ОТКУДА ДРОВИШКИ? ПАРЛАМЕНТ ПРОГОЛОСОВАЛ ЗА УВЕЛИЧЕНИЕ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА НА 2,4 МЛРД. ГРИВЕН

16 мая, 2003, 00:00 Распечатать

Верховная Рада приняла законопроект о внесении изменений в госбюджет на 2003 год и некоторые законы по вопросам налогообложения...

Верховная Рада приняла законопроект о внесении изменений в госбюджет на 2003 год и некоторые законы по вопросам налогообложения. Правда, не в целом, как предлагало подавшее его правительство, а лишь в первом чтении, как рекомендовал председатель парламентского комитета по вопросам бюджета Петр Порошенко. Тем более странным выглядит тот факт, что ни сам он, ни фракция «Нашей Украины» (ни остальные фракции оппозиции) за постановление о принятии законопроекта в первом чтении не голосовали.

Сначала казалось, что правительство и бюджетный комитет ВР, внеся на рассмотрение депутатов законопроект № 3466 «О внесении изменений в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2003 год», продемонстрировали удивительное взаимопонимание. Инициировался он Кабмином, однако базировался проект на многочисленных предложениях депутатов (по словам г-на Порошенко, было учтено таких 80% предложений), и потому был одобрен комитетом ВР по вопросам бюджета.

Борьба за принятие законопроекта была короткой, но жесткой. В четверг до обеденного перерыва правительству не удалось «протолкнуть» законопроект «в целом». Правда, не поддержали депутаты и предложение снять его с рассмотрения и отправить на доработку. Тогда во второй половине дня был рассмотрен компромиссный вариант: законопроект принимается в первом чтении, до 18 мая депутаты подают свои дополнения к нему, и 22 мая парламент выносит окончательный вердикт. Правда, в принятом постановлении не было учтено пожелание бюджетного комитета об исключении из правительственного законопроекта пункта об отмене повышения с 1 июля минимальной зарплаты до 237 гривен (подробнее об этом ниже). Возможно, это и стало причиной неучастия в голосовании «Нашей Украины». Впрочем, фракции большинства справились с принятием постановления на «отлично» и без оппозиционных.

Что же предлагает правительство? Доходная часть бюджета должна быть увеличена до 52,4 млрд. грн., расходная — до 54,4 млрд. грн. (доходы принятого в декабре минувшего госбюджета-03 составляют 50,02 млрд. грн., расходы — 52,056 млрд. грн.). Председатель комитета ВР по вопросам бюджета Петр Порошенко даже считает это в некоторой степени своей победой: «Мы вышли на увеличение доходной части до того показателя, который бюджетный комитет предлагал ко второму чтению… Я хотел бы всем напомнить, какой был шум, что бюджет «надут воздухом», что 54 млрд. — нереально», — отметил он. Теперь же, по его словам, к этой цифре, «объективной и просчитанной», пришло правительство...

Вновь обретенные страной бюджетные средства Кабмин предложил потратить в основном на реализацию социальных программ (225 млн. грн.) и на помощь пострадавшим от «нестандартной» весны сельскохозяйственным производителям (576 млн. грн.). Третьим важным направлением расходов, согласно правительственному законопроекту, должно было стать финансирование повышения минимальной зарплаты (из расчета 185 грн. с разнесением их по тарифной сетке, а не 237). В целом на поддержку сельхозпроизводителей, увеличение расходов на социальные программы, а также повышения минимальной зарплаты и поэтапного введения соотношения в оплате труда правительственный законопроект предусматривает 1,424 млрд. грн. (1,09 млрд. — за счет увеличения доходов общего фонда госбюджета, 337,7 млн. — сокращение расходов госбюджета). Не забыли авторы бюджетных изменений профинансировать за счет государственных капитальных вложений ремонт клуба Кабинета министров (10 млн. грн.) и строительство административного здания Верховной Рады (60 млн.)

Откуда дровишки, или каким образом изыскало правительство этот миллиард? 535,6 млн. грн. планируется привлечь в госбюджет за счет усовершенствования действующего налогового законодательства. Предлагается увеличить некоторые ставки акцизного сбора на общую сумму 234 млн. грн. В частности, несмотря на недовольство отраслевых лобби, предлагается увеличить размер рентной платы на добывающуюся в Украине нефть на 214,3 млн. грн., а также увеличить размер рентной платы на добывающийся в стране газ и ввести рентную плату за добывающийся газовый конденсат. Печально, но предложено с 1 июля на 15% повысить акцизный сбор на табачные изделия (что позволит дополнительно получить в бюджет 55,3 млн. грн.), на 13% — акциз на пиво, на 15% — на крепленые и игристые вина плюс установить новые ставки акциза на натуральные вина и коньяк.

Предлагается также увеличить годовые бюджетные назначения по ряду платежей на 325,8 млн. грн. за счет переадресации начислений из специального в общий фонд госбюджета целевой надбавки для достройки атомных электростанций в объеме 225 млн. грн. Еще одним источником ресурсов на расходы госбюджета предлагается сокращение расходов на 237,7 млн. грн., в основном за счет уменьшения обслуживания государственного долга.

Несмотря на словесную поддержку Петром Порошенко правительственного законопроекта, остались существенные расхождения между правительственным и комитетским видением. Часть разногласий касается формирования местных бюджетов. Так, по мнению председателя бюджетного комитета ВР, дополнение № 4 к «Показатели межбюджетных трансфертов», должно приниматься только после совещания с участием председателей областных советов, председателей областных бюджетных комиссий, представителей местного самоуправления, которое планировалось на 16 мая.

Однако главным яблоком раздора между бюджетным комитетом и Кабмином является вопрос о минимальной зарплате. Напомним: согласно принятому в конце минувшего года ВР закону, с 1 января 2003 года она должна повыситься с 165 до 185 гривен в месяц, а с 1 июля — до 237 гривен в месяц. Новый же законопроект об изменениях в госбюджет-03 отменяет летнее повышение. И это при том, что лишь в середине апреля премьер-министр Виктор Янукович призвал Раду не политизировать вопрос, настаивая на повышении с 1 июля до 237 гривен. По данным правительства, теперь повышение минимальной зарплаты планируется либо в конце года, либо в начале следующего — ближе к новым президентским выборам (за что, похоже, и разворачивается борьба). Причем в соответствии с размером минимальной зарплаты должна пересчитываться вся тарифная сетка работников бюджетной сферы.

По словам П.Порошенко, правительственный законопроект в связи с решением проблемы минимальной зарплаты не предусматривает поддержки местных бюджетов. А ведь «существуют серьезные расхождения в уровне бюджетного обеспечения, например, больших городов и сельских районов. И система бюджета как раз направлена на перераспределение государственного дохода для соблюдения принципа социальной справедливости. Оставлять местные бюджеты один на один с этой проблемой недопустимо», — сказал он.

Несмотря на это, по мнению Петра Алексеевича, повышать с 1 июля минимальную зарплату надо, и такая позиция комитета «не является популистской». Дополнительные бюджетные расходы при этом составят несколько сотен миллионов гривен (для обеспечения же полного пересчета тарифной сетки необходимо около полумиллиарда гривен в месяц).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно