысить уровень жизни в Украине, как показывает наше исследование, еще многое нужно сделать для улучшения общей конкурентоспособности страны.

Всемирный экономический форум проводит исследования конкурентоспособности стран уже на протяжении двадцати пяти лет. В данной статье мы попробуем оценить показатели нынешнего уровня конкурентоспособности Украины с использованием традиционного Индекса роста конкурентоспособности (ИРК)2. Этот показатель измеряет способность экономики достичь стабильного экономического роста в средней и долгосрочной перспективе, исходя из существующих уровней доходов.

Таким образом, в этой статье мы предлагаем анализ перспектив роста Украины, определяя конкурентные преимущества, а также препятствия на пути повышения конкурентоспособности.

Существуют некоторые факторы, влияющие на способность страны поддерживать стабильный рост. Принимая это во внимание, ИРК основан на трех «столпах», которые очень важны для процесса роста: макроэкономическая среда, качество общественных институтов, а также состояние и использование технологий. Базируясь на точных данных, являющихся общедоступными (например, объем дефицита государственного бюджета или показатели распространенности Интернета), а также на данных по исследованию мнений руководителей компаний, проведенному Всемирным экономическим форумом и обеспечивающему более структурированные качественные данные, эти три «столпа» отображены в трех индексах ИРК: индексе макроэкономической среды, индексе общественных институтов и индексе технологий.

В настоящее время Украина показывает плохие результаты по ИКР, занимая 86-е место в общем рейтинге 104 стран. Общий рейтинг включает в себя «подрейтинги» по таким показателям: 76-е место согласно индексу макроэкономической среды, 97-е — согласно индексу общественных институтов и
83-е — согласно индексу технологий. Отметим, что индекс рассчитывался осенью 2004 года, поэтому срез конкурентоспособности Украины предлагается по 2004 году, в период до оранжевой революции. Он дает общее представление о том, с какими проблемами сталкивается сегодня администрация Ющенко, стремясь провести все необходимые реформы, которые позволят стране двигаться по более жизнеспособной траектории роста. Многое еще предстоит сделать.

Макроэкономическая среда

Здоровая макроэкономическая среда является очень важной в создании надлежащих рамок для работы бизнеса. Как видно из табл. 1 (см. стр.7), общая макроэкономическая среда Украины нуждается в улучшении, чтобы обеспечить условия, более способствующие деловой активности и экономическому росту.

1 Международный валютный фонд 2004 (IFM 2004), стр.5.

2 Индекс роста конкурентоспособности (ИРК) был первоначально разработан в сотрудничестве с профессором Джеффри Саксом
и Джоном МакАртуром для Отчета по глобальной конкурентоспособности 2001—2002 (The Global Competitiveness Report 2001—2002). Более детальную информацию о ИРК вы можете найти в главе 1.1. Отчета по глобальной конкурентоспособности 2004—2005.

Страна занимает 50-е место по макроэкономической стабильности. Причина такого посредственного результата — наличие некоторых элементов, ослабляющих макроэкономическую стабильность страны. Например, в Украине сохраняются темпы инфляции, которые, хотя и не особенно высоки по ее собственным историческим стандартам, тем не менее остаются относительно высокими по стандартам международным, что и отодвигает страну на 70-е место, где она соседствует с такими странами, как Гватемала и Уганда.

Бизнес в Украине сталкивается с очень высокими процентными ставками, которые увеличивают стоимость капитала и становятся тормозом развития нового бизнеса. Высокие ставки сочетаются с нехваткой кредитов на развитие частного сектора и с недостатком доверия к банковскому сектору. При этом складывается впечатление, что правительство расходует ресурсы неэффективно. Рейтинг по этому показателю — 94-е место в общем зачете 104 стран, что демонстрирует в самом общем виде не самое эффективное распределение ресурсов в украинской экономике.

За последние годы в стране наблюдался дефицит бюджета (см. график). Однако следует отметить и положительное явление. Благодаря росту, начиная с 1999 года Украина смогла уменьшить свой коэффициент задолженности до более стабильной отметки. С тем, чтобы и дальше снижать показатели задолженности, страна должна вернуться к положительным внешнеторговым балансам и обеспечить устойчивый экономический рост.

Технологии

Как упоминалось выше, в рейтинге использования технологий и инноваций Украина находится на 83-м месте. В табл.2 приведены факторы, определяющие этот низкий показатель. Причем инновационный потенциал Украины — сравнительно сильная ее сторона, по этому индексу страна занимает 39-е место в подрейтинге инноваций. Это хороший показатель (по сравнению с успехами страны в других областях рейтинга), который в том числе определяется высоким «проходным» процентом абитуриентов, желающих получить высшее образование (свыше 43%), а также расходами компаний на проведение НИОКР, которые относительно высоки, принимая во внимание этап развития страны и общий рейтинг конкурентоспособности. Из этого следует, что при более благоприятной экономической среде компании Украины в целом готовы к дальнейшему развитию бизнеса.

Естественно, нет необходимости изобретать новые технологии, чтобы получать прибыль, поскольку их можно приобрести и в других странах. Хотя Украина и демонстрирует некоторый уровень инновационного потенциала, она не извлекает выгоды из приобретения технологий за рубежом. Страна находится в самом конце списка по способности адаптировать новые технологии через привлечение прямых иностранных инвестиций (97-е место в рейтинге). Лицензионные соглашения также не являются существенным источником адаптации иностранных технологий. Более «агрессивное» приобретение и использование иностранных технологий действительно может помочь Украине повысить потенциал конкурентоспособности.

И, наконец, по поводу новых информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ). Украина еще не использует в полной мере эти новые инструменты роста и занимает 76-е место в рейтинге по ИТТ. Представители бизнеса не считают правительство достаточно агрессивным в продвижении этих технологий, и показатели их «проникновения» остаются весьма низкими. Это особенно верно для мобильных телефонов, персональных компьютеров и использования Интернета. Эти инструменты обеспечивают существенный потенциал для роста производительности в экономике, и наше исследование предполагает, что их использование необходимо рассматривать как приоритетное.

Общественные институты

Есть много элементов в макроэкономической среде, а также в состоянии и в использовании технологий, сдерживающих экономический потенциал Украины. Однако самое большое препятствие на пути роста конкурентоспособности страны — это низкое качество общественных институтов. По этому показателюУкраина оказалась на 97-м месте из 104 стран, опередив такие страны, как Чад, Бангладеш и Пакистан.

Из табл.3 видно, что в сфере контрактов и закона Украина практически замыкает список (всего лишь 99-е место). Этому есть много причин, включая тот факт, что право собственности в стране недостаточно защищено законом. Как известно, четкое размежевание и защита прав собственности являются обязательными для развития бизнеса, поскольку именно собственность может служить залогом для привлечения финансирования с целью инвестирования. Когда права собственности под вопросом, у экономических агентов отсутствуют стимулы осуществлять инвестиции, которые могли бы повысить производительность труда и внести вклад в общий экономический рост страны.

Еще одна важная проблема в том, что судебная власть страны, как полагают, остается зависимой от политических влияний. Это снижает стимулы для инвестиционной и деловой активности. Кроме того, организованная преступность приводит к значительным издержкам бизнеса, что является еще одной очевидной помехой экономической конкурентоспособности Украины.

В табл.3 также приведены цифры, свидетельствующие о том, что страна поглощена эпидемией коррупции. Это обуславливает ее 89-е место в подиндексе. Результат коррупции — неэффективность функционирования экономики, а следовательно, снижение потенциала Украины по стабильному экономическому росту в будущем. Особенное беспокойство вызывают взятки в связи с импортом и экспортом товаров, а также с ежегодной уплатой налогов.

Учитывая слабость институциональной среды, но при этом ее критически важную роль в процессе развития, полезно дальнейшее исследование этой сферы. Изучение мнений руководителей компаний предлагает много дополнительных индикаторов эффективности и качества институциональной среды, которые не включены в ИРК, но которые тем не менее могут быть источником полезной информации (см. табл. 4).

Как видно из табл.4, уровень правительственного регулирования бизнеса, а также уровень бюрократизма в стране — одни из высочайших в мире (Украина занимает 102-е место по обоим показателям). Это дает представление о том, насколько сложной является среда для осуществления бизнеса в стране. Очевидно, что для создания более благоприятных условий работы в частном секторе необходимо упростить и сделать более прозрачной регулятивную среду.

Другой важный показатель — уровень свободы прессы, возможность публикации материалов на свое усмотрение, не опасаясь репрессий со стороны власти. В начале 2004 года именно свобода прессы была самым «слабым звеном», так как по этому показателю Украина оказалась предпоследней в списке. После нее шла только Зимбабве — страна, известная своей нетерпимостью к свободе слова. Нобелевский лауреат Амартья Сен писал, что свободная пресса необходима в процессе развития, так как она распространяет знания и обеспечивает критический взгляд на вещи, а в результате способствует увеличению общей экономической эффективности страны.

Поскольку коррупция — тоже серьезная проблема для Украины, в табл. 5 содержатся дополнительные индикаторы в этой сфере.

Как видно из табл.5, проявлений коррупции и непорядочности в экономике Украины немало. Нерегулярные платежи в значительных объемах рапространяются на многие сферы, а издержки бизнеса на коррупцию являются одними из самых высоких в мире.

Это свидетельствует о том, что непорядочность проникает во многие сферы политики и экономики. Например, отмывание денег через банки в Украине оценивается как наиболее распространенное явление среди всех стран, охваченных исследованием, а незаконные пожертвования политическим партиям приобретают пугающие размеры. Вывод очевиден: в рамках политической и экономической реформы бороться с коррупцией нужно в первую очередь.

Выводы

В этой статье были исследованы многие вызовы, с которым придется столкнуться украинскому правительству для повышения конкурентоспособности национальной экономики. Как мы убедились, хотя у экономики Украины есть некоторые слабые стороны относительно макроэкономической среды и состояния использования технологий, самый серьезный вызов — улучшение деятельности общественных институтов страны. В последующие годы наиболее актуальными будут реформы, направленные на улучшение институциональной среды, в которой работает украинский бизнес. Продвижение реформ будет особенно важным в контексте того, что целью Украины является присоединение ко Всемирной торговой организации и Европейскому Союзу.

Действительно, предварительные переговоры с ЕС являются ключевым элементом политической программы, цель которой — заложить основу для будущих переговоров о членстве. Это представляется желательной стратегией для правительства. Страны Центральной и Восточной Европы за десять лет извлекли немалую выгоду, получив институциональные стимулы для экономического и политического реформирования, которые стали возможными благодаря тесному сотрудничеству с ЕС. Есть причины полагать, что выгоды для Украины будут не меньшими, если не большими.

Несмотря на множество проблем, мы остаемся оптимистически настроенными относительно возможности страны осуществить необходимые реформы и закрепиться на более стабильной траектории роста, поскольку нынешнее правительство задекларировало обязательства приступить к решению трудных вопросов. В этом контексте мы не сомневаемся, что при наличии политической воли рейтинг конкурентоспособности Украины в последующие годы будет повышаться. Со своей стороны, Всемирный экономический форум продолжит изучать и измерять прогресс в этих сферах, поддерживая диалог бизнеса и государства с целью нахождения творческих решений по повышению конкурентоспособности Украины.

Справка «ЗН»

Всемирный экономический форум — независимая международная организация, ставящая целью улучшить состояние мировой экономики, привлекая лидеров различных стран и организаций к партнерству для определения глобальных, региональных и отраслевых программ действий. Форум основан в 1971 году, его офис находится в Женеве, Швейцария. Всемирный экономический форум является независимой и неприбыльной организацией без политических, партийных или национальных предпочтений. (www.weforum.org)

Статья публикуется с разрешения Всемирного экономического форума, www.weforum.org

Пожалуйста, присылайте свои идеи, комментарии, статьи и вопросы по поводу конкурентоспособности Украины на электронный адрес compete@mirror.kiev.ua , что поможет нам в дальнейшей подготовке материалов рубрики.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно