ОСЕННИЙ ЛИСТОПАД ИЗ НАЛОГОВЫХ КОДЕКСОВ СРАЗУ ТРИ НАЛОГОВЫХ КОДЕКСА ЖДУТ ДЕПУТАТСКОГО ВЕРДИКТА — ОДИН «БОЛЬШОЙ» И ДВА «МАЛЕНЬКИХ»

Поделиться
Прошлая неделя ознаменовалась появлением на свет божий сразу двух налоговых кодексов. Правда, «маленьких»...

Прошлая неделя ознаменовалась появлением на свет божий сразу двух налоговых кодексов. Правда, «маленьких». Это в добавок к тому «большому», который законодатели с лета не могут одолеть. Теперь, наконец, у парламента появилась возможность окончательно определиться с фискальными правилами игры на будущий год и закрыть тему налоговых поступлений в бюджете- 2001. Только вот со временем, как всегда, напряженка. Уже к 1 ноября Кабмин должен привести положения нормативно-правовых актов в соответствие с нормами одного из малых налоговых кодексов. А вот какого именно кодекса, пока не ясно.

Надо отдать должное народным депутатам, членам комитета по вопросам финансов и банковской деятельности, которые признают, что на сегодняшний день не представляется возможным выносить проект Налогового кодекса на второе чтение. Уж больно сыро он выглядит. Более 5 тысяч замечаний и дополнений к законопроекту поступило в комитет от субъектов законодательной инициативы, и поток сей не иссякает. А их же все нужно, в соответствии с регламентом, рассмотреть и принять по ним решения. Спасательным кругом во временном цейтноте может стать принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты по вопросам налогообложения» или так называемого малого Налогового кодекса. Однако интрига состоит в том, что правительство и Минфин не посчитали нужным воспользоваться уже существующим еще с июля депутатским законопроектом, а сделали соответствующий заказ специалистам Государственной налоговой администрации (ГНА). В результате появилось сразу два малых кодекса: депутаты поспешили доработать и зарегистрировать в Верховной Раде свой документ, ГНА положила на стол заказчикам альтернативный законопроект. Теперь наверняка перетягивание каната по данному вопросу обеспечено. Чья возьмет — на сегодня вопрос. Не исключено, что на выходе появится симбиоз из двух предложенных документов. Ясно одно, проект кодекса, разработанный в финансовом комитете, имеет поддержку среди депутатов широкого спектра партий и фракций. Он зарегистрирован первым и будет проходить основным, правительственный — альтернативным.

Депутатский кодекс — 4,5—5,5 миллиарда недобора в бюджет...

Прежде всего депутаты настроены дать право органам местного самоуправления самостоятельно предоставлять льготы по налогам и сборам на местах. Плюс к этому они сокращают перечень налогов и сборов местного значения на 6 видов. Ну какой толк, скажем, от сборов с собственников собак, за участие в тотализаторе и выигрыш в бегах на ипподроме и т.п. Одновременно сокращается и количество общегосударственных налогов и сборов — вместо 23 останется 17. За бортом остались: налог на промысел, сборы на геологоразведочные работы, в Чернобыльский и Инновационный фонды, на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, гербовый сбор.

Грядут перемены и в среде базовых налогов. С целью легализации экономики и расширения базы налогообложения запланировано радикально снизить ставку НДС — с 20 до 15 %. Правда, к этим 15 процентам в 2001 году прибавляются еще 2 в счет компенсации потерь от упразднения сбора в Госиннофонд и коммунального налога. Изменениями в закон о НДС также предусмотрены меры, предполагающие активизацию операций финансового лизинга, что частично должно компенсировать потери от снижения ставки налога. Существенным компенсатором ожидаемых бюджетных недопоступлений от НДС считают авторы упразднение льгот по данному налогу для предприятий, расположенных на территориях специальных экономических зон.

По заверениям народного депутата Сергея Терехина, соль предложенных изменений к Закону «О налогообложении прибыли предприятий» состоит не в непосредственном снижении налога на прибыль. Вместо этого предложено практически в 2 раза увеличить ставки амортизационных отчислений предприятиям, что по сути аналогично снижению налога на прибыль, но такой маневр позволяет: 1) поставить в более выгодные условия сферу производства, которая имеет большую капиталоемкость по сравнению со сферой распределения; 2) стимулировать капитализацию прибыли, вместо ее потребления за пределами производственной сферы.

Намерены депутаты потревожить и старожила сферы налогообложения — декрет «О подоходном налоге с граждан» 1992 года рождения. На суд парламента выносится новая шкала налоговых ставок, с возможностью ее индексации в зависимости от капризов инфляции. Предложенная четырехступенчатая шкала с точкой перегиба на ставке 30% (см. таблицу), с одной стороны, облегчает жизнь малообеспеченным гражданам, с другой стороны, дает возможность легализовать сверхдоходы.

>

В добавок ко всему решено упразднить зависимость ставок налога на землю (несельскохозяйственного назначения) от функционального использования земельных участков. Ставки предложено варьировать только в зависимости от местоположения участков.

В итоге финансовые оценки недобора в госбюджет от принятия положений депутатского варианта малого Налогового кодекса лежат в пределах 4,5—5 млрд. грн. По словам председателя финансового комитета Валерия Алешина, самые пессимистические прогнозы ограничиваются 5—5,5 млрд. Реальная же цифра, по его заверению, будет скромнее — в прогнозах не учтена, например, отдача от того, что легче вздохнут предприятия-производители, заработает лизинг. Наконец, уменьшение налогов должно повлечь за собой детенизацию экономики и соответственно расширение налоговой базы.

...правительственный — 1,2 миллиарда

Значительно более скромным в послаблениях вырисовывается вариант правительственного кодекса. Оно и неудивительно: сами предлагают — сами же и будут выполнять бюджет исходя из заложенных налоговых поступлений. Да и не стоит сбрасывать со счетов, что разрабатывает-то этот законопроект ГНА. Зато, как это ни странно, специалисты из ГНА предлагают снизить ставки НДС до 17% (плюс 2% на 2001 год). Скорее всего, они пошли на это, просто позаимствовав положения Налогового кодекса. По мнению оппонентов, такое незначительное снижение ставок неэластичного налога не облегчит жизнь налогоплательщика, зато неоправданно уменьшит поступления в бюджет. Правда, авторы законопроекта ожидают, что смогут полностью наверстать потери, перекрыв лазейки неоправданного возврата НДС. Для этого, в частности, срок возмещения НДС предлагается увеличить вдвое. Одновременно предложено реструктуризировать бюджетную задолженность по НДС перед предприятиями (на сегодняшний день, по данным налоговой администрации, она составляет около 3 млрд. грн.) с удобной оговоркой: «...на сумму реструктуризированной задолженности проценты не начисляются».

Вразрез с депутатским вариантом идут предложения по уменьшению ставки налогообложения прибыли предприятий с 30 до 25%. Особенно если рассматривать их в комплексе с предполагаемыми ограничениями размеров амортизационных отчислений, которые ставят в невыгодные условия инвесторов.

Вместо действующей ныне пятиступенчатой шкалы подоходного налога с граждан — 10, 15, 20, 40% — в проекте предложена трехступенчатая — 10, 20, 25%. Вот только уровни доходов, с которых эти ставки взимаются, пока не определены. Среди компенсаторов — 10-процентный налог с доходов от банковских депозитов, увеличение до 5% налога на рекламу, на 39% с собственников автобусов, возрастание ставок акцизного сбора с престижных автомобилей (с объемом двигателя более 2,5 л). Кроме того, банкам попытаются на законодательном уровне ограничить возможность неограниченного занижения прибыли за счет покупки иностранной валюты. Предлагается также восстановить практику реализации конфискованных алкогольных напитков и табачных изделий. В итоге недобор в госбюджет, по заверению заместителя главы ГНА Алексея Шитри, составит около 1,2 млрд. грн. Теперь парламенту решать, чьи расчеты точнее и кому за все это придется платить в следующем году.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме