НОВЫЕ СИЛЫ БОРЬБА ЗА СОБСТВЕННОСТЬ В РЕГИОНАХ СТАЛА БАЗОВЫМ ПРОЦЕССОМ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ УКРАИНЫ

Поделиться
Социальная стабилизация и наметившийся экономический рост существенно подрывают позиции коммунистов и социалистов...

Социальная стабилизация и наметившийся экономический рост существенно подрывают позиции коммунистов и социалистов. Левые отдают себе отчет, что своевременное выполнение государством своих обязательств перед гражданами и рост зарплат могут привести к резкому ослаблению «красной» идеи даже в восточных регионах. Коммунисты мириться с этим не будут. Ведь в Днепропетровской, Донецкой, Луганской и Харьковской областях проживает почти 30% граждан страны, имеющих право голоса.

Похоже, у левых есть шансы привлечь в союзники финансово-политические группы, которые государство заставляет либо легализовать свою деятельность, либо просто устраняет от управления государственными предприятиями. Обладание властью и собственностью становятся предметами ожесточенной экономической и политической войны, фронты которой развернут в регионах второстепенные финансово-политические группы и левые партии. Мы будем говорить об этом на примере Луганской области как уже действующего плацдарма новой войны. Луганская область выбрана еще и потому, что Агентство гуманитарных технологий ведет здесь исследовательские работы. Мы публикуем первые результаты наших исследований.

Отсутствие инвестиционных перспектив является главной рамкой экономического планирования

В областях есть множество проблем, которые не могут быть разрешены усилиями самих областных властей. Рост ВВП на 6% хорош на фоне 3% роста в США. Но нынешнее благосостояние в Украине находится на отметке 35% от уровня 1990 года. За последние десять лет в Украине сформировался огромный инвестиционный долг перед медициной, образованием, сельским хозяйством, транспортными и коммуникационными сетями. Чтобы его компенсировать, необходим устойчивый экономический рост, измеряемый многими десятками процентов от уровня прошлого года.

В ближайшее время не приходится ожидать инвестиций. Мировой капитал в последние годы предпочитает вкладывать деньги в экономики с низкими рисками, получая небольшой, но надежный доход. Ожидаемое в нынешнем году вступление Китая в ВТО сделает его экономику гораздо более привлекательной по сравнению с украинской и российской. Россия упомянута не случайно — отсутствие инвестиций в этой стране подчеркивает мифичность рассуждений о больших деньгах, которые накопились в России и будут вкладываться в Украину.

В России есть огромный дефицит инвестиционных средств, и экспертами это известно. В лучшем случае стратегические инвесторы купят выставляемые государством на продажу предприятия. Но продажа собственности — это еще не инвестиции. Польша успешно продала государственные активы, но это не привело к инвестиционному буму и не дало ожидаемого экономического рывка. В странах Центральной Европы, прошедших приватизацию, уровень жизни несколько выше, чем в Украине, но он улучшается мизерными темпами. Ни эти более успешные страны, ни Украина пока не представлены на рынке капитала, который может создать на нашей территории новые производственные мощности и предложить украинской экономике новые направления специализации.

Призрачными выглядят даже возможности возврата в страну капиталов, ранее выведенных на Запад теневым путем, — эти деньги находятся под контролем развитого мирового сообщества, которое не желает видеть Украину и Россию собственностью местных «олигархов». Аресты Лазаренко и Бородина по обвинениям в отмывании денег — первое фактическое подтверждение этого тезиса, наверняка последуют и другие подтверждения. Инфраструктура Украины слаба, ее границы закрыты для активных экономических отношений с внешним капиталом, внутренний инвестиционный потенциал призрачен из-за низкого доверия к инвестиционным фондам и банкам, правящая элита все еще боится открыть страну для мировой экономики и пытается в одностороннем порядке прорываться на мировой рынок, приватизация предприятий и земли идет очень медленно.

В изложенной ситуации руководители областей при экономическом планировании должны исходить из того, что наличные в области активы являются единственным источником благосостояния региона. Чтобы область не бедствовала, имеющиеся на ее территории предприятия должны быть прибыльными, иначе бюджет области не получит налогов, а рабочие — зарплат. Следовательно, для губернаторов проблемы области концентрируются в одной точке — отсутствие на предприятиях управленцев и собственников, которые сделают их прозрачными с точки зрения финансов и обеспечат долгосрочный рынок сбыта продукции.

В условиях
вялого инвестирования рентабельность имеющихся предприятий является
для областей вопросом жизни и смерти

Болью губернаторов были и есть государственные предприятия, которые запутались в долгах по налоговым платежам, зарплатам и оплате энергоносителей. Начало нового президентского срока, критическая ситуация с бюджетными доходами в центре и на местах и сокращение списков запрещенных к отключению предприятий дали результат. В некоторых индустриальных областях рост производства составил до 30% и более. В основе этого роста лежит не только благоприятная конъюнктура мирового рынка, но и легализация оборотов госпредприятий под давлением властей. Яркий тому пример — рывок «Криворожстали». Имея в 1999 году более 200 млн. гривен убытков, после назначения Олега Дубины руководителем комбинат закончил 2000 год с прибылью свыше 1 млрд. грн.

Уже приватизированные предприятия-должники — это отдельная история. Ее истоки лежат в тех временах, когда в стране закладывались принципы приватизации. Тогда молодые «реформаторы» определяли принципы приватизации государственных активов. В то время в Украине не было групп, обладающих управленческими навыками и деньгами для открытой конкурентной борьбы за привлекательные предприятия. «Младореформаторы» решили защитить национальный капитал и создали такие механизмы приватизации, которые не требовали больших ресурсов. Коммерческие компании смогли получать контроль над предприятиями почти бесплатно — через приобретение акций под инвестиционные обязательства. В лучшем случае новые «собственники» рассчитывались за купленные пакеты в течение определенного периода из уже заработанных на предприятии средств.

Выиграли от такого хода в первую очередь сами «реформаторы». Наблюдатели связывают покупку акций «Луганскоблэнерго» и «Одессаоблэнерго» в 1998 году с банком «Финансы и кредит», почетным председателем которого является Константин Жеваго. С именем Игоря Диденко связывается компания «Хорда», которая установила контроль над рядом цементных заводов по всей Украине под инвестиционные обещания, однако не выполнила условия приватизационных договоров, ухудшила состояние этих заводов и вынуждена была вернуть их государству. СП АвтоЗАЗа и Daewoo, которое возглавлял г-н Сотников, получило от правительства беспрецедентный пакет льгот и оказалось на грани банкротства.

Наведение порядка
на предприятиях
не выгодно реформаторам первой волны

Пытаясь разобраться, куда деваются зарабатываемые предприятиями области деньги, почему многие заводы являются убыточными и кто реально отвечает там за состояние дел, губернаторы зачастую сталкиваются с мощным противодействием со стороны обладателей этих предприятий.

Показательна в этой связи ситуация, возникшая вокруг компании «Луганскоблэнерго». Летом 1998 года инвестиционная компания «Веррона+» получила пакет акций «Луганскоблэнерго» под инвестобязательства. На момент продажи акций администрация Луганской области более чем лояльно относилась к новому совладельцу «Луганскоблэнерго» и совместно отражала нападки со стороны тогдашних первых вице-премьеров, курировавших ТЭК, — А.Голубченко и В.Куратченко.

Однако новые собственники «Луганскоблэнерго» на определенном этапе почувствовали полную вседозволенность. Уровень платежей в «Энергорынок» приблизился к нулевой отметке, на что киевские энергетики отреагировали лимитами на электроэнергию для области. Поэтому и начали портиться отношения между собственниками облэнерго и властями.

К лету 2000 года задолженность «Луганскоблэнерго» перед «Энергорынком» резко выросла, а задолженность потребителей перед «Луганскоблэнерго» изменилась, но в куда меньшей степени. Перед областью возникла реальная угроза сплошного отключения крупных предприятий и целых районов. Власти инициировали возврат облэнерго в госсобственность. Этот процесс затянулся почти на два года, в течение которых из «Луганскоблэнерго» продолжали изыматься средства, а область страдала от постоянных отключений из-за долгов перед «Энергорынком».

Активное личное участие народного депутата Жеваго в урегулировании вопросов собственности на «Луганскоблэнерго» способствовало успешному противостоянию фирмы-собственника областному руководителю, решавшему задачу наведения порядка в инфраструктурном предприятии. У луганского губернатора появились сильные и жесткие противники. Поговаривали даже, что на этом этапе за устранение губернатора от должности устанавливался гонорар в миллион долларов. Чем закончится эта сюжетная линия луганского триллера, пока неизвестно. На днях в области проходили 40-дневные поминки по и.о. председателя правления ОАО «Луганскоблэнерго» Михаилу Полякову, который, как известно, стал невинной жертвой. Он умер на рабочем месте во время разговора с народным депутатом К.Жеваго, когда тот в декабре приехал на государственное «Луганскоблэнерго». Наблюдатели называют причинами этого визита поиск денег на покупку очередного индустриального гиганта — Запорожского алюминиевого комбината.

Примечательно, что как только власти Луганской области начинали заниматься «лежачими» предприятиями, тут же стали «засвечиваться» крупные и помельче дельцы, имеющие свою выгоду на продаже продукции ниже себестоимости, на операциях по возврату НДС, на переуступках долгов и прочих хитростях, как правило, при покровительстве высоких столичных чинов. Так было и на Стахановском ферросплавном заводе, на Луганском аккумуляторном, на «Лугансктепловозе» — везде проявлялись персоналы, стремящиеся контролировать ситуацию в регионе. Но те предприятия, которые удалось отвоевать, например Стахановский ферросплавный завод, добиваются хороших финансовых результатов.

Порядок в экономике регионов не выгоден левым

Именно в деле дискредитации власти пострадавшие от наведения порядка в областях финансовые группы нашли общий язык с левыми. Левые партии утрачивают поддержку населения. Это происходит даже в Луганской области, которая традиционно являлась наиболее «красной».

Накануне выборов 1998 года промышленное производство упало на 66% по сравнению с 1990-м, население требовало законных зарплат и социальных платежей, русские общины негодовали по поводу вялотекущей и все же заметной украинизации. На этом фоне тогдашний губернатор Геннадий Фоменко «завалил» парламентские выборы 1998 года, не сумев локализовать коммунистический электорат, и был отправлен в отставку. За три года, прошедших с того времени, новые власти Луганщины добились некоторых результатов. Экономика региона в 1999—2000 годах выросла на 42%, погашены задолженности по соцвыплатам и зарплатам бюджетников, продолжается погашение задолженностей предприятий области перед своими работниками. Как следствие, коммунисты и социалисты начали терять поддержку населения. Об этом свидетельствуют не только социологические опросы. В 2000 году луганские шахтеры не ходили под красными флагами.

Для коммунистов потеря Луганской области недопустима. Численность электората области — 2,01 млн. чел., а учитывая, что левые собирали 60—70% голосов, речь может идти о потере 1,3—1,4 млн. голосов. Тем более что если их позиции слабеют в наименее обеспеченной из расчета на душу населения части Восточной Украины, то в других восточных областях ситуация для левых может оказаться еще более плачевной. Поэтому им необходимо, чтобы сыграл хотя бы один из старых козырей, — языковой вопрос, низкая социальная обеспеченность или общее недоверие населения к власти. А раз ни первая, ни вторая темы не актуальны, то необходимо дискредитировать власть.

Борьба второстепенных политических групп
за контроль над госактивами в областях становится главным двигателем национальных политических кризисов

Задача по наполнению бюджетов вынуждает губернаторов наводить порядок на предприятиях-должниках, а это зачастую требует вмешательства в главный вопрос — кто управляет предприятием, кто им владеет и как организованы финансы. Сегодня губернаторы не боятся этого. В областях, которые демонстрируют быстрый рост производства и доходов бюджета, появились государственные управленцы новой волны. Они уже не те, кто управлял областями два-три года назад, боясь вести самостоятельную региональную политику и ожидая указания из столицы по любому поводу. Эти люди пришли либо из частного бизнеса, либо с крупных государственных предприятий, имеют большой опыт кадрового и финансового управления и считают себя профессионалами.

Опыт управления дает ясное представление о том, как устроена экономика области, что нужно делать для ее усиления и увеличения поступлений в бюджет. Опыт управления позволяет брать на себя ответственность. Самоидентификация губернатора как профессионала является основанием для повышенных требований к себе, к своим коллегам и ко всем управленцам области. Менеджеры нового поколения ищут в лице собственников предприятий равноценных себе ответственных специалистов. И если не находят, то открыто критикуют их и выступают за их смену. Важно, что в этом деле они опираются на волю Президента. Так как Президент не раз говорил, что сила страны — в силе регионов.

Нет большей политики в областях и во всей стране, чем поиск ответственного собственника. Это видно на примере «Луганскоблэнерго», на примере Запорожского алюминиевого комбината. День ото дня количество этих примеров будет расти. Большая приватизация сопровождается неминуемой ревизией эффективности управления государственными и приватизированными ранее предприятиями. Оба процесса совершенно не устраивают второстепенные финансово-политические группы, которые владеют доходными предприятиями на условиях инвестиционных обязательств или временного управления госпакетами акций. Ведь обладаемые ими предприятия в большинстве случаев нерентабельны и/или находятся в разряде должников.

Поэтому между новыми государственными менеджерами областного и центрального уровня и представителями правых партий появляются и будут появляться конфликты. Реформаторы первой волны уже не могут развешивать направо и налево ярлыки «противник реформ», с помощью которых они прежде оказывали давление на губернаторов и даже на министров. Реформаторы первой волны сами дискредитировали реформы в сознании элиты и рядовых граждан страны. Теперь им придется прибегать к крайней мере — компрометации власти и государства. Это и есть, на наш взгляд, одна из основных причин активного участия правых партий в разгоревшемся сегодня в Украине политическом кризисе. Они вынуждены бороться за сохранение своих доходов и за то, чтобы не почувствовать на себе руку закона, и борьбу эту оправдывают защитой реформ.

Эпилог для премьера

В сложной ситуации оказался Виктор Ющенко. Для развертывания реформ ему нужно опереться на какую-то устойчивую и реальную силу. Устойчивых сил сегодня три. Первая — это левые ортодоксы, которые беззаветно и неаналитически выступают за возврат к плановой экономике. Вторая группа — это реформаторы первой волны, которые сильны необходимостью самосохранения. Но эта группа зачастую выступает на стороне противников экономических преобразований, которые необходимы для резкого повышения благосостояния страны. Эта группа уже подставила Ющенко при приватизации ЗАлКа, добившись от премьера действий, нарушающих процедуру проведения приватизационного конкурса. Третья реальная сила — это поколение новых управленцев, сила которых не в идеологии и не в собственности, а в навыках и ответственности.

Выбор между этими тремя силами является поколенческим, так как будущее представлено только новыми менеджерами. Ющенко никогда не выберет левых ортодоксов. Ющенко может выбрать реформаторов первой волны, если он принадлежит к их когорте и связан с ними по духу или по обязательствам — такую гипотезу позволяет выдвинуть ситуация вокруг Запорожского алюминиевого. Но согласие премьера на назначение Дубины на должность вице-премьера свидетельствует, что Ющенко делает выбор в пользу нового поколения управленцев. В этом случае он должен быть готов к настоящей войне, которую разворачивают правые и левые партии против экономических преобразований одновременно на уровне областей и центра.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме