ОБСТАНОВОЧКА...

Поделиться
«И кошка, мрачному предавшись пессимизму, трагичным голосом взволнованно орет». (Саша Черный, «Обстановочка») Экономисты очень любят совещаться...

«И кошка, мрачному предавшись пессимизму, трагичным голосом взволнованно орет».

(Саша Черный, «Обстановочка»)

Экономисты очень любят совещаться. Как и врачи, которые в тяжелых случаях предпочитают собирать консилиумы. Экономисты, правда, проводят совещания двух сортов: парадно-выходные и рабочие. На первые публика собирается, чтобы послушать указания руководства и прикинуть, что же теперь делать. Всеукраинское совещание экономистов, организованное вице-премьером по вопросам гуманитарной политики Иваном Курасом, было украшено речью Президента. Присутствующие узнали, что Украина находится в «фазе санации» экономики, что все мы переживаем трудности с энергоснабжением, что населению необходимо повысить зарплату, чтобы оно могло купить много товаров и тем самым оживить производство, предъявив свой платежеспособный спрос. Кроме того, выяснилось, что когда власти говорили о приватизации, они не имели в виду приватизацию большую, а имели они в виду приватизацию маленькую. И вообще, нынче речь идет не о приватизации, а о «демократизации отношений собственности». Что власти имеют в виду под этим термином, нам объяснят попозже. А сейчас всем необходимо приняться за построение. Строить будем «государственно регулируемую, социально ориентированную рыночную экономику». Все вышеперечисленное (и кое-что еще) входит в ближайшие планы руководства нашей страны. Теперь немного о том, чего не было в докладе Президента.

Проблема верблюда и игольного ушка

«Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, нежели богатому попасть в рай», - утверждает Священное Писание. Писанию нужно верить. Так что если в итоге всех манипуляций правительству удастся втиснуть реальный дефицит бюджета в запланированные рамки - все, Кабинет министров может приступать к созданию государственной инвестиционно-кредитно-бюджетной компании по доставке богатых в рай. Потому что опыта протаскивания верблюда через игольное ушко у правительства не будет.

Сказанное выше - оптимистический прогноз. Проблема покрытия дефицита, то есть приведения бюджета в сбалансированное состояние, неприятна тем, что ее очень легко решить. Сначала просто делать вид, что никакой проблемы не существует, а потом, ближе к концу бюджетного года, спохватиться и приступить к написанию «откорректированных» цифр и печатанию свежепахнущих денег. Причем на первой стадии - когда еще можно «делать вид», нарастает так называемый скрытый дефицит бюджета, вызванный неполным финансированием бюджетных программ и отраслей, которым рано или поздно придется «выдать деньги». Тут бы самое время что-то предпринять: например, сократить расходы, поискать новые доходы. Разобраться, наконец, кто и сколько должен платить государству налогов. И зачем.

Вопрос «зачем платить налоги» отнюдь не праздный, и правительства развитых стран очень боятся услышать его от своих налогоплательщиков и избирателей. За налоговые, бюджетные деньги нужно отчитываться. У нас страна - развивающаяся, поэтому отчитываться перед гражданами за каждый триллион никто не собирается.

Украинский налогоплательщик хмур и скрытен, в частности, потому, что платит не налоги, а дань: чтобы ему лично не устроили «еще хуже». Отдачи от вложенных в государство денег он не ждет и правильно делает - уплаченный им налог власть имущие распределят между убыточным мясо-дерево-железорудным комбинатом и хитрой корпорацией «Ай Лю Лю» - с целью увеличения производства и пополнения оборотных средств. Расцветет ли после таких «точечных» вливаний убыточное производство - вопрос весьма спорный, но деньги на его поддержку уже истрачены и нельзя сказать, что с умом. Кроме того, налогоплательщик в Украине вынужден содержать плодовитое семейство внебюджетных фондов, что ужасно раздражает и «увеличивает бремя» поборов без какой-либо пользы для бюджета. Но это к слову. В общем, естественное стремление налогоплательщика - налогов не платить - в наших условиях легко достигает апогея.

Той же стадии достигает и желание правительства собрать дань - не мытьем, так катаньем. Поскольку поступлений от уже существующих налогов «недобрали», решено увеличить количество самих налогов. Например, ввести 5-процентный налог с реализации, который, по задумке правительства, должен идти в первую очередь на оплату расходов обедневшего топливно-энергетического комплекса Украины. Остается подождать, как отреагирует на введение нового налога Верховный Совет.

Существующая налоговая система удивительно эффективно помогает экономическому росту - она выращивает так называемую неофициальную экономику. Здоровую и живучую, но состоящую с официальной бюджетной системой в неадекватных отношениях: расходы бюджета она поглощает охотно, а вот доходов бюджету не дает.

Сам по себе дефицит бюджета (в разумных пределах) - явление не страшное. Бюджет можно сбалансировать за счет разнообразных займов - как внешних, так и внутренних. Стоит только внушить доверие и надежду кредиторам, будь то Международный валютный фонд или собственные граждане. Если уж Президент объявил Россию нашим Самым Главным партнером, то неплохо бы напомнить, что дефицит бюджета РФ (3,5% ВВП) с января 1995 года финансируется не за счет кредитов ЦБР, а за счет развитого рынка ценных бумаг правительства. В Украине ситуация парадоксальная, но привычная: финансирование дефицита бюджета идет через Национальный банк. Попытки собрать деньги с коммерческих банков успехом, как и следовало ожидать, не увенчались: «в закрома родины» засыпано всего 14 триллионов карбованцев.

«Главная причина - недоверие, - считает вице-премьер по вопросам экономической реформы Виктор Пинзеник. - Ведь для того, чтобы размещать долговые обязательства на год, нужно объявить процент, под который их размещаем. А в условиях зыбкой стабильности этому проценту никто не поверит. Россия может похвалиться тем, что ее правительству удалось воспитать доверие к себе, хотя в начале года, в январе, там выплачивали и по 400% годовых по ГКО, что было нелегко». Так что дефицит бюджета Российской Федерации перекрывается за счет международной помощи и за счет государственных казначейских обязательств.

Украина, ведомая особым и неповторимым путем, из 7,3% официально заявленного дефицита компенсирует за счет внешних займов 3,3%, а с помощью ГКО планирует и надеется «закрыть» еще полпроцента. Остальное управленцы «добирают», не слишком обращая внимание на запланированные показатели, из НБУ. Ближе к концу года такая политика дает один неизменный результат: эмиссию. Поскольку все властные заявления и решения последнего месяца выдержаны строго в инфляционном духе, можно предположить, что Совет директоров МВФ приостановит предоставление Украине третьего транша кредита «стенд-бай». А это означает, что в четвертом квартале правительство лишится и внешних источников покрытия дефицита. Тогда уж точно - ничего, кроме эмиссии, в распоряжении правительства не останется, и мы вернемся года на полтора назад - к инфляции образца 93-го. Тем, кто печется об увеличении объемов производства и пополнении оборотных средств предприятий, предлагаем ознакомиться с зависимостью этих показателей от динамики инфляции (рис. 1 и 2 соответственно).

Ломать или строить?

Оснований для того, чтобы «предаваться мрачному пессимизму», прибавится, если сравнить опыт экономических преобразований в Украине и России. И не потому, что в России все так уж безоблачно, а в Украине все так плохо, а потому, что может быть еще хуже...

На прошлой неделе группа украинских экспертов-экономистов во главе с Виктором Пинзеником побывала в Москве и провела рабочую встречу с Егором Гайдаром и его коллегами. Некоторыми небезынтересными выводами о ходе реформ в двух соседних странах поделился с «ЗН» народный депутат Украины Сергей Терехин: «С октября 1994 года по июль 1995-го Украина сумела намного опередить Россию в области макроэкономической стабилизации. В то же время Россия, у которой тоже не все благополучно и с бюджетными показателями, и с инфляционными, ушла далеко вперед в структурных изменениях - в принятии новых принципов гражданского кодекса, формирования фондового рынка, приватизации, в определении и защите прав собственника. Сейчас мы имеем возможность сравнить, что эффективнее стабилизирует экономику: монетарный пресс, заставляющий в принципе осуществлять структурные преобразования в целом, или вялотекущая макроэкономическая политика, но подкрепленная законодательными изменениями».

Казалось бы третьего не дано. Либо изменения самой структуры экономики происходят «снизу», под давлением жесткой денежно-кредитной политики (вариант, который пыталась, хотя и не слишком последовательно, осуществить Украина), либо перестройка экономики происходит «сверху», когда реформаторская власть законодательно меняет правила игры (в грубом приближении - российский вариант). Опыт показал, что «украинский» сценарий значительно легче поломать: когда вроде бы уже некуда деваться и необходимо, например, всерьез приватизироваться, вместо этого можно начать всерьез корректировать курс реформ. Уже к началу сентября Украина потеряла ту «стабилизационную фору», которую удалось отыграть реформаторам в период с октября прошлого года по июль нынешнего. Сейчас макроэкономические показатели в Украине и в России приблизительно одинаковы, хотя еще два месяца назад Украина выглядела гораздо предпочтительнее, что вызывало и более оптимистическое прогнозы относительно ее дальнейшей судьбы.

На встрече в Москве российских экспертов живо интересовало, как украинским коллегам удалось удерживать экономику в стабильном состоянии столь долго. Украинская делегация, в свою очередь, пыталась постичь тонкости законодательной «проводки» реформ через парламент - кто знает, может, когда-нибудь пригодится... Пока же - на горизонте зима и «государственно регулируемая экономика», а речи руководства по-прежнему носят ярко выраженный сезонный характер: весной - о посевной, летом - об уборочной, осенью - о топливно-энергетическом комплексе, ну, а зимой - традиционное поздравление народу Украины с наступающим новым бюджетным годом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме