Отчетность за абонплату

10 февраля, 2012, 15:51 Распечатать Выпуск №5, 10 февраля-17 февраля

Теперь за сдачу налоговой отчетности предприниматели вынуждены регулярно платить еще и киберпосредникам.

© Андрей Товстыженко, ZN.UA

Длинная очередь в последний день сдачи налоговых деклараций по НДС, но не в привычное окошко для юрлиц, а в кабинет к начальнику районной налоговой инспекции, — такую картину можно было увидеть в конце прошлого года.

— В чем дело? — спрашиваю у тех, кто ближе к дверям кабинета.

— Декларации по НДС принимают только по электронной почте. Кто не обзавелся электронной цифровой подписью и печатью, идут на ковер к начальству налоговой, — невесело отвечают бухгалтеры.

Так заканчивалась тотальная зачистка тех плательщиков НДС, которые добровольно не могли или не хотели переходить на дистанционную сдачу налоговой отчетности посредством электронной цифровой подписи.

В стойло

Процесс мотивации к отчетности средствами телекоммуникационной связи активизировался еще летом прошлого года. Механизм реализации принудительного перехода на новые технологии простой. Бухгалтера, принесшего в налоговою инспекцию месячную отчетность по НДС, приглашали на разъяснительную беседу к начальству. Лишь после этого принимали декларацию. Доводы о том, что нет соответствующей техники и специалиста-компьютерщика, без которого бухгалтеру с премудростями установки и эксплуатации ответственных программ не справиться, в учет не принимались. В ответ можно было услышать безальтернативное: «Если не можете, тогда переходите на упрощенную систему налогообложения».

— Почем «опиум» для народа? — шутит какой-то весельчак в той же очереди.

— Почти даром: 900 грн. за программу разово, плюс по 80 грн. за каждую электронную подпись (директора, бухгалтера) и печать предприятия ежегодно.

— И кому платить?

— Безнал перечислять на фирмы, которые уже давненько пригрелись аккурат возле окошек по сдаче отчетности в помещении налоговой.

…то русскому смерть

Недешево нынче обходится отечественному налогоплательщику отчетность, которая ему в общем-то не нужна, по крайней мере, в том виде, как это делается. Тем не менее, чтобы отчитываться перед государственными органами, он содержит бухгалтерию, тратится на компьютерную и периферийную технику, программное обеспечение, платит специалистам, эксплуатирующим всю эту бухгалтерскую начинку офиса, а сколько бумаги изводят принтеры и ксероксы… (Кстати, уменьшения расхода бумаги в связи с переходом на «безбумажную» компьютерную технологию дистанционной передачи отчетности не ожидается. На практике предприниматели все равно хранят бумажный вариант декларации плюс квитанции о ее принятии в центральной и районной налоговой службе.)

С каждым годом этот снежный ком растет, снижая рентабельность и без того хилого бизнеса за счет непроизводительных расходов. На доходах крупной компании это не так заметно, но малому и среднему бизнесу, с трудом тянущему зарплату «по-белому», в тягость.

Вряд ли выигрывает от этого государство и общество в целом. Ведь огромный и с каждым годом увеличивающийся человеческий и производственный ресурс отвлекается отнюдь не на созидание, а на бесконечную, часто не оправдывающую себя ловлю ведьм.

Подозрительные фискалы, внедряя то или иное новшество, часто повторяют, мол, это европейский опыт, забывая народную мудрость — «что немцу хорошо, то русскому смерть». Ведь Украина, увы, все еще не Европа, где, к примеру, полицейские на полном
серьезе выписывают водителю штраф в размере 0 (ноль) евро за неправильную парковку в расчете на то, что нарушителю будет стыдно и он больше так поступать не будет. Вот бы и нашим налоговикам хотя бы в экспериментальном режиме внедрять и такой европейский опыт, вместо того чтобы создавать условия для наполнения решета госбюджета штрафами.

Нелишне напомнить, что дополнительные расходы предприятий, находящихся на общей системе налогообложения, непосредственно бьют по карману государства, ведь они снижают прибыль и соответственно отчисления налогов.

Заплати и отчитайся

Но кто же выиграет от нововведения? В первую очередь коммерческие компании, берущие плату за программу пересылки электронной отчетности (те самые 900 грн.) и сертификаты открытых электронных ключей (80 грн./шт.). Справедливости ради надо отметить, что многие предприниматели пошли по компромиссному пути — они установили на свой компьютер демоверсию ПО, за которую платить нет необходимости. Ну а абонплата (ведь ключи действительны только на протяжении года) за набор сертификатов открытых ключей производится минимум раз в год или чаще, если произошли какие-либо изменения в данных предприятиях или ЧП с самими ключами.

Учитывая, что, например, банковская платежка, как правило, предполагает наличие двух подписей и печати, то и набор электронных ключей состоит из трех составляющих: ключ подписи директора, бухгалтера и ключ печати предприятия. Т.е. 240 грн. в год — это и есть минимальный дополнительный платеж предприятия за сдачу отчетности.

Несложно оценить, что только юрлица города Киева в 2011 году заплатили за услугу киберпосредников около 50 млн. грн. (без учета стоимости приобретения полноценного программного обеспечения — по 900 грн. на компанию). Напомним, что только в столице зарегистрировано около 190 тыс. юридических лиц. Соответственно, в 2012-м и последующие годы платежи повторятся, разумеется, по перманентно растущим тарифам, наполняя не госбюджет, о котором так пекутся на словах фискальные органы, а счета приватных компаний, взявших на абонплату, судя по всему, весь бизнес, работающий на общей системе налогообложения.

Впрочем, есть еще один небедный игрок на рынке программного обеспечения, который нежданно-негаданно тоже получил профит от цифровых нововведений. Так уж случилось, что программа передачи налоговой отчетности работает в операционной системе Windows. Видимо, разработчики отечественного ПО забыли или проигнорировали, что часть наших соотечественников, дабы избежать проблем с нелицензированным ПО, пользуются альтернативными операционными системами, распространяющимися бесплатно. Выходит, что и эту категорию законопослушных компаний теперь принуждают работать с Windows? Если так, то они будут вынуждены покупать ПО у Microsoft или, уподобляясь другим нарушителям, устанавливать пиратское.

Может, но не обязан

Напоследок хотелось бы процитировать пункты типового договора о признании электронных документов, который подписывают компании, переходящие на дистанционную отчетность. Понятно, что второй стороной договора выступает районная налоговая инспекция.

Так, п. 2 раздела 1. Предмет договора звучит следующим образом: «Договор предоставляет плательщику налогов возможность, но не обязует его подавать органу ГНС налоговые документы в электронном виде, если иное не предусмотрено законом».

Кроме того, в договоре предусмотрен подпункт 2.3 раздела 3. Обязательства и права сторон: «Плательщик имеет право не посылать налоговую отчетность в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи в случае ее подачи в бумажном виде».

Очень правильные слова, но почему на практике выходит иначе? Ведь почему появилась та самая очередь? У людей не принимали не только бумажную отчетность, но и ее электронный вариант на флешках. Да и сейчас, по словам предпринимателей, не каждая районная налоговая инспекция в Киеве примет бумажный отчет, во всяком случае, по налогу на добавленную стоимость.

Видимо, написанное в договоре надо понимать следующим образом: «Плательщик имеет право не посылать налоговую отчетность в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи, если ему каким-то образом удалось ее подать в бумажном виде». А если в бумажном виде не принимают, то хочешь не хочешь, а подавать нужно средствами телекоммуникации. И это только твои проблемы, что в компании, предоставившей ПО и сертификаты открытых ключей, на звонок отвечают буквально следующее: «В настоящий момент все операторы заняты. Оставайтесь на линии… Спасибо за то, что остаетесь на линии…».

Даже если уж очень хочешь отчитаться, так как сроки сдачи налоговых деклараций подходят к концу, то как законопослушному налогоплательщику ее послать?

Комментарий юриста

Сергей БОЯРЧУКОВ, управляющий партнер
ЮК «Алексеев, Боярчуков и партнеры»:

— Анализируя нормы действующего Налогового кодекса, можно сделать вывод: только физические лица-предприниматели и юридические лица, которые относятся к малому бизнесу, так называемые малые предприятия, вправе подавать отчетность в письменном виде в местную налоговую инспекцию лично или по почте, независимо от того, на какой системе налогообложения они находятся (на упрощенной или общей). Что же касается среднего и большого бизнеса, то его представители имеют право подавать отчетность только в электронном виде с соблюдением условий регистрации подписей подотчетных лиц (пп. 49.3 и 49.4. ст.49 НКУ).

Эти нормы обойти нельзя, и вот почему: большую силу, чем любой кодекс, имеет только Конституция Украины. Если нормы кодекса противоречат положениям Конституции, тогда можно в любом суде доказать правоту неприменения таких норм кодекса. Наша же Конституция рассчитана только на регулирование отношений граждан, а не юридических лиц тем, и поэтому она не содержит норм, на которые можно было бы опереться в суде, дабы доказать несправедливость этих правил подачи налоговой отчетности. Вот и получается, что в вопросах налогообложения высшую силу имеет профильный Налоговый кодекс, который прямо и предусматривает такие правила отчетности, и никакой суд здесь не поможет. Другими словами, законодательно нет оснований для разрешения такого спора с нашим государством в суде.

Посоветовать можно предпринимателям только одно: дробить свой бизнес, т.е. создавать не одно среднее, а два или три малых предприятия с одинаковыми видами деятельности.

Если же юрлица среднего и большого бизнеса будут игнорировать эти правила и подавать отчетность в налоговую по почте, то сие чревато законными штрафами за каждую такую несвоевременную отчетность, через три месяца — внеплановая проверка, через год — аннулирование регистрации.

Критерии распределения налогоплательщиков на больших, средних и малых предусмотрены ч. 7 ст. 63 Хозяйственного кодекса от 16.01.2003 г. N 436-IV. Их два: количество работающих и объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год.

Малыми (независимо от формы собственности) признаются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год не превышает 50 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за этот период не превышает 70 млн. гривен.

Большими определяются предприятия, в которых среднеучетная численность работающих за отчетный (финансовый) год превышает 250 лиц, а объем валового дохода от реализации продукции (работ, услуг) за год превышает сумму 100 млн. гривен.

Все другие предприятия определяются средними.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно