От Каспия до Балтики — энерготранзитное сообщество

23 мая, 2008, 14:59 Распечатать Выпуск №19, 23 мая-30 мая

22 мая в Киеве проходил Международный энергетический форум, который, по сути, стал рабочей площадкой для обкатки идей и документов, принятых 23 мая на Киевском саммите по вопросам энергетической безопасности.

22 мая в Киеве проходил Международный энергетический форум, который, по сути, стал рабочей площадкой для обкатки идей и документов, принятых 23 мая на Киевском саммите по вопросам энергетической безопасности.

Киевские энергофорум и саммит — логическое развитие Краковской инициативы о сотрудничестве сначала пяти государств Балто-Черноморского бассейна и Казахстана. Второй саммит состоялся в Вильнюсе и был представлен руководителями шести государств и представителями еще нескольких заинтересованных стран. Третий — Киевский — саммит согласились посетить изначально президенты восьми государств: Азербайджана — Ильхам Алиев, Грузии — Михаил Саакашвили, Латвии — Валдис Зетлерс, Литвы — Валдас Адамкус, Польши — Лех Качиньский, Молдовы — Владимир Воронин, Румынии — Траян Басеску, а также еврокомиссар по вопросам энергетики Андрис Пибалгс.

Приглашали на форум и саммит и россиян, но еще 21 мая они не ответили на приглашение. Впрочем, представители и «Газпрома», и некоторых других компаний на энергофоруме были. И даже заметили, что высокопоставленный представитель Грузии выступал на форуме на английском языке, а не на русском, как они привыкли слышать. К слову, президент Польши «поработал» 23 мая авиатаксистом: привез и отвез коллег-президентов Балтийских государств.

Киевский энергофорум примечателен тем, что, пожалуй, впервые удалось на равных привлечь к его работе научные умы и, соответственно, научные разработки в энергоотрасли. Поэтому символично, что 22 мая энергофорум открывали президент Украины Виктор Ющенко и академик, президент НАН Украины Борис Патон. Хотя, с другой стороны, довелось услышать и о не самом высоком представительстве на этом мероприятии. Впрочем, это вопрос спорный. Тем более что основные решения предполагалось утвердить 23 мая на энергосаммите. А на форуме было представлено свыше 130 компаний и организаций из 30 стран.

Открывая международный энергетический форум в Киеве, президент Украины В.Ющенко заявил, что возможности Украины в сфере транзита энергоносителей имеют значительный потенциал для развития. «Мы остаемся открытыми в этой теме», — сказал он. Глава государства подчеркнул, что альтернативы транзиту углеводородов через территорию Украины не существует: «Сегодня мы понимаем, что различные проекты — Северный поток, Голубой поток — предназначены для компенсации роста объемов транзита». По его словам, Украина и в дальнейшем будет руководствоваться конструктивным подходом в отношениях между поставщиками и транзитерами энергоносителей.

В связи с этим В.Ющенко также отметил, что осенью 2008 года планируется проведение донорского форума по вопросам модернизации украинской ГТС. Украина уже обращалась к Европейскому Союзу с предложением сформировать единую политику, в том числе и в вопросе реконструкции украинской газотранспортной системы. Осенью Европейская комиссия проведет первое мероприятие, цель которого — «сформировать 2,5 млрд. долл. стран Евросоюза для реконст­рукции газотранс­портной системы Ук­раи­ны». «Мы исходим из того, что подобные пла­ны, включая формирование наших общих принципов, общих основ, гарантирование безопасности этого процесса, повышают энергетическую безопасность как в каждой стране, так и в рамках ЕС», — подчеркнул В.Ющенко.

Основной мессидж президента Украины состоял в том, что «сегодня вызовы, стоящие перед энергетическим рынком, в том числе политизация отношений на нем, свидетельствуют о том, что ни одна страна не может справиться с этими вызовами самостоятельно. Нефть и газ становятся продолжением политики». И это свидетельствует о том, что сегодня организация энергетического рынка нуждается в серьезных изменениях.

Поэтому Украина и Грузия совместно предложили проект концепции формирования открытого Балто-Черноморско-Каспийского энерготранспортного сообщества.

Целью создания такого сообщества является повышение надежности и прозрачности транзитных поставок энергоносителей в Европу. «Основные цели этого амбициозного политико-экономического проекта заключаются, в первую очередь, в повышении надежности транзитных поставок энергоносителей от производителя к потребителю, повышении прозрачности энергопоставок в Европу, в том числе за счет обеспечения баланса интересов между поставщиками, транзитерами и потребителями», — сказал В.Ющенко. Он также отметил, что эта тема впервые поднята в таком контексте: «Я исхожу из того, что саммит станет первым вкладом, первым ответом на то, как сформировать видение общей концепции транзитного пространства от Балтий­ского, Черного и Каспийского морей».

Речь идет не только о достройке нефтепровода Одесса—Броды до Плоцка и Гданьска, что даст возможность Евросоюзу получить кратчайший путь к каспийской нефти. Президент назвал данный проект также неотъемлемой составляющей европейского энергетического рынка и подчеркнул, что необходимо построить новую политику отношений между потребителями, производителями и транзитерами энергоносителей. Только не думайте, что имелся в виду единый транзитный тариф на услуги во всех странах от Каспия до Балтики. Не об этом речь. «Мы фактически начинаем формирование, по сути, новой культуры транзита энергоносителей с Востока на Запад», — сказал президент. По его словам, формирование такой культуры будет способствовать повышению безопасности энергопоставок.

В.Ющенко обратил внимание на необходимость объединения украинской энергосистемы с энергосистемой Западной Европы: «Присоединение украинской энергосистемы к европейской усилит безопасность энергообеспечения как Украины, так и ЕС». Он также подчеркнул, что среди приоритетов энергетической политики Украины — разработка и освоение нефтегазовых месторождений, и что Украина заинтересована в привлечении на этот рынок инвестиций.

Выступая на саммите в пятницу, президент подчеркнул, что Киев рассматривает украинские нефте- и газотранспортную системы как неотъемлемую составляющую европейской энергетической политики.

Кроме того, Украина предложила Казахстану и Азербайджану рассмотреть возможность участия в строительстве новых НПЗ на ее территории. В этой связи на форуме было представлены результаты исследования международной компании Mott MacDonald. По их данным, на строительство нового НПЗ в Украине мощностью 10,5 млн. тонн переработки нефти в год потребуется от трех до пяти лет и 3—4 млрд. долл. инвестиций. Затраты на проект составят в действующих ценах порядка
400 млн. долл. в год. Впрочем, вопрос о строительстве нового НПЗ или реконструкции действующих мощностей окончательно пока не решен.

«Мы уже сегодня говорим о создании нового энергокоридора, который может связать Каспий с Балтийским морем. Это новый элемент регионального сотрудничества. …очень большой формат этого проекта, политическая поддержка всех стран — участниц этого коридора уже есть и осталось только согласовать экономические и технические детали сотрудничества», — сказал И.Алиев в ходе совместной пресс-конференции с президентом Украины Виктором Ющенко по итогам их двусторонних переговоров в четверг в Киеве. Он также отметил, что осталось протестировать на практике этот проект, чтобы «посмотреть на результат».

Собственно, никто всерьез и не рассчитывал, что сразу после Киевского энергосаммита по еще недостроенному Евро-Азиатскому нефтетранспортному коридору пойдет нефть из каспийских месторождений Азербайджана и Казахстана. Однако определенные надежды возлагали на ответ Азербайджана. Тем более что официальный визит президента Республики Азербайджан Ильхама Алиева в Киев длился с 21 по 23 мая. Президент Алиев по крайней мере пообещал, что когда получит к началу июля готовое технико-экономическое обоснование Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора, готов предметно обсуждать возможность участия своей страны в этом проекте прежде всего как поставщика нефти. Обсуждать в частности в рамках созданной украинско-азербайджанской комиссии на уровне президентов двух стран, а также в формате создаваемого Балто-Черноморско-Каспий­ского сообщества. Чего не скажешь о Казахстане, энергоресурсы которого могли бы существенно повлиять на ускорение реализации вышеуказанного нефте­транзитного проекта.

Выступая на энергофоруме в четверг, вице-министр энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Ляззат Кетебаевич отметил, что реализация проекта транспортировки в Европу каспийской нефти через нефте­провод Одесса—Броды для его страны в настоящее время проблематична. Хотя нефтяной ресурс Казахстан может предложить. Но, по мнению вице-министра, рассматриваемые варианты доставки каспийской нефти в Европу для Казахстана слишком сложны технологически (необходимы четыре перевалки нефти по маршруту до Одессы) и экономически не оправданы. Он просто предложил участникам проекта договориться с Россией и проложить по ее территории связующий нефтепровод протяженностью 150 км, чтобы соединить действующие нефтепроводы и уже сегодня получить возможность доступа к ресурсу в 37 млн. тонн нефти, который может потенциально прокачать «Каспий­ский трубопроводный консорциум». После таких заявлений рассчитывать на Казахстан в ближайшем будущем не приходится. Он по-прежнему движется в фарватере РФ.

Кстати, о РФ. Никто не говорит, что Россию не нужно приглашать сотрудничать в новых транспортных проектах. Более того, сегодня все новые маршруты не рассматривают однозначно в качестве альтернативы действующим и создаваемым по инициативе РФ маршрутам доставки энергоносителей.

В ходе состоявшихся энергофорума и саммита энергетической безопасности было презентовано еще ряд интересных проектов, исследований, докладов, подписаны соглашения, о которых «ЗН» расскажет в следующих номерах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно