ОБРЕЗАНИЕ «РАСТУЩЕЙ ПИРАМИДЫ»

19 марта, 1999, 00:00 Распечатать

Бумага порождает бумагу. Чиновники работают друг для друга. Закон Паркинсона Итак, Президент Украины объявил, что административная реформа в нашей стране, о необходимости которой так долго говорят, началась...

Бумага порождает бумагу.

Чиновники работают друг для друга.

Закон Паркинсона

Итак, Президент Украины объявил, что административная реформа в нашей стране, о необходимости которой так долго говорят, началась. Правда, если обратиться к Концепции административной реформы, узаконенной еще одним указом Президента прошлым летом, то возникает впечатление, что в этих двух документах очень мало общего, а изменения в управлении начаты нелогично. Вполне закономерно было бы, начать, например, с обеспечения работоспособности Кабмина или с другого конца - создания системы местного самоуправления. Однако перемены грядут именно в среднем чиновничьем звене.

Утверждения об избыточности общей массы наших доморощенных чиновников и громоздкости управленческого аппарата встречались даже в доперестроечном прошлом. Но со времени «ломки» административно-командной системы количество наших министерств, госкомитетов, фондов увеличилось - почти в два раза. К началу 1999 года этих структур насчитывалось 124 единицы, из них 87 отнесены к центральным органам государственной власти и подчиняются напрямую Кабинету министров, деятельность остальных направляется и координируется через другие органы - как правило, министерства.

Нелишне отметить, что в сопоставимых с 1991 годом ценах ВВП страны сократился почти в два раза - то есть административное бытие нашей страны вполне соответствует подмеченной Сурилом Норткотом Паркинсоном особенности: «Людей, нужных в бою, становится все меньше, а людей, годных лишь к конторе, - становится все больше».

Первоначально в законе о бюджете-99 на содержание госаппарата предполагалось потратить 0,9% ВВП, что почти равняется сумме дефицита госбюджета, а если учесть, что «живыми» деньгами поступает всего лишь около половины средств, становится ясно, что нужно было хотя бы создать видимость реформ.

Подвиг во имя системы

По глубокому убеждению независимых экспертов, административная реформа в Украине вряд ли бы началась, если бы не стечение некоторых обстоятельств. Во-первых, обещание Всемирного банка предоставить нам 0 млн. на проведение такой реформы, во вторых - длительные размышления МВФ о предоставлении Украине кредита EFF. Ответственный за украинские реформы вице-премьер Сергей Тигипко в прошлом году заявлял, что Украине необходимо ежегодно сокращать 300 тысяч работников бюджетной сферы - скорее всего, именно таково видение процесса реформирования экспертами МВФ.

Сейчас получение международных кредитов особенно актуально - валютные резервы НБУ совершенно истощились. Ситуация усугубляется еще и тем, что доходная часть госбюджета за прошлый год выполнена только на 14,591 млн. грн., или 71,1%. Это даже меньше, чем в 1997 году. На 1 января 1999 года недоимка по платежам в бюджет составила 10,3 млрд. грн. и увеличилась на протяжении года на 8 млрд.

Министерство финансов ищет деньги для неотложных проплат, поэтому некоторые ветви государственной власти пришлось в спешном порядке секвестировать.

Итак, на алтарь административной реформы положены три министерства - по делам науки и технологий, семьи и молодежи, информации. В кабинетах «безвременно погибших структур» будут созданы государственные комитеты, работать в которых будут те же люди, выполняя ту же работу. (Единственное неудобство для них - не исключена возможность, что кому-то из замов будет сокращена штатная должность секретарши.)

Под нож реформы пущены также Национальный аудиторский комитет и Государственный комитет по вопросам госсекретов и технической защиты информации (функции последнего передаются СБУ). Политический результат перевода под крышу Минэнерго в качестве простого подразделения вчерашнего Государственного комитета по нефти, газу и нефтепереработке, видимо, также не замедлит сказаться.

Еще семь государственных комитетов превратились в простые комитеты, что, может быть, позволит несколько сократить их штатные расписания или же сэкономить на оплате чиновникам низшего ранга.

Но не пройдет и полгода, как появятся новые комитеты, госкомитеты, агентства и тому подобные учреждения. Такое уже было, было...

Январь нынешнего (как и предыдущего, кстати) года начинался заверениями правительства о необходимости административной реформы. И в результате уже в январе-феврале созданы Агентство по вопросам свободных экономических зон, Национальное агентство по контролю за качеством и безопасностью продуктов питания, лечебных препаратов и изделий медицинского предназначения. Последняя структура стала шестой в когорте контролирующих качество, следом за Госстандартом, Комитетом по делам защиты потребителей, Минздравом, санэпидемстанциями и прочими.

Сколько все-таки сэкономили?

На деятельность Министерства по делам науки и технологий согласно закону о бюджете-99 было отпущено 93,6 млн. грн., в том числе на содержание аппарата 0,65 млн. грн., финансирование госконтрактов - 6,5 млн грн., государственные и межгосударственные научно-технические программы - 58,8 млн. грн., периодические издания - 0,08 млн. Насколько будет «урезан» бюджет новоявленного комитета, сказать сложно. Эксперты прогнозируют - не более чем на 4-5 млн. грн.

Министерство по делам семьи и молодежи предполагало истратить на себя 16,7 млн. грн., в том числе на оплату аппарата министерства - 0,4 млн. грн., на внешкольные учреждения образования - 16,1 млн. грн. Но почему-то рука, готовящая указ о сокращениях аппарата, а также скребущая по сусекам метла пощадили Украинский национальный комитет молодежных организаций с объемом финансирования 9 млн. грн. Мелочь, конечно, но приятно.

Вряд ли удастся что-то сэкономить на превращении Министерства информации в госкомитет - разве что прекратится финансирование каких-то государственных и межгосударственных научно-технических программ, а также финансирование поисковых и прикладных разработок (все вместе - 1,3 млн. грн.).

К сожалению, нигде не удалось узнать, какие штаты и фонды расходов установлены новоявленным комитетам. Источники, близкие к Кабмину, утверждают, что в целом за счет сокращений удастся «наскрести» максимум миллионов десять гривен. Если так, то дело малоперспективное, ибо, внимательно изучив расходы остальных распорядителей средств - министерств, комитетов и агентств, сумму экономии можно довести как минимум до одного миллиарда…

Своя рука - владыка

Чтение расходных статей бюджета-99 «по главным распорядителям средств» - исключительно занимательное занятие. И очень полезное. Например, начинаешь понимать, что общего между ВР и селекцией. Потому что в объем расходов управления делами Верховной Рады (всего 87,7 млн. грн., в том числе аппарат ВР - 37,1 млн. грн.) включено финансирование госпрограммы по селекции в животноводстве - 0,3 млн. грн. и госпрограмма по селекции в растениеводстве - сущий пустяк по расходам! - 0,03 млн. грн.

Впечатляет размах финансирования Министерства агропромышленного комплекса - 280 млн. грн., в том числе 2,4 млн. грн. - на содержание аппарата министерства и органов исполнительной власти на местах, 39,7 млн. грн. - на противоэпизоотические меры, 6,8 млн. - на поддержку лесного и охотничьего хозяйства, а на поддержку фермерских хозяйств - всего-то 3 млн. грн.

Оптимисты из Минфина предполагают, что после переподчинения Минагропрому Государственного комитета лесного хозяйства (с его фондом в размере 77,5 млн. грн. и намерением потратить на лесное и охотничье хозяйство 59,34 млн. грн.) расходы на обустройство охотничьего хозяйства можно будет несколько сократить.

Но вот по поводу деятельности Национального агентства по вопросам развития и европейской интеграции оптимистические прогнозы поутихли. В нынешнем году оно предполагает израсходовать на содержание своего аппарата почти 1 млн. грн. Работа в НАУРЕИ нервная, поскольку значительная доля кредитов, предоставленных с легкой руки агентства под гарантии правительства, не возвращается.

Много непонятного непосвященному в тайны госуправления. Зачем, например, государству финансировать Комитет по делам религий, а если все же нужно, то зачем его подчинять как будто в насмешку... Министерству культуры. Или почему нужно тратиться на Госкомтуризм, который не в состоянии самостоятельно заработать деньги на одном из самых прибыльных рынков. Или почему многие отделы Минэкономики, Минпромполитики, Минвнешэкономсвязей и торговли повторяют друг друга и все вместе службы Кабинета министров.

«И много, много - и всего припомнить не имел он силы...» Странная получается реформа.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно