ОБРАТНАЯ СТОРОНА НАЛОГОВОЙ МЕДАЛИ

Поделиться
Трагический случай в Одессе (см. «ЗН» от 13 ноября с.г.) обострил бывшие и раньше непростыми взаимоот...

Трагический случай в Одессе (см. «ЗН» от 13 ноября с.г.) обострил бывшие и раньше непростыми взаимоотношения налоговых служб с наиболее массовой прослойкой посетителей их офисов - представителями малого и среднего бизнеса (правда, по свидетельству экспертов, со средним бизнесом никто из предпринимателей себя не идентифицирует). В прокатившейся волне публикаций в основном господствовал лозунг «Мы обвиняем!», где объектом обвинений, естественно, стали те, кто «довел до ручки» людей, о которых можно сказать: «Он многих кормил». В этой ситуации мы решили побеседовать со стороной, которая тоже, вроде бы, «многих кормит» в лице бюджетников, пенсионеров и даже целых отраслей. Тем не менее общественное мнение усадило их на скамью подсудимых и требует ответа на вопрос: до каких пор?

В качестве объекта исследования мы выбрали самую насыщенную в Киеве по числу налогоплательщиков (свыше 20 тыс. юридических и физических лиц) налоговую инспекцию Печерского района, где по теории больших чисел случиться может всякое. Наш собеседник - начальник районной инспекции Анатолий ДРЫГА.

- Анатолий Борисович, как в свете заявления вашего шефа - председателя ГНА Николая Азарова - о стремлении к налаживанию партнерства между налоговиками и предпринимателями, вы лично, на основании своего опыта оцениваете одесскую трагедию?

- Сложный случай. К сожалению, высшее финансовое образование не гарантирует наличие умения общаться с людьми. Но в каких госструктурах в штатном расписании предусмотрен психолог? Возможно, в некоторых правоохранительных органах есть такая служба, но у нас она отсутствует. Вот и случается иногда хамское отношение к посетителям, хотя в одесском случае к трагедии привели гораздо больше составляющих. Я не хочу заочно обвинять одесского предпринимателя, но не исключено, что отклонения в его психике были. Иначе трудно объяснить, как он мог решиться на лишение людей жизни ради возврата своих документов.

- Возможно, человек просто не мог адаптироваться к той очень непростой ситуации, в которой рождается украинский бизнес. Переходная экономика - это ведь и переходная психология. И раз уж мы затронули эти вопросы, то в Киеве существует агентство психологии бизнеса, которое оказывает консультационные и тренинговые услуги местным деловым структурам. Имеете ли вы финансовую возможность обратиться к подобного рода специалистам с целью соответствующего обучения вашего персонала?

- Со средствами-то как раз и проблема. Ведь из бюджета финансируется только наша зарплата. На укрепление же материально-технической базы нашей службы до конца текущего года законодательством предусмотрены 30% от доначисленных налоговых сумм. При этом надо иметь в виду такую ситуацию: если мы своевременно не внедрим у себя самые современные технологии, то не просто отстанем от остального мира, но навсегда потеряем возможность интегрироваться в информационное общество. Руководство ГНА ставит эти вопросы на всех уровнях, Президент поддерживает, но в проекте бюджета на 2000 год 30% отчислений упраздняются и нас ориентируют на выполнение сводного бюджета. В зависимости от результатов мы будем иметь определенный процент.

- Против этих 30% уже много времени идет настоящая информационная война. По-моему, не было ни одного заседания правления или съезда УСПП, где бы этот вопрос не поднимался…

- Тут вы невольно затронули один интересный нюанс. Из трех категорий налогоплательщиков - крупный бизнес, мелкие предприниматели (в общем количестве бизнес-структур их удельный вес составляет 80-90%, но доля в налоговых сборах незначительна) и граждане, подрабатывающие на стороне, - наибольшую неприязнь к налоговикам выражают представители именно первой категории. Разумеется, и среди них есть цивилизованные люди, которые понимают, что уплата налогов - это их долг. Увы, некоторые наши парламентарии, особенно члены бюджетного комитета, многие из которых были крупными предпринимателями, пытаются с помощью «безразмерной» критики налоговых служб заработать себе дешевый политический капитал. И это в то время, когда налоговое законодательство весьма несовершенно, когда только в принятый закон о НДС, над которым, помимо депутатов, трудились НИИ, зарубежные эксперты и еще целый ряд организаций, в течение полугода было внесено более 200 поправок. Да и сегодня поток изменений в ранее принятые налоговые акты не мелеет.

- Скажите, вот эти изменения связаны, на ваш взгляд, только с правовой недоработкой или с действиями лоббистских групп?

- Как говорят англичане, фифти-фифти. Но многие дефекты законов обусловлены тем, что в их разработке Верховная Рада перетягивает одеяло на себя, отбирая «законный хлеб» у правительства. Поэтому некоторые парламентские обсуждения напоминают мне ситуацию, когда в операционной лежит больной, а на улице происходит референдум среди прохожих о целесообразности операции.

- Если я вас правильно понял, те злополучные 30% на зарплату не расходовались?

- Ни гривни. Контроль ГНА за их использованием очень жесткий. Мы их могли тратить только на транспорт, связь, компьютерное и прочее оборудование, строительство и реконструкцию зданий. Ведь многие инспекции в стране до сих пор обитают в подвалах; наша районная инспекция ранее размещалась в пяти местах, включая часть общежития. Между тем, в отчетный период за день нас посещают 7-8 тыс. человек. Учитывая, что сдача отчета - это целая процедура, в такие дни на нашем прежнем местожительстве творилось нечто невообразимое: рвали пуговицы, одежду, тут и до одесского срыва недалеко. Естественно, что при таких условиях работы и окладе после окончания вуза 130-140 грн. (даже с учетом премии оклад опытного сотрудника не превышает 200 грн.) текучесть кадров у нас высокая. Ну, а когда инспектор приходит на предприятие и обнаруживает недоплаченные миллионы, что стоит нечистоплотному бизнесмену совратить его и за уменьшение недоимки вручить некую «премию», во много раз превышающую его зарплату.

- Собственно говоря, сходная ситуация имеет место в большинстве госорганов. Скажем, многие судьи тоже сидят в подвалах…

- Но чтобы суд мог построить для себя здание, кто-то должен наполнить бюджет. Так что для достижения конечной цели нужны приоритеты.

- Исходя из местоположения вашей инспекции, существует какая-то специфика в работе?

- Да, район наш элитный с точки зрения количества госучреждений и фирм. Если, скажем, в Московском районе юридических лиц насчитывается порядка 12 тыс., в Старокиевском - 7-8 тыс., то у нас - более 18 тыс. В Украине 16 областей имеют меньшее число налогоплательщиков, чем Печерский район.

- Основная их масса, видимо, торгово-посреднические фирмы.

- Да, предприятий у нас чуть больше 40. Поскольку среди наших клиентов много СП, иностранных представительств, включая дипломатические, мы считаем своим гражданским долгом постоянно повышать культуру обслуживания. Но, конечно, чувствуется, что, несмотря на областные масштабы работы, отношение к нам - сугубо «районное». Во всяком случае, на зарплате сотрудников это никак не отражается. Когда я работал в Кагарлыке, плательщиков там было около тысячи, а оклад всего на 10 грн. меньше, чем сейчас.

- Как у вас при таких объемах работ обстоит дело с конфликтами?

- Работа, конечно, мало напоминает беседу за чашкой кофе. К крупным плательщикам мы относимся с подчеркнутым вниманием, но и в целом Бог миловал от крупных скандалов. Я к этому вопросу отношусь строго. Два дня назад один наш инспектор повела себя грубо с директором и главбухом МП, швыряла бумажки и прочее. Я поручил провести служебное расследование, и в любом случае дисциплинарное взыскание будет. Хотя, честно говоря, при том объеме работ, который свалился на нас, иногда выть на Луну хочется.

- Но судебные иски наверняка есть.

- Безусловно, ведь растет правовая культура не только инспекторов, но и предпринимателей. За последние два года количество исков возросло в несколько раз. Так, в прошлом году в арбитраж было подано 73 иска. Кроме того, за девять месяцев этого года было чуть больше 150 апелляций, из которых более 30 были удовлетворены. Согласитесь, что на фоне 18 тыс. плательщиков это - небольшие цифры. И все же проигранные дела настораживают. Основные их причины - недостаточный профессиональный уровень наших работников и возможность неоднозначной трактовки действующего законодательства.

- В связи с тем, что идет подготовка к принятию Налогового кодекса, - какие основные изъяны законодательства мешают вашей работе?

- Пожалуй, самый крупный изъян - возможность безнаказанно создавать фиктивные фирмы. Сейчас ГНА с МВД проведена большая работа по учету потерянных паспортов и паспортов умерших людей. Это дало неплохие результаты. Что касается самого понятия фиктивной фирмы, то его в официальном юридическом лексиконе вовсе нет. Особенно активно подобные фирмы используются в схеме возвращения налоговых кредитов при уплате НДС. Кстати, принята она была не без определенного лоббирования. Так, при реализации экспортной операции возврат должен быть произведен в течение месяца. Практика показала, что создавались цепочки из целого ряда фирм, где плательщица НДС в бюджет оказывалась фиктивной и благополучно исчезала, пока мы продвигались по «круто завязанной веревочке». В результате расплачиваться должна госказна. Тут никакого бюджета не хватит.

- Думаете, эта законодательная «дыра» была заранее просчитана?

- Судите сами: когда ГНА изучила все эти схемы, был подготовлен и подписан указ Президента, который, образно говоря, затыкал эту дыру. Но ВР немедленно аннулировала этот указ. Или сравните ставки акцизного сбора и ввозной пошлины для табачных изделий в России, Молдове и Украине. У нас они на порядок выше для дешевых сигарет и вдвое выше - для дорогих. При этом ввозные пошлины идентичны, причем внутренний украинский акциз почти равен таможенной пошлине. Так стоит после этого удивляться, что контрабандными сигаретами торгуют по всей Украине десятки тысяч людей, отечественная табачная промышленность заметно снизила объемы производства, включая работу на экспорт? В итоге в 1998 году потери украинского бюджета составили около 400 млн. грн., а в этом году - более 50 млн. только по одной фабрике.

Да, нам никуда не уйти от необходимости реформирования налоговой системы. Но стоит внимательно ознакомиться с представленными проектами Налогового кодекса, как сразу обнаруживаешь поразительную поверхностность и приблизительность расчетов, полное игнорирование того факта, что данная система - это сложнейшая паутина, где достаточно слишком сильно потянуть за одну нить, чтобы исказить всю структуру.

- Возвращаясь к началу нашего разговора, чего вы ждете от общественного мнения?

- Прежде всего, чтобы критика сопровождалась конкретными предложениями по реальному улучшению ситуации. Во время недавней встречи с представителями иностранных налоговых служб я спросил канадского специалиста: «У вас любят эту службу?» Он засмеялся и сказал: «А кто ее в мире любит? Но ее уважают». Или, как говорят американцы: самое неизбежное в мире - смерть и налоги.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме