О причинах кризисных явлений на рынке нефтепродуктов Украины

24 июня, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №24, 24 июня-1 июля

Сегодня значение нефти для мировой экономики определяется ее ведущей ролью в формировании топливно-энергетического комплекса...

Сегодня значение нефти для мировой экономики определяется ее ведущей ролью в формировании топливно-энергетического комплекса. Занимая по объему потребления первое место в мире среди энергоносителей, нефть в своем жизненном цикле находится на стадии насыщения, а ее конкурентоспособность характеризуется как очень сильная. Поэтому, несмотря на резкое повышение цены на нефть в 2004—2005 годах, развитие мировой экономики сопровождалось ростом потребления этого углеводородного сырья. Для удовлетворения потребности в необходимой гамме нефтепродуктов страны Запада идут по пути модернизации своих нефтеперерабатывающих заводов, ориентации на использование более качественного сырья, увеличения коэффициента использования производственных мощностей, проведения более выверенной политики во внешнеторговой деятельности по нефти и нефтепродуктам. Кроме того, большая их часть достигла высокой энергетической эффективности, что при прочих неизменных условиях позволяет им при одинаковом уровне потребления нефтепродуктов обеспечивать растущие потребности промышленности, транспорта и других отраслей экономики. Поэтому, как правило, темпы роста ВВП и промышленного производства в странах ОЭСР значительно выше, чем увеличение потребления нефтепродуктов в целом и отдельных их видов. Так, если в 2000 году это отставание составляло 12%, то в 2002-м — 8%. Кроме того, в отдельных странах происходит снижение потребления нефтепродуктов в результате использования альтернативных видов топлива (замена мазута на уголь и природный газ в производстве электроэнергии; дизелизация автомобильного парка, которая сопровождается, как правило, сокращением расхода дизельного топлива по сравнению с автомобильным бензином на 100 км пробега, и др.). Например, во Франции этот показатель с 111,8 млн. тонн в 1973 году снизился до 75,1 млн. тонн в 1985-м, а в 2003 году составлял 87,8 млн. тонн. Как правило, в периоды резкого подорожания нефти происходило падение уровня потребления нефтепродуктов. Во Франции, где стоимость нефти за 1979—1981 годы возросла в 3,5 раза, потребление нефтепродуктов за этот же период сократилось на 15%.

В настоящее время ведущие страны ОЭСР создали современную нефтеперерабатывающую промышленность, технология которой не только отвечает высоким требованиям ресурсосбережения, но и развивается в направлении повышения ее экологичности.

В целом же наблюдающийся незначительный рост потребления нефтепродуктов в этих странах удовлетворяется за счет наличия резерва производственных мощностей установок первичной и глубокой переработки нефти, а временно возникающий дефицит покрывается также за счет созданного 114-дневного запаса нефти (планируется его увеличение до 120-дневного).

У истоков развития нефтепереработки

В Украине нефтеперерабатывающая отрасль формировалась в 50-е годы ХХ столетия с учетом использования нефти по более низким по сравнению с мировыми ценами и ориентацией ее НПЗ на производство мазута для экспорта в европейские страны.

В то время мазут был наиболее дешевым топливом, а строительство дорогих установок для его переработки в бензин и дизельное топливо (углубляющих процессов) было экономически неоправданно. К сожалению, ни в период мирового энергетического кризиса, ни позже структура украинской нефтепереработки не была скорректирована. Более того, в то время все установки термического крекинга были реконструированы для перегонки нефти с целью увеличения производства мазута. После 1985 года в экономике бывшего СССР начался спад, который после развала Союза перешел в кризис. Последний сделал практически невозможными инновации в нефтеперерабатывающую промышленность.

Начиная с 1990 года в Украине наблюдался спад производства, который отразился на снижении использования производственных мощностей первичной переработки нефти на НПЗ до 26,4% (в 1995 г.). Как это ни странно, но Лисичанский НПЗ, обладающий наиболее совершенной технологией переработки нефти, в том же году имел самый низкий уровень использования производственных мощностей первичной переработки нефти — 9,4%.

В Украине все нефтеперерабатывающие заводы, построенные в разное время, по своей технологической схеме отвечали требованиям НПЗ с простой схемой переработки, включающей установки первичной переработки и риформинга. Глубина переработки на этих заводах (Херсонский, Одесский, Дрогобычский и Надворнянский) составляет 45,67—60,07% (табл. 1). В то же время на Лисичанском и Кременчугском НПЗ, которые условно можно отнести к предприятиям с более высоким уровнем переработки нефти (классическая схема), этот показатель за четыре месяца 2005 года составил 68,06 и 69,29% соответственно (в странах Запада этот показатель достигает 90% и выше).

Говоря о мировом уровне нефтепереработки, необходимо отметить, что в отличие от СССР, на ее развитие большое влияние оказал нефтяной кризис 1971—1980 годов, который в условиях резкого повышения цен на нефть в корне изменил представление об оптимальной технологической структуре НПЗ. В результате предприятия с простой схемой переработки стали нерентабельными и начали уступать место НПЗ с классической и глубокой схемами переработкой нефти. Разница в инвестициях в НПЗ с разными схемами и глубиной переработки нефти характеризуется следующими данными: в НПЗ мощностью 5 млн. тонн в год с простой схемой — 580 млн. долл., мощностью 8 млн. тонн в год с классической схемой — 1475 млн. долл. и мощностью 8 млн. тонн в год с глубокой схемой — 2455 млн. долл.

В Западной Европе большая часть НПЗ была построена до первого мирового кризиса, поэтому они окупились в короткий срок. Дальнейшее инвестирование осуществлялось, главным образом, в реконструкцию действующих предприятий. Если в 1977 году в странах Западной Европы действовало 143 НПЗ и только треть из них имела установки флюидкаталитического крекинга, то в 1995-м уже на две трети из 100 оставшихся предприятий были внедрены эти процессы.

В результате трансформации рынка нефти в 1980—1996 годах в развитых странах было закрыто 45 нерентабельных НПЗ, а мощности атмосферной переработки были сокращены почти на треть. Одновременно строились установки (особенно каталитического крекинга) по переработке мазута в бензин и дизельное топливо. Из 108 НПЗ, расположенных в странах Западной Европы, количество предприятий с классической схемой переработки составляло 53, с глубокой схемой переработки — 26 и с простой схемой — 29. В США, где существует высокая потребность в автомобильных бензинах, доля НПЗ с глубокой схемой переработки традиционно больше по сравнению с западноевропейскими странами. Соответственно, американские НПЗ обладают не только установками флюидкаталитического крекинга, но и установками коксования (80% от мировых мощностей).

Мощности углубленной переработки нефти на украинских НПЗ составляют только 9,6% от атмосферной перегонки. Поэтому в Украине можно на столько же увеличить природный выход светлых нефтепродуктов за счет переработки мазута.

Для сравнения: в Западной Европе эта возможность превышает 30%, а в США — 55%. Высокая доля углубляющих процессов переработки нефти позволяет получать до 90% и выше светлых нефтепродуктов (бензин, дизельное топливо, авиакеросин), независимо от качества перерабатываемого сырья. При этом, как правило, получают автомобильный бензин высокооктановый неэтилированный, а дизельное топливо — практически без содержания серы (0,05%).

Поставка нефти и использование производственных мощностей НПЗ

Одним из основных факторов, оказавших наибольшее влияние на обострение проблемы удовлетворения потребности Украины в нефтепродуктах в 2005 году, было сокращение поставок и переработки нефти на НПЗ. Только за четыре месяца текущего года поставки нефти уменьшились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 1801,7 тыс. тонн, или 21,7%, и составили 6497,7 тыс. тонн.

Наибольший вклад в это снижение (или 90,4%) внесли поставщики нефти из России, тогда как поставки нефти, добываемой на украинских месторождениях, возросли на 117,07 тыс. тонн, или 16,7%. В то же время в этом году прекратился импорт нефти из Казахстана, что за рассматриваемый период времени с учетом объемов поставок в 2004-м (четыре месяца) увеличило дефицит на 16,1%.

В связи с тем, что хозяевами украинских НПЗ (Лисичанского — ТНК-ВР, Одесского — «Лукойл», Кременчугского — «Татнефть») являются российские нефтеперерабатывающие компании, в создавшейся ситуации можно говорить о неэффективности проведенной в Украине приватизации нефтеперерабатывающей промышленности и выбора потенциальных инвесторов. Поэтому возникший дефицит на рынке нефтепродуктов во многом связывают с отсутствием у государства возможности влиять на диверсификацию поставок нефти на НПЗ Украины и выполнение их новыми хозяевами инвестиционных обязательств (высокий уровень использования производственных мощностей; модернизация НПЗ за счет внедрения углубляющих процессов; повышение качества нефтепродуктов за счет внедрения облагораживающих процессов; переход на новые спецификационные требования к качеству нефтепродуктов, действующие в рамках стран ЕС).

Сегодня в Украине 87% объема перерабатываемой нефти приходится на поставки из Российской Федерации, т. е. российские компании работу своих НПЗ в Украине ориентируют только на переработку нефти из российских месторождений. В то же время, как показывает мировая практика, эффективная работа НПЗ стран Запада базируется на принципах диверсификации поставок нефти. Примером этому может служить опыт Франции, которая не привязывается к какому-либо одному источнику поставок углеводородного сырья. Во Франции создана современная нефтепереработка и она может эффективно перерабатывать и менее качественные высокосернистые нефти из стран СНГ, доля которых в общих поставках достигла 19,9%. Таким образом, принцип диверсификации позволяет не только обеспечивать ритмичную поставку нефти на НПЗ, но и выбирать сырье с учетом его цены и приемлемого качества.

Разные подходы в обеспечении НПЗ нефтью дают отличные друг от друга результаты эффективности использования производственных мощностей в отдельных странах и географических регионах. Так, в Украине за январь—апрель 2005 года использование производственных мощностей установок первичной переработки нефти в разрезе отдельных предприятий составляло: по Кременчугскому НПЗ — 36,1%, Херсонскому — 24,2, Одесскому — 65,9, Дрогобычскому — 57,2, Надворнянскому — 64,2, Лисичанскому НПЗ — 34,8%.

Для сравнения укажем, что этот показатель по странам Северной Америки достиг 92%, Среднего Востока и Европы — 88%, тогда как в странах Центральной и Южной Америки он значительно ниже и составляет 73%, в Африке — 72%.

В технологическом цикле переработки нефти мощности процессов вторичной переработки привязаны к мощности установок первичной переработки. Поэтому в случае, когда недоиспользуются мощности установок первичной переработки, в результате цепной реакции то же самое происходит и с мощностями вторичной переработки. Так, в Украине в 2003 году при использовании на Лисичанском НПЗ мощностей по первичной переработке на 38,8% этот показатель по каталитическому риформингу составил 34,7, каталитическому крекингу — 76,4 и гидроочистке — 35,5%. На Кременчугском НПЗ эти показатели соответственно были такими: 35,6; 37;, 75,2 и 52,3%.

Для сравнения рассмотрим аналогичные показатели по Франции, где в 2003 году среднегодовое использование мощностей по первичной переработке нефти составило 88,1%, в том числе по гидрокрекингу — 93, каталитическому крекингу — 87, висбрекингу — 54, алкилированию, изомеризации и МТБЭ — 74 и гидрообессериванию — 77%. Можно считать, что все эти показатели отражали состояние рынка нефтепродуктов, а также качество перерабатываемой нефти.

Интересным представляется анализ принадлежности НПЗ во Франции отдельным национальным нефтяным компаниям. Из 13 НПЗ, на которых в 2003 году было переработано 81,93 млн. тонн нефти, шесть НПЗ, переработавших 48,14 млн. тонн, принадлежали национальной компании Total, тогда как на три НПЗ компании Shell приходилось 15,11 млн. тонн, три НПЗ компании Exxon Mobil — 15,13 млн. тонн и один НПЗ компании BP — 8,11 млн. тонн. Поэтому в создавшейся ситуации французскому государству значительно проще контролировать и влиять на национальный рынок нефтепродуктов, чем Украине. При этом следует отметить, что добыча углеводородов компанией Total (Франция, Бельгия) в том же 2003 году составила 72,7 млн. тонн нефти и 40 млн. тонн газа.

Модернизация мощностей
и производство высококачественных моторных топлив

В конце ХХ в. в Украине была разработана программа модернизации действующих НПЗ с целью повышения глубины переработки нефти до 78% и улучшения качества производимых моторных топлив.

Однако за прошедшее пятилетие так и не произошли намечаемые прогрессивные сдвиги в производстве моторных топлив. Не способствовала внедрению новых технологий в национальную нефтеперерабатывающую промышленность и проведенная в Украине приватизация украинских НПЗ. Поэтому, несмотря на рост в стране потребности в высокооктановых бензинах, увеличение их производства сдерживается из-за отсутствия на предприятиях таких технологических процессов, как алкилирование и изомеризация (единственная установка мощностью 120 тыс. тонн в год построена на Одесском НПЗ), а также из-за недостаточной мощности установок каталитического крекинга. Это же наблюдается в производстве малосернистых дизельных топлив — отсутствие установок висбрекинга и гидрокрекинга.

В результате стагнации нефтеперерабатывающей промышленности в Украине за последние годы не были созданы объективные предпосылки увеличения объема производства высококачественных автомобильных бензинов. За четыре месяца 2005 года было произведено 1467,8 млн. тонн автомобильного бензина, при этом на долю Лисичанского НПЗ приходилось 47,3%, Кременчугского — 43,8 и Одесского — 8,8%.

В общем объеме производства доля высокооктановых бензинов составила: АИ-98 — 0,4%, АИ-95 — 32,1, А-92 — 23,7%, тогда как на низкооктановые приходилось: А-80 — 25,8 и А-76 — 17,5%. Таким образом, почти половина производимых автомобильных бензинов в Украине относятся к низкооктановым, что характеризует достигнутый уровень технологического развития украинских НПЗ.

В заключение хотелось бы привести данные по компонентному составу автомобильных бензинов, вырабатываемых в США и странах ЕС. Так, основными составляющими бензинов в этих странах являются: риформат — 34,6 (США) и 46,9% (ЕС); бензин каталитического крекинга — 36,1 и 27,1%; алкилат — 13 и 5,9%; изомеризат — 4,7 и 5%; легкий бензин — 4 и 7,6% и эфиры — 2,1 и 1,8% соответственно. Отметим при этом, что среднее октановое число этих компонентов составляет: риформат — 93—102, бензин каталитического крекинга — 90—92, алкилат — 93—96, изомеризат — 83—90, легкий бензин — 65—70 и эфиры — 114—118.

Государственное регулирование нефтяного сектора

Нефтяной сектор экономики характеризуется высоким уровнем международной интеграции, чему во многом способствует международное разделение труда. В мире существуют отдельные направления в научной деятельности, проведении геологоразведочных, поисковых и буровых работ, производстве специализированного оборудования, осуществлении маркетинговых исследований и других специализированных работ в нефтяном секторе. Для осуществления этой деятельности ежегодно инвестируются десятки миллиардов долларов.

Одной из причин стагнации нефтяной отрасли в Украине является отсутствие надежных инвестиционных источников финансирования. Опыт новых членов Евросоюза, и в первую очередь Польши, Венгрии, а также кандидата в эту организацию — Румынии показал, что их успехи в нефтяном секторе были достигнуты, главным образом, за счет создания государством благоприятных условий для привлечения инвестиций ведущих в этой области зарубежных фирм. Как следствие прогрессивных изменений следует рассматривать стандартные показатели качества нефтепродуктов, вырабатываемых на НПЗ этих стран, в сопоставлении с данными по Украине.

Как следует из анализируемых данных, стандарты качества на моторные топлива в Украине значительно уступают отдельным параметрам в странах Евросоюза, в том числе в странах — новых членах ЕС. Поэтому важным рычагом Украинского государства в ускорении процессов модернизации НПЗ могло бы стать принятие Госстандартом новых технических условий на производство нефтепродуктов, которые отвечали бы уровню спецификационных требований стран ЕС, с указанием срока их введения. Этими действиями государство поставило бы такие компании, как ТНК-ВР, «Лукойл» и другие, перед фактом: или необходимо инвестировать модернизацию своих НПЗ, или закрывать производство нефтепродуктов на этих предприятиях.

Другое направление усиления роли государственного регулирования — создание благоприятных условий для привлечения прямых иностранных инвестиций в нефтяной сектор. Особенно перспективным является привлечение иностранного капитала в геологоразведочные, поисковые и буровые работы на территории Украины. По этому пути пошли многие страны, на территории которых возможны месторождения нефти. Например, в Венгрии были определены участки, большая часть площади которых была отдана в концессию известным западным компаниям, которые проводят там поисковые работы.

Одним из приоритетных направлений развития нефтеперерабатывающей промышленности в Украине следует считать, в частности, участие государства в строительстве нового современного НПЗ с привлечением зарубежных компаний. Существование такого предприятия позволило бы Украине по качеству нефтепродуктов выйти на европейский и мировой рынки, а также активно влиять на национальный рынок нефтепродуктов, стимулировать развитие смежных отраслей промышленности (машиностроения, в первую очередь) и национальной науки.

Учитывая те же проблемные вопросы повышения качества нефтепродуктов в России, украинским властям следовало бы ограничить импорт низкокачественных нефтепродуктов из РФ, в первую очередь, топлив и моторных масел, отдав предпочтение экспортерам — ведущим западным компаниям. Для справки: в 2004 году в России глубина переработки нефти составила только 70%, что не отвечает современным требованиям и не позволяет производить нефтепродукты с повышенными эксплуатационными свойствами.

Кроме того, разговоры о модернизации своих НПЗ интенсивно ведутся в России на протяжении последних 10 лет. Однако слишком мало практических шагов сделано в этом направлении. Основная причина сложившейся ситуации — отсутствие инвестиционных ресурсов в объеме 15 млрд. долл. По нашим расчетам, в Украине для реконструкции НПЗ до уровня современных западных предприятий потребуется 1,5 млрд. долл.

На современном этапе важным фактором в решении проблем рынка нефтепродуктов в Украине является консолидация усилий всех заинтересованных организаций отрасли. В связи с этим существенно возрастает роль организационных факторов. Так, отсутствие в Украине баланса топливно-энергетических ресурсов, который мог бы составлять Госкомстат, не только затрудняет анализ его важнейших составляющих, но и существенно осложняет работу по разработке энергетической политики на перспективу.

Заметим, что в нашей стране, в отличие от других стран СНГ до настоящего времени не разработана и не утверждена программа энергетической политики до 2030 года. Активное участие в решении энергетических проблем могли бы принять многочисленные научно-исследовательские институты отрасли и НАН Украины, работающие по проблемам ТЭК (ИБОНХ НАН Украины, НИИ НП «Масма», НИИ НАК «Нафтогаз України», УкрНИИГазинформ и др.).

Рассматривая проблемные вопросы состояния рынка нефтепродуктов и развития отечественного ТЭК, особое внимание хотелось бы обратить на информационное обеспечение. К сожалению, приходится констатировать, что последние события на рынке нефтепродуктов в Украине выявили слабость существующей информационной системы. В отдельных случаях при трактовке событий в СМИ достигался обратный эффект: затруднение понимания сути происходящих процессов. Это касается также вопросов аргументации строительства нового НПЗ в Украине, эффективности проведенной приватизации украинских НПЗ и др. Выход из сложившегося положения видится в более широком привлечении к участию в дискуссиях и выступлениях ведущих специалистов, ученых и практиков.

* * *

Для организации ритмичных поставок нефти на украинские НПЗ необходимо использовать принцип диверсификации, привлекая к поставкам углеводородов не только российские компании, но и, в первую очередь, экспортеров из Казахстана и Азербайджана. А также решить важную задачу — создать стратегический запас нефти, который отвечал бы 114 дням потребности в импорте.

С целью увеличения выработки высококачественных нефтепродуктов необходимо модернизировать действующие мощности НПЗ и построить новые, углубляющие переработку нефти установки.

Требуется пересмотреть действующие в Украине технические условия на производство горюче-смазочных материалов, приблизив их качество к уровню стран Евросоюза.

Необходимо разработать энергетическую программу Украины на период до 2030 года, использовав зарубежную практику составления топливно-энергетического баланса, а также разработанные украинскими учеными концепции развития нефтеперерабатывающей промышленности.

Для улучшения информационного климата в ТЭК Украины целесообразно привлекать к освещению актуальных и проблемных вопросов отрасли специалистов-аналитиков.

Решению проблем в нефтеперерабатывающей промышленности Украины будет способствовать объединение в единый научно-исследовательский центр ведущих специалистов ТЭК, работающих в настоящее время в различных отраслевых и академических НИИ Минтопэнерго. А также сотрудничество с ведущим в этой области Французским институтом нефти, который уже в течение многих лет имеет свое представительство в Москве.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно