ОН МЕНЯ НЕ СЛЫШИТ, ОН ЛЕЖИТ НЕ ДЫШИТ

28 мая, 1999, 00:00 Распечатать

из ГКЦБФР уверены, что процесс все-таки пошел… На фондовом рынке - маленький юбилей. Очередной поп...

из ГКЦБФР уверены, что процесс все-таки пошел…

На фондовом рынке - маленький юбилей. Очередной попытке Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку вдохнуть жизнь в замершие биржи и торгово-информационные системы исполнилось полгода. Принятое в канун нового года решение ГКЦБФР №215 «Об определении инвестиционно привлекательных предприятий, сделки с ценными бумагами которых с 1 апреля 1999 г. будут проводиться только через организаторов торговли» уже начало приносить первые, хотя и микроскопические плоды.

После бурной, но непродолжительной борьбы комиссия все-таки обязала эмитентов и финпосредников торговать акциями указанных предприятий только на организованном рынке. Отметая посыпавшиеся со стороны депутатского корпуса обвинения в желании «порулить» лучшими предприятиями, комиссия ограничилась тем, что разработала критерии определения их инвестиционной привлекательности без составления поименного списка «избранников». А чтобы отпали последние сомнения в добровольности похода на организованный рынок, ГКЦБФР поручила эмитентам самим определять свою привлекательность.

Сегодня уже никто не спорит с тем, что фондовый рынок есть одним из наиболее дешевых способов привлечения инвестиций для развития предприятия (как бы риторически ни звучало сегодня подобное утверждение). Однако иметь смысл вышесказанное будет только при условии котирования ценных бумаг эмитента на организованном рынке. Размещение депозитарных расписок (ADR) на внешних рынках вообще невозможно без предыстории ценной бумаги на внутреннем организованном рынке.

В Украине сейчас работают семь организаторов торговли: Внефондовая торговая система (ПФТС), Южная торгово-информационная система (ЮТИС) и пять бирж - УМВБ, УФБ, КМФБ, ДФБ и ПФБ, так что у эмитента есть выбор, по какому пути следовать в светлое будущее. И хотя сама Госкомиссия никаких штрафных санкций за торговлю в «неположенных» местах не предусмотрела, игнорирование решения №215 чревато для несознательных субъектов нежелательными осложнениями в дальнейшем. Отныне провести дополнительную эмиссию эмитент может только после заключения договора на поддержку листинга с одним из организаторов торговли. Более того, впоследствии все сделки, заключенные в обход организованного рынка, могут быть признаны противоречащими действующему законодательству: несмотря на сопротивление определенных кругов, решение ГКЦБФР получило визу Минюста и 9 апреля вступило в силу.

Пока что благие намерения ГКЦБФР сделать фондовый рынок прозрачнее и ближе к мировым стандартам натыкаются на упорное нежелание большинства его участников приобщаться к цивилизации. Точное количество облагодетельствованных комиссией эмитентов назвать затруднительно: первоначальный перечень из более чем 1500 предприятий впоследствии усох до 400 (без учета показателя их прибыльности). Но договор на поддержку листинга с Внебиржевой торговой системой (ПФТС) заключил пока лишь 21 эмитент, со всеми биржами - до 50 эмитентов. Правда, по мнению директора департамента регулирования и развития Ассоциации ПФТС Игоря Селецкого, это вопрос времени: раньше или позже, но все эмитенты, отобранные ГКЦБФР, будут вынуждены прийти к организаторам торговли. Медлительность же обусловлена, скорее всего, инертностью мышления: к сожалению, сейчас директорат предприятий в большинстве своем ничего не знает о фондовом рынке, да и знать не хочет. «Продвинутые» же эмитенты решение №215 ГКЦБФР в «штыки» не встречают: как заявил начальник управления акционирования и приватизации ОАО «Укрнефть» Владимир Тимонин, «разговоры о том, что Госкомиссия нарушает права эмитентов, - игра на публику: самим АО только на пользу торговля их акциями в условиях прозрачности. Вся эта торговля из-под полы приводит к тому, что посредники искусственно сбивают цену на акции привлекательных предприятий. Так что пусть торговцы вылазят из своих «закромов» и торгуют не в кулуарах, а на виду».

Что касается торговцев, то энтузиазма в их рядах не наблюдается. «Неорганизованный рынок для них приоритетней, они к нему привыкли, правила и требования бирж им только мешают, но это не главное. Главное - рынок у нас еще не сформировался. Сейчас наряду с приватизацией идет целенаправленная скупка акций приватизируемых предприятий, консолидация их пакетов, а на стихийном рынке это сделать легче. Так что сейчас организованный рынок торговцам неудобен и не нужен», - объясняет директор департамента биржевых операций УФБ Денис Бутенко. В Госкомиссии также признают, что решение №215 нацелено скорее на будущее, чем на сегодняшний день: так сказать, решение «на вырост».

Не собираются сдаваться и оппоненты ГКЦБФР. Как сообщил заместитель главы специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации Игорь Квятковский, будет достаточно сил, чтобы это решение и обойти, и в конечном итоге отменить. Упирают на несколько моментов.

Можно сколько угодно сетовать на «дремучесть» эмитентов, скрытность инвесторов и несознательность торговцев, упорно обходящих организованный рынок стороной. Однако вряд ли дело только в их нежелании «обнародовать темные делишки», на что недвусмысленно намекает ГКЦБФР. И не только в том, что для многих мелких торговцев плата за «организованное» посредничество окажется непосильным бременем (для крупных компаний эти расходы не так уж и велики, а для компаний-членов Ассоциации ПФТС стоимость трансакций вообще не изменится). И не в том, что появляется еще один побор для эмитентов: пока что добровольно-принудительная торговля на организованном рынке чувствительных ударов по их карману не нанесет - стремясь заполучить дополнительных клиентов, биржи пошли на уступки и не взимают с предприятий плату за поддержку листинга (в ПФТС эту услугу сделали бесплатной еще раньше). Кивая все время на Запад, где подавляющее число сделок происходит на организованном рынке, забывают о том, что на Западе это дело, во-первых, сугубо добровольное, а во-вторых, весьма удобное. Пока что своим решением ГКЦБФР обеспечила удобство только одной стороне - организаторам торговли. Жалобы торговцев на неспособность бирж и торгово-информационных систем эффективно выполнять свою роль по сравнению с их западными аналогами ГКЦБФР, очевидно, учла по принципу: «стерпится-слюбится». И хотя биржевики настаивают на том, что нет никакой «механической» разницы, торгуют компании между собой или идут на организованный рынок, наверное, разница все же есть, коль даже в ПФТС (самый популярный из организаторов торговли) торгуют не более 40% компаний-членов ассоциации…

…На сегодня говорить о преимуществах организованного рынка в Украине можно только как об отвлеченном понятии, поскольку ни одна торговая площадка пока что не в состоянии обеспечить заявленные преимущества - стопроцентное гарантирование сделки, нормальное клиринговое обслуживание и тому подобное. К тому же неорганизованный рынок позволяет торговцам и их клиентам работать, минуя бдительное око налоговых органов.

Что касается «прозрачности фондового рынка», любопытно узнать, что именно подразумевает руководство ГКЦБФР под данным эвфемизмом. Покупателю, желающему сохранить свое инкогнито, заслон в виде биржи или ТИС не помешает спрятаться за ширмой оффшора (подобная практика вовсю процветала на конкурсах, проводимых Фондом госимущества). Каким образом законопослушный покупатель, прибегнувший к помощи биржи, сможет удовлетворить свое любопытство относительно прочих акционеров, также неясно: владельцы крупного пакета искусственно распыляют его между несколькими держателями, что позволяет избежать принудительной огласки имени настоящего владельца.

«Решение ГКЦБФР усложнит жизнь всем - торговцам, эмитентам, инвесторам. Дополнительный рост накладных расходов приведет к тому, что небольшие компании потихоньку отомрут: чтобы работать в ПФТС в режиме реального времени, надо потратить немалые деньги. Работа на бирже тоже требует определенных затрат. Выиграют только карманные торгово-информационные системы и биржи с их небольшой активностью, которые получат возможность заработать. Так что эта мера будет способствовать не прозрачности рынка, а удорожанию операций. По сути, это очередное выкручивание рук операторам фондового рынка», - считает заместитель начальника управления инвестиционной деятельности банка «Украина» Евгений Зельцер.

Парламентские страдальцы за народное счастье видят только один выход из создавшегося положения: «в корне изменить психологию Госкомиссии по ценным бумагам, которая пытается управлять фондовым рынком командно-административными методами». «Загнать человечество к счастью невозможно. Во всем мире торговые площадки обслуживают участников рынка, а не наоборот - диктуют участникам рынка свои условия. Проблема нашего фондового рынка в том, что, образно говоря, дворники управляют домовладельцами. Пусть инвестиционно привлекательные предприятия сами решают, что им делать, - говорит депутат И.Квятковский. - Эмитенты и торговцы пойдут на биржи только тогда, когда им это будет выгодно. Иначе получим еще один сектор теневой экономики».

P.S. Как бы там ни было, дискуссионный период этой истории закончился. И хотя ГКЦБФР внедряла организованную торговлю согласно Жванецкому: «сам разрабатываю, сам делаю, сам принимаю, а последствия - вам», доводы Госкомиссии о пользе организованного рынка выглядят убедительно. Ну, а за убедительность надо платить (см. таблицу).

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №18-19, 19 мая-25 мая Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно