Операция «Чистые руки»

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

Если в промышленности рейдерские акции проходят под прикрытием видимого недовольства миноритарн...

Если в промышленности рейдерские акции проходят под прикрытием видимого недовольства миноритарных акционеров, то в торговле для этого достаточно неудовольствия одного из учредителей компании — готового свести на нет многолетнюю работу своих партнеров.

На сегодняшний день эффективность малоформатных магазинов, работающих на рынке бытовой техники и электроники, неуклонно снижается. Они уступают место крупным сетевым магазинам. А побороться есть за что. За несколько последних лет среднегодовые темпы развития отрасли уже составили более 20%. А к 2010 году рынок бытовой техники и электроники, по оценкам экспертов, может вырасти в три—шесть раз.

Уже сегодня в Украине достаточно успешно работает российская компания «Эльдорадо», занимающая, по различным оценкам, от 15 до 18% рынка. Помимо этого, ожидается появление ряда крупных европейских игроков, готовых заходить как самостоятельно, так и путем поглощения уже работающих компаний. В частности, довольно пристальное внимание украинскому рынку уделяет немецкая Media Markt, входящая в группу компаний Metro Group и владеющая 507 магазинами в Европе. Ее оборот за 2004 год составил 12,2 млрд. евро, а площадь супермаркетов сети колеблется в диапазоне от 3000 до 15000 кв. метров.

Довольно интересным вариантом является приход компании родом из туманного Альбиона. Речь идет о корпорации Dixons Group с годовым оборотом в 11,5 млрд. долл. Ее сеть насчитывает более 14 тыс. магазинов под брэндами Dixons, Currys, PC World и The Link и др., которые работают в 14 странах. Однако есть довольно интересный нюанс. Вхождение в Украину компания, вероятнее всего, будет проводить через российскую сеть «Эльдорадо», покупка которой является лишь вопросом времени. В прошлом году обе компании подписали соглашение о приобретении контрольного пакета акций «Эльдорадо» до 2011 года за 1,9 млрд. долл.

Как бы там ни было, но пока это все планы. Лидерство же на рынке удерживает отечественная компания «Фокстрот», успешно конкурирующая с одним из крупнейших российских сетевиков — компанией «Эльдорадо».

Однако радужная маркетинговая динамика уже не раз омрачалась довольно неоднозначными событиями, происходившими на рынке.

Немного истории. В конце 2001 года, в ночь на 24 декабря, было совершено два идентичных поджога магазинов сети «Эльдорадо» в Днепропетровске, причем виновников этих пожаров, нанесших 500 тыс. долл. убытков, не удалось найти до сих пор.

В ночь на 27 января 2002 года неизвестные подожгли помещение торгово-сервисного комплекса Unitrade, расположенного в Киеве по адресу проспект Победы, 70. Преступление, по всем признакам, было четко и «профессионально» спланировано. К счастью, охранник вовремя заметил возгорание и справился с огнем до приезда пожарных.

Около трех часов ночи 4 мая 2002 года возник пожар в магазине бытовой техники «Фокстрот» в Николаеве. Сумма убытков составила около 150 тыс. гривен. Причина пожара названа так и не была.

Менее чем через две недели, 15 мая, также около трех часов ночи в магазин торговой сети «Фокстрот» в Мелитополе забросили бутылку с зажигательной смесью, после чего сгорел практически весь торговый зал. Пострадал охранник магазина, который с ожогами попал в больницу. Убытки составили около 0,5 млн. гривен.

Впрочем, на этом силовые акции прекратились, и рынок вошел в стадию применения легальных силовых методов.

Начиная с лета 2003 года над «Эльдорадо» нависла новая угроза в результате ряда постановлений налоговой милиции ГНА Украины о наложении ареста на имущество киевской фирмы ООО «Эдельвейс» — поставщика техники «Эльдорадо» в Украину. Ситуация разрешилась, но осадок, как говорится, остался.

В феврале минувшего года Служба безопасности Украины возбудила уголовное дело по факту обнаружения прослушивающего устройства в офисе компании «Фокстрот» в Киеве.

Все началось с того, что в конце января в Главное управление по борьбе с коррупцией и организованной преступностью СБУ от службы радиочастотного мониторинга центра «Укрчастотнадзор» поступила информация о том, что в одном из офисов компании «Фокстрот» зафиксировано излучение неустановленного радиосредства. На место выехала оперативно-следственная группа СБУ, которая по согласованию с руководством «Фокстрота» осмотрела помещение и в электророзетке одного из кабинетов обнаружила «жучок». Впрочем, формальная проверка вылилась тогда в реальные «маски-шоу», по поводу чего состоялось не одно судебное разбирательство.

В принципе — достаточно стандартный для Украины набор взаимных «уступок и договоренностей» со стороны «товарищей» по рынку. Речь идет именно о конфликтах внутри компании, которые день за днем потихоньку разводят в разные углы ринга некогда бывших компаньонов. Причины таких ситуаций лежат, скорее, в области психологии, но именно опытные психологи из противоположного лагеря и могут использовать подобные конфликты для развала довольно крупных и успешных компаний.

Ныне такая участь может постигнуть все тот же многострадальный «Фокстрот»». Источник, близкий к руководству компании, сообщил о том, что один из учредителей компании Владимир Шульга, ранее баллотировавшийся и не прошедший в парламент по спискам «Нашей Украины», поневоле стал жертвой происков конкурентов, сыграв не последнюю роль в выступлении «маски-шоу» в офисе компании. Помимо этого, источник отметил, что в прессе и внутри самой корпорации была развернута кампания против остальных учредителей компании «Фокстрот», что может нанести серьезный урон репутации фирмы и ее учредителей.

На официальное обращение «ЗН» в компании «Фокстрот» не подтвердили, но и не опровергли данную информацию, сообщив, что между учредителями существуют определенные разногласия по поводу дальнейшего развития Группы компаний «Фокстрот». В связи с чем еще 9 июня прошлого года было принято совместное заявление учредителей компании, где г-ну Шульге было предложено выкупить его долю в бизнесе в связи с невозможностью продолжения партнерских отношений. Реакция со стороны Владимира Шульги не последовала по сей день.

Разбираться во взаимоотношениях бывших партнеров — дело неблагодарное. Но если посмотреть на происходящее сквозь призму усиливающейся конкуренции на рынке, вполне можно предположить, что за каждым таким конфликтом могут стоять профессиональные сценаристы, готовые использовать разногласия между партнерами, пусть и бывшими, в сугубо коммерческих целях. Ведь, по сути, вся бизнес-система построена на эмоциональных реакциях либо совладельцев, либо потребителей.

Приемы, отформатированные для нагнетания внутри- и межкорпоративных отношений, могут давать прекрасные результаты: работа компании парализована внутренними разборками, ее присутствие на рынке снижается и главное — конкуренты абсолютно ни при чем.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно