ОН МНЕ СКАЗАЛ: «ДЕРЖИСЬ, БРАТОК!..» ЗА ПЕРВЫЕ ТРИ НЕДЕЛИ ЯНВАРЯ ЭНЕРГЕТИКИ БЕСПЛАТНО СОЖГЛИ ТУРКМЕНСКОГО ГАЗА НА 31 МЛН. ДОЛЛ.

24 января, 2003, 00:00 Распечатать

Январь — тяжелый месяц. Первые две недели страна — ну как бы это сказать? — в общем, больше отдыхает...

Январь — тяжелый месяц. Первые две недели страна — ну как бы это сказать? — в общем, больше отдыхает. Однако пока мы последовательно отмечаем Новый год, Рождество Христово, а затем еще и старый Новый год, потребление энергоресурсов остается стабильно высоким. Чего нельзя сказать об уровне оплаты: она так же стабильно проваливается вниз.

Проблема в том, что от предсказуемости ситуации поставщикам топлива как-то не легче. Особенно газовщикам. Так уж сложилось, что газ является палочкой- выручалочкой для энергетики. Когда с углем начинаются проблемы, именно на газе и выезжает энергетика, разруливается ситуация в энергосистеме. Ну а на память, кроме чувства гордости за профессию, газовщикам остаются еще и долги. Более того, как показывает горький опыт, если сразу не заставить потребителей за них рассчитаться, то задолженность мгновенно превращается в безнадежную.

В истории НАКа еще не было такого чуда, как стопроцентная оплата. В балансе газовиков до сих пор гуляют долги трех-четырехлетней давности более чем на две сотни миллионов долларов. Даже в прошлом году, несмотря на беспрецедентные меры, даже по текущим поставкам газа потребители накопили больше миллиарда гривен свежего долга.

Особенно тревожная ситуация в энергетике. На первый взгляд, это выглядит странно, ведь по итогам года энергокомпании оплатили газ в среднем на 94,2% (в 2001-м – на 70%). Результат внешне не очень плохой. Проблема в том, что только 42,5% платежей пришли на расчетный счет, остальное в этой благополучной цифири формируется путем зачетов по льготам и субсидиям. Между тем, на генерацию идет туркменский газ, за который нужно платить совершено реальными деньгами или товарами — 44 долл. за тысячу кубов на туркмено-узбекской границе. А их не хватает. Поэтому непрерывно балансируем на грани срыва.

А ведь все нынешние разговоры о профиците газа держатся на одном — на поставках из Туркменистана. Без них ситуация мгновенно меняется с точностью до наоборот. И от своевременности расчетов напрямую зависит наша энергетическая безопасность.

2002-й стал первым годом, когда затихли разговоры о долгах Украины Туркменистану. То, что расчеты нормализовались, признают и сами туркмены. Более того, дополнительно к текущим платежам НАКу удалось погасить около 200 млн. долгов прошлых лет. Так, долг 2001 года снизился с 274 до 83,6 млн. долл., долг 1999-го – с 65,3 до 56,4 млн. долл. Чего это стоило — другой вопрос.

Между тем в январе расчеты генерации за потребленное топливо рухнули до нуля. За первые три недели года энергетики получили газа на 177,6 млн. грн. При этом только одна компания — «Днипроэнерго» — заплатила 10 млн. грн. из 63,9 млн.грн. И это еще хорошо. Против всех остальных — вообще нули.

В итоге задолженность энергогенерирующих компаний только за газ, потребленный в этом году, уже составила по ОАО «Центрэнерго» – 81,9 млн. грн., ОАО «Днипроэнерго» – 53,9 млн. Для сравнения: за прошлый год прирост весь прирост задолженности энергетиков составил
77 млн. грн.

Ситуация, когда темп прироста долга приближается к 1,5 млн. долл. в сутки, мягко говоря, не радует. Причем не видно было даже признаков улучшения. Может быть, люди просто ждут очередного визита в Туркменистан нашего Президента? Перед его прошлогодним приездом в Ашгабад часть долгов срочно погасили.

Ну а пока что НАК заявил, что вдвое урежет подачу газа. С понедельника он сократил его поставки с 32 до 27 млн. кубометров в сутки, потом начнется следующий этап. Если расчеты не пойдут постепенно вверх, предполагается снижать поставки на уровень минимально необходимых 10—12 млн. кубометров. По расчетам НАК, этого должно хватить для подсветки. Если, конечно, имеется уголь. На 16 января его запасы у генерирующих компаний составляли 1,38 млн. тонн, сократившись за месяц на 0,270 млн.

Показатель не является критически низким, если, кроме угля, поступает и газ, но и большим его назвать трудно. В начале ноября запасы были максимальными, достигая 2,4 млн. тонн. С тех пор они уменьшились на миллион тонн. Другими словами, в сутки сжигалось около 15 тыс. тонн. При такой тенденции остатка хватило бы на три месяца. Однако есть маленькое «но» — если будут регулярные поставки газа. Но если газа будет хронически недоставать, угольные запасы будут сработаны за месяц, чего Минтопу явно не хочется. Тем более что второго резервного топлива, мазута, у генерации практически нет. Имеющиеся у генерирующих компаний 30 тыс. тонн — это просто слезы, их не хватит и на день.

Теперь штабу отрасли предстоит разобраться, что лучше: получать газа совсем мало, но не оплачивая его, или сколько необходимо энергосистеме, но за деньги. Вообще привычки платить регулярно пока нет ни у энергетиков, ни у других потребителей. А газовики уже мучаются проблемой — чем оплатить сожженный январский газ «Туркменнефтегазу». Даже при условии, что половина оплаты товарная (по ней — трехмесячная рассрочка), уже надо искать около 20 млн. долл.

Ну а пока — хотя бы попробовать минимизировать убытки, максимально сократив поставки. Естественно, такое решение популярности газовикам среди руководителей ТЭС не добавляет. В памяти еще совсем свежи воспоминания о тех временах, когда газ можно было брать почти даром. Так что в ответ на жесткую политику относительно неплательщиков НАК получает абсолютно весь «джентльменский набор» угроз призывов и воззваний.

При этом с «Нафтогаза» никто не снимал и обязанность платить налоги. По итогам 2002 года компания увеличила платежи в бюджет до 76,7%. В частности, перечислила 5,913 млрд. грн. из начисленных 7,7 млрд., тогда как в 2001-м – 6,133 млрд. грн. из начисленных 8,35 млрд. Недоимка по налогам сократилась с 2,216 до 1,791 млрд. грн.

Т. е. прирост есть, однако так же очевидно, что Государственная налоговая администрация и от такого уровня не восторге. Прирост недоимки по налогам по состоянию на 1 декабря прошлого года составил 1,78 млрд. грн. (в 2001-м — 2,2 млрд.). И отношения между налоговиками и НАКом весьма далеки от безоблачных.

Между прочим, чтобы при такой монотонной жизни газовикам, не дай Бог, не стало совсем скучно, одним из последних решений Верховной Рады в прошлом году был запрет НАКу требовать предоплату за газ от предприятий, котельные которых обеспечивают теплом жилищный фонд и объекты соцсферы. Это было бы еще полбеды, хотя количество желающих пользоваться газом «под социалку» будет достаточно. Однако одновременно компании практически запретили требовать возврата старых долгов. Фактически это означало, что на миллиарде прироста задолженности 2002 года предлагалось поставить жирный крест. Весной их никто возвращать уже не будет.

За счет каких ресурсов «Нафтогаз» будет готовиться к следующей зиме, вопрос достаточно любопытный. Фактически компания оказывается под многократным прессом. Она должна обеспечить расчеты по внешнеэкономическим контрактам, выбить деньги из потребителей и уплатить налоги. Плюс ремонтировать трубопроводы и развивать добычу.

Впрочем, если постараться, то и такую жизнь еще можно сделать более разнообразной и содержательной. Главной новостью второй половины месяца стал вопрос о переподчинении НАКа своему должнику, Минтопэнерго.

В субботу, 18 января, Кабинет министров Украины принял постановление №46 о передаче Министерству топлива и энергетики полномочий по управлению государственными корпоративными правами национальной акционерной компании НАК «Нафтогаз України».

Одновременно внесены изменения в устав НАКа. Вместо наблюдательного совета высшим органом управления компании определен «центральный орган власти, осуществляющий управление в нефтегазовом комплексе». Другими словами, руководить будет Минтопэнерго.

Состав же наблюдательного совета теперь будет утверждать правительство «по представлению Минтопэнерго». Контракт с председателем правления НАК будет подписывать не наблюдательный совет, а отраслевое министрество. По его представлению Кабинет министров будет назначать правление и его руководителя.

Согласно постановлению, правительство по представлению Минтопэнерго может вносить изменения в устав, переизбирать правление, ревизионную комиссию НАК, принимать решения об изменении уставного фонда компании, принимать решение о прекращении ее деятельности. В общем, в переводе на русский язык — как решит Минтоп, так все и будет.

Мягко говоря, восторга новость не вызвала. И дело даже не в юридических несоответствиях, которых достаточно много в документе. Как показывает практика, при желании на это закроют глаза. Проблема в том, что скрещение ужа и ежа редко дает нормальную колючую проволоку. Гораздо чаще обеим зверушкам становится плохо.

НАК больше двух лет выстраивал жесткую систему взаимодействия с энергетиками. Прошлый год продемонстрировал ее эффективность. Причем отношения предусматривали как кнут, так и пряник. Достаточно сказать, что дочерняя компания «Газ України» подала на банкротство практически всех генерирующих энергокомпаний. Теперь же все они оказываются под общей крышей, и возникла реальная угроза, что кто-то решит, что проще договориться с министром и какое-то время прокредитоваться бесплатно. Тем более что ситуация у энергетиков действительно нелегкая.

Очень сомнительным выглядит высказывание министра топлива и энергетики о том, что при выполнении этого постановления «вмешательства правительства в хозяйственную деятельность компании при этом не происходит». В идеале, так оно и было бы, однако в нашей хмурой реальности кто-то всегда оказывается крайним. Кому, как не энергетикам, это знать. Денег всегда не хватает, и процесс перетягивания одеяла носит перманентный характер. Так что перед министром всегда будет стоять вопрос, на кого разруливать финансовые потоки. А возможностей станет побольше.

Аргументация, что сейчас «в правительство входит 21 человек, в таком составе оно не может управлять корпоративным субъектом предпринимательской деятельности», не убеждает. До сих пор вопрос о неуправляемости НАКа как-то не возникал.

Вдобавок к этому ссылка, что у министерства есть опыт управления по десятками предприятий, вообще пугает. Предыдущие попытки закончились тем, что сейчас министерство перекраивает всю структуру управления. Вполне возможно, что новая окажется более эффективной. Однако радикальная перестройка взаимоотношений хозяйственных субъектов на рынке в разгар зимы — это, кажется, лучшее, что можно придумать для срыва платежей. Сейчас, когда в том же Туркменистане сталкиваются с задержкой нашего платежа (такое случается), наши партнеры в общем-то уверены, что средства вскоре поступят. Возникающие вопросы решаются по-партнерски. Однако там неплохо запомнили, как быстро рухнул контракт 1999 год, когда систему расчетов не удалось выстроить. Так что прежде, чем что-то перестраивать в НАКе, можно было бы дождаться апреля, когда потребление газа упадет…

Заодно следовало бы просчитать последствия, дать экспертную оценку и проч., и проч. Неужели на двенадцатом году независимости это не очевидно? Ведь достаточно было первого же слуха о возможных перестановках на рынке, как сразу началось шевеление. Евгений Кушнарев, губернатор основной газодобывающей области — Харьковской немедленно заговорил с премьером о ситуации в газодобывающем комплексе. И обвинял НАК в том, что «жесткая централизация управления и ресурсов в системе НАК «Нафтогаз України» лишает структурные подразделения компании на местах «экономических стимулов и мотиваций» для развития.

Плюс было выражено несогласие с ценовой политикой НАКа. По мнению г-на Кушнарева, на содержание громоздкого аппарата компании уходит слишком много средств, что приводит к удорожанию газа отечественной добычи для ТЭС и в конечном итоге отражается на «тепловых» тарифах для населения. «Сегодня интересы компании, вернее, ее надстройки, противоречат интересам людей. Мы в регионах это чувствуем, как никто другой. Я считаю, мы имеем полное право привлечь внимание премьер-министра к этой проблеме, основываясь на решении Совета безопасности и обороны Украины и неоднократных поручениях Президента страны двум составам Кабинета министров выработать реальные, обоснованные и просчитанные предложения по оптимизации структуры «Нафтогазу України».

То, что Харьков испокон веков воюет с Киевом за контроль над местными промыслами, не новость. Стремление загнать недорогой газ с Шебелинки или Юльевского месторождения на областные ТЭС тоже понятно. С местной точки зрения, губернатор прав: в его регионе газ действительно станет дешевле, и намного. Проблема в том, что Харьковская область — единственная обеспечивающая себя газом, все остальные этим похвастаться не могут. И в результате он станет дороже в остальных областях Украины.

А сколько желающих отщипнуть кусочек пирога еще будет!

Кстати, о местных властях и их претензиях. Еще летом прошлого года Президент ставил задачу передать все госпакеты из управления министерств, местных органов власти Фонду госимущества. Интересно, много ли отдали. Ведь тогда ставились и сроки, которые давно прошли. Сейчас Президент поручил премьер-министру Виктору Януковичу отменить все решения правительства «о передаче корпоративных прав в управление министерствам и другим центральным органам исполнительной власти, юридическим и физическим лицам». Премьер должен лично доложить о выполнении до 1 марта.

Существует и чисто киевская версия происходящего. И чем ближе к Печерским холмам, тем чаще он звучит. Ее суть в том, что происходящее — просто повод для достаточно элегантной зачистки руководства НАКа. Ведь все желающие занять место г-на Юрия Бойко вряд ли уместятся в его приемной. Причем некоторые из них имеют приличный опыт если не в обеспечении страны, то хотя бы в торговле газом. В принципе, на этом история с переподчинением может и закончиться...

Поскольку контракт с нынешним главой «Нафтогаза» подписал наблюдательный совет, то с ним и с членами правления должны бы были контракт перезаключить. Или не перезаключить. Поговаривают, что Минтопэнерго даже присмотрело подходящих кандидатов на эту работу, естественно, из донецких. Так, на должность главы НАКа был выдвинут Сергей Тарута из ИСД, а на его первого зама — Владимир Шелудченко, руководитель «Донецкоблгаза». Тогда все получится просто замечательно. Тем более, что днепропетровский период в руководстве у нас плавно сменился донецким. Юрий Бойко (несмотря на работу в Луганской области) этому критерию не удовлетворяет — по крайней мере, по сравнению с Тарутой. Другое дело, что подобные варианты имеют мало общего с управлением и с эффективностью, но это уже детали.

В этом месте можно было бы подчеркнуть, что «все это происходит в условиях хронического недофинансирования». Однако на подобные «мелочи» никто, за исключением самих нефтегазовиков, давно не обращает внимания.

И по-своему правы. К примеру, в прошлом году из необходимых 5,77 млрд. капвложений в НАК реально инвестировали 2,86 млрд., т. е. ровно половину. Ну и что с того? Все вполне нормально работало, там подлатали — здесь заштопали. Более того, прошлогодние 50% — это едва ли не успех, во всяком случае, на фоне среднегодовых 30% .

Ни в этом, ни в следующем году ничего не рухнет. Другое дело, что через пять-десять лет, когда все начнет ломаться, недовложенные сейчас деньги мы все равно истратим, но это будет уже другая песня. И петь ее будут другие люди. Да и, судя по всему, заниматься нашими проблемами будет к тому времени уже международный газотранспортный консорциум. А может, и его передадут кому-то в управление?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №20, 26 мая-1 июня Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно