«Операция на окружение»

22 февраля, 2008, 15:17 Распечатать Выпуск №7, 22 февраля-29 февраля

Дебют Донецкого областного совета в роли собственника региональной компании «Вода Донбасса» вышел, перефразируя известную пословицу, комом...

Дебют Донецкого областного совета в роли собственника региональной компании «Вода Донбасса» вышел, перефразируя известную пословицу, комом. Новый «хозяин» монопольного поставщика питьевой воды в области начал с того, что на первой же своей сессии в 2008 году повысил тарифы на питьевую воду, отпускаемую компанией частным лицам, предприятиям и населению.

Теперь водоканалы в городах Донецкой области будут покупать питьевую воду для обслуживаемых ими жителей по 0,74 грн. с НДС за кубометр. Предприятия теплокоммунэнерго теперь должны будут раскошелиться на 4,2 грн. с НДС за кубометр. Такая же цена установлена для бюджетных учреждений и организаций. Тарифы для населения составили 2,4 грн. с НДС. Цена возросла в среднем на 51%.

Для жителей Донецкой области самое неприятное в этом событии то, что они могут стать жертвами классической «операции на окружение». Холодная питьевая вода — структурный элемент себестоимости практически всех коммунальных услуг. Эту же воду затем подогревают в котельных и подают в систему отопления. Эту же воду из тех же котельных подают в трубы как горячую. Этой же водой, в конце концов, поливальные машины по утрам «освежают» улицы, уборщицы моют подъезды, лестницы и офисы, а пожарные заливают горящие здания и прочие объекты.

«Повышение цен только на воду — это не такая уж большая беда, но это провоцирует цепную реакцию», — сокрушался мэр Донецка Александр Лукьянченко. Соответственно, ближе к лету, по мнению специалистов, следует ожидать традиционного повышения (или, как мягко выражаются представители местных властей, пересмотра) коммунальных тарифов.

Спастись от подорожавшего «навязчивого сервиса» не удастся никому, поскольку цену повышает монополист на местном рынке водоснабжения. Компания «Вода Донбасса» стала своеобразным гибридом двух весьма солидных предприятий водоснабжения Донбасса — «Донецкоблводоканала» и «Укрпромвод­чермета». Первое предприятие находилось ранее в областной коммунальной собственности и обслуживало жителей 18 городов Донбасса. Второе — бывшее государственное предприятие, в ведении которого находится канал «Северский Донец—Донбасс». После того как региональные чиновники добились, наконец, передачи «Укрпромводчермета» также в коммунальную собственность облсовета, оба предприятия слились в единое целое. Так и родился монстр под названием «Вода Донбасса». Теперь в руках этого монополиста — единственный в области источник централизованного водоснабжения и распределительные сети в большинстве населенных пунктов.

Собственные водоканалы име­ют лишь 12 городов Донецкой области, но и они вынуждены покупать воду для своих абонентов у «Воды Донбасса». Так что и в городах с «самостоятельными», на жаргоне донецких администраторов ЖКХ, водоснабжающими предприятиями тарифы на воду тоже вырастут. Во всяком случае, в Донецке — точно. По словам мэра, экономисты уже даже сели считать, на сколько именно придется повысить цены. Предпо­лагается, что кубометр воды для населения дороже 2 грн. стоить ни в одном из 12 городов не будет, и получится все равно дешев­ле, чем такие же расценки компании-монополиста. Сейчас наблюдается аналогичная ситуация — даже по старым ценам услуги «Воды Донбасса» дороже, чем у муниципальных водоканалов.

Надо отметить, что решение о повышении цен далось депутатам Донецкого облсовета нелегко. Сразу после создания компании «Вода Донбасса» группа аудиторов посчитала себестоимость услуг компании. Получили в итоге оптовый тариф 0,72 грн. за кубометр без НДС. Действующий тариф для водоканалов области составлял 0,41 грн.

«Я тогда пришел к депутатам, изложил ситуацию и сказал: вы — собственники, вам принимать решение — или дотировать, или менять цены», — вспоминает дальнейшее развитие ситуации генеральный директор компании «Во­да Донбасса» Александр Алипов. По его словам, тарифы на услуги «Укрпромводчермета» и созданного на его базе нового предприятия не пересматривались с 1999 года и необходимость изменения цены была вопросом выживания «водного монополиста».

Аналогичный аргумент, конечно, приводит каждый коммунальный начальник, когда оправдывает повышение цен. И нельзя не отметить, что такие доводы зачастую оказываются правдой. С того же 1999 года предприятие, например, тщетно пытается экономить на электроэнергии. С тех пор как Кабмин дал энергетикам право ежемесячно повышать цену, энергетики этим правом пользуются более чем активно. В 1999 году «Укрпромводчермет» потребил за год 1242 млн. кВт•ч, в 2007-м «Вода Донбасса» —
856 млн. кВт•ч электроэнергии. В то же время в денежном выражении эта статья расходов стала обходиться предприятию в полтора раза дороже. В итоге — убытки, убытки, убытки: в 2006 году — 19,3 млн. грн., за восемь месяцев 2007-го — 5,2 млн. грн. После реорганизации «дебет с кредитом» пока не сводили.

Помимо убытков, все это хозяйство требовало (и требует) огромных вложений в модернизацию, ремонты, поддержание всей системы в работоспособном состоянии. Сейчас хозяйства изрядно прибавилось. В то же время, по словам Александра Алипова, последний собственник, который «заботился о прибыльности предприятия», — Минпромполитики. Уже с 2004 года предприятие было передано в управление Донецкой областной государственной администрации, затем и вовсе отошло в собственность территориальной общины. Новые управляющие, впоследствии — новые владельцы, вынуждены были при расчете тарифа учитывать не только данные аудита, экономические показатели и прочее, но и социальный фактор. Соответственно, любые попытки экономистов вписать в проекты тарифов инвестиционные надбавки на ремонт и замену вышедших из строя или находящихся в аварийном состоянии сетей и оборудования пресекались безжалостно. Цена на услуги водоснабжения рассчитывалась с учетом одних лишь эксплуатационных затрат. На профессиональном жаргоне — «голая себестоимость». Деньги на ремонты, чтобы хоть как-то снизить потери в изношенных сетях (до 44% воды уходит в землю), приходилось клянчить у государства.

«К сожалению, когда тарифы начали рассматривать в ходе регуляторного процесса, областная администрация внесла предложение оптовый тариф снизить с тем расчетом, чтобы понизить нагрузку на города. Проводимая политика убыточности предприятия при­вела к тому, что средства в наши дырявые сети не вкладывались, и люди перешли на подачу воды по графику. Отсюда все неприятности и недовольство людей», — считает руководитель компании «Вода Донбасса».

Депутатам Донецкого облсо­вета дотировать такую махину было то ли жалко, то ли не за что (интересно, применимо ли в данном случае выражение «нахапали столько, что не могут содержать»?). В итоге новые тарифы вынесли на утверждение сессии регионального «парламента». Об­с­уждение получилось трудным и шумным. Против повышения тарифов поставщика выступил и мэр Донецка Александр Лукьян­ченко. Градоначальник шахтерской столицы обвинил компанию «Вода Донбасса» в том, что та пытается пролоббировать завышенные тарифы. В конце концов, решение прошло, но с перевесом всего в пять голосов. Чтобы оценить накал страстей, достаточно вспомнить, что из 150 депутатов Донецкого облсовета 120 представляют Партию регионов, так что, как видно, сложный тарифный вопрос смог расколоть даже «нерушимые» ряды «бело-синих» однопартийцев.

Председатель облсовета Анатолий Близнюк впоследствии одернул своего «партайгеноссе», назвав протестные выступления донецкого мэра «недальновидными». Тот завелся и не замедлил съязвить в ответ. «Это решение останется на совести депутатов, которые проголосовали, чтобы убытки в 100 млн. грн. были «раз­ложены» на тех, кто к неэффективному руководству облводоканала непричастен. А говорить о «недальновидности»… Говорить об этом будут жители», — заявил, в свою очередь, Лукьянченко.

«Эта сессия добавила мне не один седой волос», — сетовал потом нашему корреспонденту глава компании «Вода Донбасса» Александр Алипов. По его словам, комизм ситуации заключается в том, что за время своего рассмотрения тариф на питьевую воду вновь успел стать нерентабельным. Пока суд да дело, пока шли согласования во всех инстанциях, отстаивание расчетных показателей в депутатских комиссиях, разговоры с «благодарными» жителями в рамках общественных слушаний, все это время рынки металлопродукции и стройматериалов, электроэнергии, ГСМ жили по своим законам, и цены потихоньку росли. И тариф, по-хорошему, надо бы снова пересчитать.

Обычным дончанам и нынешнего пересчета вполне хватит. Еще бы дождаться всех последствий нынешнего. Хм, вот ведь какая странная закономерность получается. Только-только в начале года региональные власти гордо отчитались, что жители Донецкой области не оформляют льготы и субсидии на всю отпущенную государством на регион сумму. Уровень средней зар­платы, мол, высокий, в число льготников не попадали. И тут — нате вам новые цены на воду! Может, иногда кому-то наверху кажется, что мы слишком хорошо живем, и этот гипотетический «кто-то» время от времени решает это дело поправить? Ну, чтобы не зажрались особо.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно