О 2%, скромных желаниях и подснежниках с неба. Обсуждаем концепции налогового реформирования

14 июля, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 14 июля-21 июля

Налогоплательщиков надо любить. И уважать. А из любви и уважения вырастет понимание: плательщики ...

Налогоплательщиков надо любить. И уважать. А из любви и уважения вырастет понимание: плательщики — не звери, не враги государства, и помыслы их не ограничиваются тем, как бы посильнее досадить социально-озабоченным бюджетам всех уровней.

Предприятия не требуют со стороны государства никаких жертв.

Более того, когда любимая Родина говорит им: «Давайте я в порядке налаживания наших отношений снижу НДС с 20% до 18, а то и до 17%», они вежливо отвечают: «Спасибо, не надо. Зачем такие лишения? Нам бы вместо столь жутких жертв хватило и того, что ничего не стоит, но для нас важно…»

Это — потому что Родину они любят. И не хамят ей, как с удовольствием нахамили бы конкретным чиновникам, упорно предлагающим эти 2%.

Чего же, в таком случае, предприятиям надобно? В чем состоит тот загадочный аналог вежливости, которая, как известно, и стоит так дешево, и ценится так дорого?

Кстати, сама вежливость важна тоже. Доброе слово и плательщику приятно, особенно — если оно заменяет недоброе. Но не будем идеалистами и приоткроем завесу: чего же еще — кроме вежливости — плательщики жаждут, причем в значительно большей степени, нежели этих несчастных двух-трех (вариант — 3,5) процентов? И подумаем: а надо ли упорно предлагать дорогостоящие жертвы (ведь 2—3%, на которые готовы сдвинуть ставку, это целых 10—15% от всей суммы 20-процентного НДС!), если они никому не нужны, потому как нужно совсем другое?

Первое, на что бизнес любого размера откликается с воодушевлением, благодарностью, верой и инвестиционным всплеском, — это изменение функций, полномочий и, мягко говоря, методологии работы такого средневекового института, каким стала в Украине налоговая милиция. Которой, между прочим, нет уже даже в России (ибо демократический повод посадить в стране, где все и так уже «за», попросту не нужен).

Умный специалист без погон принесет любому бюджету гораздо большую денежку, чем офицеры из маски-шоу. При этом не только не понадобятся дополнительные вложения, а еще и можно будет хорошенько сэкономить на многозвездочной зарплате недешевых тружеников дубинки и брандспойта.

Анонсируемые же перспективы резать кошечке, точнее — львице, хвостик по частям (медленно, плавно, вдумчиво и поэтапно) впечатляют бизнес не очень.

Второе желание удовлетворить еще проще. Речь идет о прекращении постоянных разговоров об отмене/сужении сферы действия/обессмысливании для самих плательщиков столь мощного фактора выхода бизнеса из тени, каким является у нас единый налог.

Нужно отдавать себе отчет: как бы ни развлекался с подобными «концепциями» уважаемый Минфин, ни одна партия тронуть этот налог не посмеет. Максимум — поднимет бучу, как в прошлом году, а потом стыдливо вернется на прежние позиции, успев, правда, при этом всех разозлить. Так зачем же эти очень дорогостоящие разговоры? Которые все равно в жизнь не воплотятся, а предпринимателей пугают?

Раз нет ума и возможностей обсуждать реформу упрощенного обложения в обстановке строгой секретности, а проводить ее в жизнь — так же келейно, то всем, кто связан с властью, необходимо сделать в данной области самое простое — немедленно заткнуться, тем более что уж это-то точно ничего не стоит. А эффект будет самый положительный, какой только можно представить (напомним, что любой плюсик, разделенный на нулевые затраты, дает плюс бесконечность).

Третье — не более дорогостоящее: просто объединить в один платеж все четыре страхвзноса: пенсионный, «нетрудоспособный», «безработный» и «несчастный». И не нужно дожидаться, пока появится возможность сделать их сумму в размере 20% от фонда оплаты труда. Ведь понятно, что если даже один из этих сборов уже составляет 31,8%, то от сложения с еще тремя он 20-процентным никак не станет.

Ничего страшного, бизнес не требует крови; и на одно только упрощение от объединения (а государство пусть делит дальше само) откликнется с благодарностью.

Четвертое — уже посущественнее. Нра это кому-то или не нра, но НДС таки придется немножко помодернизировать. И подачкой в 2—3% отделаться здесь не получится: бизнес опять-таки жаждет не жертв, а ничего не стоящих государству серьезных реформ.

Прежде всего это упразднение института налоговых накладных — как совершенно себя не оправдавшего. Помимо того, что придумана бумага, ошибка в которой превращает обложение добавленной стоимости в обложение всего оборота, так еще и ответственность (причем какую!) несет не то предприятие, которое этот документ составило, а то, которое его получило!

Далее. Торговля должна, как и в начале 90-х, облагать только надбавку, а не как сейчас — весь оборот за исключением того, на что есть правильные налоговые накладные. В условиях, когда правильных налоговых накладных практически не бывает, и реально грозит обложение всего оборота (при микроскопическом — у оптовиков — наваре!), оптовая торговля держится сегодня лишь на том, что налоговики, чтобы ее не ухайдокать, смотрят на поставщицкие ошибки в налоговых накладных сквозь пальцы.

Стань налоговая сегодня проверять эти документы «как положено» — и торговля тут же умрет. Сначала оптовая, а чуть позже и розничная. Так нужен ли закон, буквальное соблюдение которого приведет к эдакому эффекту, закон, при котором все держится на его — если договорились — полуигнорировании?

Особую роль следует отвести необходимости еще вчера заменить механизм возмещения НДС экспортерам каким угодно другим льготированием (по каким угодно налогам), только не таким тупым, как это возмещение. Заставляя бюджетный счетчик крутиться в другую сторону, фиктивные экспортеры выкачивают из бюджета сумасшедшие суммы, экспортерам же настоящим ничего не остается («ну куда вы еще лезете, если уже и фиктивным не хватает!»). Их проверяют до смерти — ибо когда государство должно предприятию, то это еще хуже для предприятия, чем когда оно должно государству, — а потом в лучшем случае дают облигацию вместо денег.

Когда говорят, что этот механизм стимулирует экспорт, экспортеры истерически смеются, а искренне верит в такое стимулирование лишь один человек в стране — Сергей Анатольевич Терехин.

Отмена нулевой ставки НДС (и связанного с ней возмещения), замена ее «стандартными» льготами по разным налогам сделали бы стимулирование экспорта и реальным, и подконтрольным, а значит, они не просто ничего бы не стоили, а дали бы экономию, которая бы позволила сокращать налоговые ставки уже не на проценты, а в разы. Ведь какое-то время долг государства по возмещению превышал — из-за неизбежных злоупотреблений — всю собираемую за длительный период налоговую массу!

Итак, есть комплекс мер, которые ничего не стоят государству, но вызвали бы чрезвычайно позитивный отклик. Вместо этого, однако, далекое от реалий жизни государство делает противоположное — распугивает бизнес исключающими и отменяющими друг друга законами, от действия которых ничего не имеет (вспомним прошлый год), кроме проблем.

Иногда (если законы вводятся с последнего дня квартала или полугодия, как опять-таки в прошлом году) создается даже впечатление, что генерирование проблем и является самостоятельной целью законодателей — не то засланных сюда с целью ускоренного и открытого вредительства, не то обиженных в детстве кем-то из «цеховиков» и теперь мстящих всем, кто похож на обидчика. Но неужели такое произошло со всеми депутатами, причем всех созывов?

Вернемся, однако, к спасению бизнеса и — через него — отечества.

По существу, все изложенные меры, а они озвучиваются бизнесменами постоянно, радикальными не являются. Это не требующий вложений план мирного урегулирования, предотвращающий наступление времени «Ч», когда бизнесу будет уже все равно, «с какой стороны тюбетейка» (вспомним знаменитый анекдот) у высших должностных лиц.

Если же государство не способно — хотя бы ради самосохранения! — даже на такие мелочи, то кому оно нужно? Для поддержания уровня, который есть? Но самое интересное, что поддержание такое никем не гарантируется! Да, несколько месяцев фактически не было полноценной центральной власти (ни парламента, ни правительства) — и ничего не развалилось. Однако доказывает это лишь то, что власть не нужна, а не то, что она полезна. И если без нее не развалилось, то не факт, что не развалится, когда она будет.

Бизнесу не надо помогать, ему хотя бы не вредили! И всё, о чем выше шла речь, сводится не к помощи, а к уничтожению искусственно воздвигнутых властью препятствий.

Между тем, даже в условиях вакуума власти налоговое чиновничество продолжает развлекаться. В недрах ГНАУ созрел проект вернуть дифференциацию ставок при обложении граждан: 10, 15, 25%. Они что — забыли, как мы уже все это проходили? Когда «лишняя» зарплата оформлялась на «подснежников»? И теперь снова предлагают к этому же вернуться? Или кто-то на нашу грешную украинскую землю внезапно упал с неба?

А Минэкономики и Минфин по очереди носятся с дикой идеей установить некий «обязательный минимум» налога на прибыль. Тут даже спорить не хочется — уже надоело.

Как не вспомнить знаменитое:

«Страшно далеки они от народа…»

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 14 сентября-20 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно