ОАО «АЗОВМАШ»: ВОПРОС ВОЗРОЖДЕНИЯ РЕШЕН И СНЯТ С ПОВЕСТКИ

21 сентября, 2001, 00:00 Распечатать

Когда в сентябре прошлого года председатель правления — президент ОАО «Азовмаш» Александр Савчу...

Александр Савчук
Александр Савчук
Когда в сентябре прошлого года председатель правления — президент ОАО «Азовмаш» Александр Савчук рассказывал о состоянии дел, он подробно остановился на программах, которые должны были позволить предприятию совершить качественный рывок и войти в число лидеров машиностроительного комплекса Украины. Среди этих программ был выпуск цистерн, производство кранов, выпуск бронетранспортеров и т.д. Спустя год Александр Владимирович уже может точно сказать, какой из воплощенных в жизнь проектов позволил сейчас специалистам «Азовмаша» говорить об успехах предприятия…

— Самый главный успех «Азовмаша» за прошедший год в том и заключается, что нет конкретного проекта, который бы «вытянул» все предприятие. На сегодняшний момент мы уже прекратили разговоры о возрождении производства — этот вопрос просто снят с повестки дня как решенный. В текущем году «Азовмаш» планирует реализовать продукции на 450 млн. грн., что позволит поставить наше акционерное общество в один ряд с лучшими предприятиями Украины. Теперь речь идет о дальнейшем развитии завода и сохранении набранных темпов.

Их удалось набрать благодаря тому, что программ развития производства было не одна-две, а около десяти. Да, некоторые из них еще не работают на все 100%, но ни одна из них не была отклонена. В три раза по сравнению с 2000 годом был увеличен объем производства металлургического и горнорудного оборудования. В два с половиной — цистерн. Возродили производство товаров народного потребления, на котором многие уже поставили большой крест. Заработали программы по краностроению, перевооружению на металлургических предприятиях сталеплавильных цехов, что вылилось в контракты с «Северсталью», Новолипецким и Магнитогорским меткомбинатами и т.д. Возобновились связи с предприятиями Красноярского угольного бассейна. Начали активно работать на рынках Индии, Египта, Алжира и Венгрии.

«Азовмаш» контролирует 80% рынка цистерн в странах СНГ. Наладили взаимодействие с «Уралвагонзаводом» и Ассоциацией вагоностроителей России, о чем два года тому назад никто и подумать не мог. Одна из наших последних разработок — цистерна европейского образца — проходит эксплуатационные испытания в Турции, и если все будет идти так, как сейчас, то реальностью станут поставки этого образца нашей продукции турецким партнерам.

— Вы сказали о том, что планируете реализовать продукции на 450 млн. грн. Цифра сама по себе заслуживает уважения, но она ведь могла и не оказаться такой весомой, если бы в июне не были списаны 140 млн. грн. кредиторской задолженности государству…

— Пока не был принят соответствующий закон, эта задолженность была реструктуризирована. Мы ее потихоньку погашали и не забывали платить все текущие платежи в бюджетные и внебюджетные фонды. В прошлом году «Азовмаш» заплатил в четыре раза больше налогов, чем в 1999-м. Но в настоящее время возникла ситуация, когда государство ежемесячно должно возвращать нам несколько миллионов гривен НДС. Сегодня, когда мы производим продукцию с рентабельностью 8–10 %, невозврат 20% НДС делает ее убыточной. Предприятие просто задыхается. В итоге приходится идти на конфликт с налоговой администрацией и возвращать свои деньги с помощью судов. Но я осознаю, что это — ненормальное явление, и мы уже вышли с предложением к представителям налоговой службы о прекращении такой практики. Надо договариваться на условиях, которые бы устраивали обе стороны. Мы готовы к поиску такого компромисса.

— Нынешний премьер г-н Кинах еще не так давно возглавлял Союз промышленников и предпринимателей, и уж он то знает все эти проблемы не понаслышке. Как вы считаете, он сможет переломить ситуацию?

— Нынешний премьер — трезвомыслящий политик. В свое время, будучи председателем комитета ВР по вопросам промышленной политики, он поддержал нас в стремлении войти в число участников эксперимента в горно-металлургическом комплексе. Заручились мы одобрением и тогдашнего премьер-министра Валерия Пустовойтенко. Но его сменщик — Виктор Ющенко, поддерживая идею на словах, на деле ее тихонько угробил. О введении в эксперимент крупных машиностроительных предприятий, которые изготовляют оборудование для металлургов и шахтеров, просто перестали вспоминать. Надеюсь, что г-н Кинах будет последователен в проведении собственной политики, что приведет к положительному результату.

— Кроме своего, родного НДС вам приходится сталкиваться и с его российским «братом», и ничего хорошего от таких «встреч» не получается. Как эта проблема влияет на производство вашей продукции, тех же цистерн, например?

— В отношении данного вида продукции этот вопрос не столь актуален. Другое дело — работа по обеспечению необходимым оборудованием предприятий, имеющих стратегическое значение для той же России. Бородинский и Березовский угольные разрезы под Красноярском снабжают Приморье и Дальний Восток энергетическими углями. На этих разрезах вот уже почти двадцать лет работают наши роторные комплексы. Пришло время их модернизации, первоначально планировалось, что в этом году у нас будет закуплено запчастей на 10 млн. долларов. В итоге спустились до 2 млн., и процесс остановился… Во время визита на «Азовмаш» посла России в Украине Виктора Черномырдина вопрос российского НДС на украинскую продукцию был поднят, и нам пообещали, что он будет всесторонне рассмотрен. Так как его слепое воплощение в жизнь без учета реальных нужд экономик обеих стран может нанести только вред.

— Реально ли говорить, что данное посещение завода высоким гостем будет иметь конкретное деловое продолжение?

— Думаю, да, поскольку в следующем году мы планируем поставить в Россию продукции на 80—100 млн. долларов.

— Косвенным подтверждением того, что дела на «Азовмаше» действительно изменились в лучшую сторону, служит тот факт, что вы выступили в роли инвестора завода «Октябрь», который дошел до состояния, что дальше уже некуда. Почему вы решились на этот шаг?

— Потому что не должен стоять без движения завод в центре Мариуполя, на котором работают 250 человек. Ко мне обратился городской голова Юрий Хотлубей с просьбой как-то помочь этому предприятию. Наши специалисты приехали туда, посмотрели и определили, что главная проблема «Октября» — в воровстве. Произвели смену директора, и ситуация изменилась в тот же месяц. Производство заработало, а люди впервые за два года смогли получить зарплату. Не буду загадывать, но, возможно, этот пример будет не единственным.

— И это правильно, поскольку знак отличия Президента Украины «За заслуги» 2-й степени, который вы получили в этом году, подразумевает, что за ним следует знак 1-й степени…

— Этой наградой был отмечен мой вклад в дело выполнения контракта на поставку танков в Пакистан и ряд других программ. О наградах за работу «Азовмаша» еще нечего и говорить. Мы только в самом начале пути.

— Стальной лист, созданный в сотрудничестве специалистов металлургических комбинатов и конструкторов «Азовмаша» выдержал испытание 125-миллиметровыми кумулятивными снарядами на глазах у делегации турецких военных специалистов. Лист должен быть установлен на танке Т-84 и тем самым помочь ему выиграть спор у немецкого «Леопарда». Как развивается ситуация с учетом последних событий на заводе им. Малышева?

— Пока продолжаются отборочные туры и еще рано давать какие-либо оценки и прогнозы. Что касается ситуации у харьковчан, то, по моему мнению, предыдущий руководитель во многом виноват в тех проблемах, которые в настоящее время стоят перед заводом. Не знаю, как он работал с другими предприятиями, но мы были вынуждены обратиться на «малышевцев» с иском в суд и чуть было их не обанкротили. Они задолжали нам 4 млн. грн., и, понимая ситуацию в целом, мы шли на определенные уступки. Но после того, как с нами вообще перестали рассчитываться и не проявляли желания вести диалог, наше терпение лопнуло… Глубоко убежден, что как разваливают предприятие, так и создают — конкретные люди. Надеюсь, что это понимает и вновь назначенный руководитель завода им. Малышева. Наши два предприятия связывает 40-летняя совместная работа, и мы еще очень много можем вместе сделать. К примеру, наладить производство украинского бронетранспортера. Поскольку этот рынок гораздо более емкий, чем рынок тяжелой бронетанковой техники.

— На 5-й международной выставке вооружений «АЙДЕКС-2001» (ОАЭ) бронетранспортер БТР-94, корпус, башня и другие детали которого были изготовлены в цехах «Азовмаша», получил самые восторженные оценки. Все ему похлопали, а когда же он будет продаваться?

— Этот БТР — плод нашей работы с конструкторским бюро им. Морозова. Мы его делали на опытном производстве, а завод им. Малышева в это время стоял без денег и заказов. Если бы он был подключен к процессу, то перспективы серийного производства БТР-94 выглядели бы совершенно по-другому. Контракт на поставку 90 машин в ОАЭ есть, и он выполняется, хотя и с определенными трудностями. Думаю, что они исчезнут, если к нашей работе подключатся специалисты харьковского завода.

— Президент подписал закон о развитии производства украинской бронетехники. Сыграло ли это свою положительную роль?

— Подписать-то подписал, но документ опять не доведен до ума ответственными за его воплощение в жизнь чиновниками. До сих пор нет перечня предприятий, которые попадают в сферу его действия. На бумаге все отлично. В жизни — никаких изменений. Уверен, что дело снова в конкретных персоналиях, у которых много амбиций, но мало желания работать.

— Поэтому вы и занялись переоборудованием «Хаммеров»?

— Эта работа была проведена по просьбе министра обороны. Должен сказать, что ничего сложного в ней не было. Оценить «наши» «Хаммеры» все могли на параде в честь 10-й годовщины Независимости. Они уже прошли испытания на полигоне, и МО поблагодарило нас за проделанную работу.

— Специалисты «Азовмаша» проводят работы по техническому обслуживанию заправочных систем ракеты «Циклон» на российском полигоне «Плисецк». Кроме этого, ведутся эскизные разработки старта ракеты-носителя «Циклон-4». Собираетесь ли вы проводить аналогичную работу в отношении украинской ракеты-носителя «Зенит»?

— Работа в России уже подходит к своему завершению, поскольку они сами освоили выпуск необходимого оборудования. Что касается перспектив в Украине, то проводятся консультации с КБ «Южное», но конкретных контрактов пока нет.

— Часто ли потребители вашей продукции высказывают сомнения по поводу ее качества?

— В текущем году «Азовмаш» не получил ни одной рекламации. Наша политика в этом вопросе проста: если есть претензии к качеству, то мы вместе с заказчиком определяем причину и решаем, что делать. К сожалению, иногда желание защитить честь мундира превалирует над логикой развития событий.

— Вы имеете в виду высказывание генерального директора «Азовстали» Валерия Сахно, который после январской аварии засыпного аппарата доменного производства, которая повлекла за собой сбой в производстве и недополучение чугуна, высказал претензии к поставщикам данного оборудования, а именно к «Азовмашу»?

— Претензий от «Азовстали» по этому случаю мы не имеем. Была просьба помочь. Просто этот аппарат восемь лет пролежал на складе, и когда его начали монтировать, то начались проблемы, которые помогли разрешить наши конструкторы. А для того чтобы не повторялась описанная выше ситуация, еще на начальной стадии переговоров о поставке оборудования мы приглашаем к себе специалистов заказчика и строим свою работу с учетом их пожеланий, рекомендаций.

— Коль скоро вы упомянули конструкторов, то я не могу не процитировать генерального директора меткомбината им. Ильича Владимира Семеновича Бойко, который, говоря о взаимодействии собственного предприятия с «Азовмашем», сказал, что «там некому работать, специалисты разбежались». Насколько он прав, давая такую характеристику?

— Я думаю, что он это сказал сгоряча или не о сегодняшнем дне. Дело в том, что до недавнего времени отношения «Азовмаша» с местными меткомбинатами были достаточно специфическими. Наша продукция не поставлялась им на основе прямых договоров, а попадала, побывав в руках многочисленных посредников, которым было наплевать на качество и которые ради получения прибыли готовы были решать технические вопросы на грани «фола». Около года ушло у меня на то, чтобы всех их прикрыть и начать работать напрямую. Очень многим это не понравилось. На тех же комбинатах им.Ильича и «Азовсталь» ряд руководителей среднего звена тормозили этот процесс, как только могли. В том числе дезинформируя директоров, но эти времена в основном позади.

Что касается наших конструкторов, то отдел, разрабатывающий новую продукцию для металлургических предприятий, был и остается одним из лучших в мире. А специалисты никуда не разбегались. Наоборот, численность отдела увеличилась на 30 человек. Сконструированная ими техника работает более чем в 40 странах мира и, участвуя в тендерах на производство сталеплавильного, доменного, кранового оборудования, «Азовмаш» очень часто оказывается победителем.

— После покупки Харцызского трубного завода «ИСД», владеющий 24,99 % акций ОАО «Азовмаш», не отказался от покупки государственного пакета акций вашего предприятия, чтобы стать его полноценным собственником?

— С экономической точки зрения было бы очень правильно, чтобы предприятие находилось в руках трудового коллектива и корпорации. Баланс интересов коллектива и инвестора позволит достичь необходимых результатов. Перекос в ту или иную сторону, на мой взгляд, вреден. Что касается «ИСД», то за эти полтора года корпорация зарекомендовала себя добросовестным и надежным деловым партнером.

— «Азовмаш» продолжает работу по созданию портальных кранов совместно с финской компанией КОNECRANES?

— Мы уже делаем третий кран, и у нас есть все основания утверждать, что работа в этом направлении только начинается.

— В начале нашей беседы вы с теплотой рассказывали о новой продукции для Турции…

— Цистерна, которая проходит испытания в этой стране, — наша гордость. Ее характеристики не уступают лучшим европейским образцам аналогичной продукции, и мы надеемся, что она будет работать по обе стороны Босфора. Что лишний раз доказывает наличие на «Азовмаше» мощного интеллектуального потенциала.

— Ваши конкуренты в Украине также не сидели сложа руки, а активно работали. Я имею в виду Стахановский вагоностроительный завод, который стал производить цистерны для перевозки ядерных отходов. Они вас подвинули?

— Все очень просто. Это предприятие купила российская группа «Альянс», и мы обо всем с ними договорились. Они занимаются своей традиционной продукцией, но совместно с нами произведут для собственных нужд «Альянса» 1,5—2 тыс. цистерн. Соглашение джентльменское: они работают на своем рынке, «Азовмаш» — на своем. Считаю, что этот принцип сотрудничества себя полностью оправдывает.

— Движение вперед невозможно без технического перевооружения «Азовмаша». Вы учитываете в своей работе данное обстоятельство?

— За десять месяцев этого года, несмотря на все трудности, 26 млн. грн. были потрачены именно на эти цели. В следующем году на реконструкцию и техническое перевооружение планируем направить минимум 60 млн. грн.

Стоять на месте мы не собираемся…

Тех, кто въезжает в Мариуполь, приветствует жизнерадостный плакат «ОАО «Азовмаш» — вместе победим!». Говорят, что один из директоров, который просмотрел это место для вывешивания собственного призыва, был очень недоволен тем обстоятельством — такой шанс упустил! Поскольку ему уже не удастся написать: «Вместе — победили!».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №30, 18 августа-23 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно