НОВЫЕ НАДЕЖДЫ «АВТОЗАЗа», или О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ БОРЬБЫ С БЕЗДЕЛЬЕМ - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

НОВЫЕ НАДЕЖДЫ «АВТОЗАЗа», или О НЕКОТОРЫХ СПОСОБАХ БОРЬБЫ С БЕЗДЕЛЬЕМ

8 сентября, 2000, 00:00 Распечатать

В целях душевного комфорта об успехах так называемого отечественного легкового автомобилестроения предпочтительнее судить по относительным цифрам...

В целях душевного комфорта об успехах так называемого отечественного легкового автомобилестроения предпочтительнее судить по относительным цифрам. Ибо они, несомненно, вдохновляют. Если, скажем, в прошлом году объем реализации автомобилей, произведенных украинско-корейским СП, вырос почти на 15 процентов, то за первое полугодие нынешнего — в полтора раза. Достижение? А то как же! Правда, ровно до тех пор, пока не обратишь внимание на абсолютные показатели. Поскольку они беспристрастно свидетельствуют: в прошлом году предприятию «АвтоЗАЗ- Daewoo» вообще не было никакого смысла работать. Судите сами — на 1 января 1999 года остатки машин на складах составляли 13 тысяч штук, а за весь год удалось продать 12624 авто, изготовив при этом еще 6045.

Говоря о производственной деятельности предприятия, его генеральный директор Ванг Янг Нам в конце прошлого года, помнится, заметил: «Мы стали более реалистично оценивать наши возможности, тщательнее подходить к формированию планов на будущее». Как говорится, свежо предание... Странным образом выглядит тщательность хотя бы с учетом того, что на нынешний год автозавод запланировал произвести 33500 автомобилей, а продать — 35260. Не знаю, может быть, совместное руководство надеется на чудо. Но в реальной жизни, увы, все получается иначе. За истекшие полгода нашлось всего 6760 покупателей на кунсанско-варненско-ильичевско-запорожские средства передвижения и примерно столько же машин (если уж быть точным — 5702) осталось на 1 июля невостребованными.

Весьма своеобразным представляется и реализм, если на третьем году деятельности совместного предприятия до неприличия стабильными остаются объяснения причин фактического провала изначально вроде бы обреченного на успех инвестиционного проекта. В самом общем виде их суть сводится к следующему. Украинские покупатели невзыскательны, поскольку предпочитают подержанные, но дешевые иномарки, а не новые, но дорогие автомобили «АвтоЗАЗ-Daewoo». Европейский автопром во главе с ЕС коварен — он, видишь ли, собственные интересы отстаивает. Вместо того, чтобы войти в положение потенциальных конкурентов. И наконец, украинское правительство к СП неблагосклонно, о чем, в частности, свидетельствуют отмена в марте этого года минимальной таможенной стоимости и увеличение «возраста» импортируемых бывших в пользовании автомобилей.

Реакция на эти меры была весьма бурной. Особенно со стороны корейских партнеров. Они официально заявили о неприемлемости дальнейшего участия в проекте, сочли себя свободными от всех обязательств, предусмотренных инвестиционной программой, и даже выразили готовность инициировать расторжение учредительного договора с одновременным требованием возврата инвестиций и компенсации ущерба. Однако слова так и не были подкреплены адекватными действиями. Что нисколько неудивительно. Ведь с учетом серьезнейших финансовых трудностей судьба одного из сборочных производств за рубежом к тому времени уже была для Daewoo далеко не первоочередной проблемой. Когда под угрозой сам факт существования корпорации, тут уж невольно приходится приносить в жертву амбициозные планы глобализации производства. Как говорится, не до жиру… А украинскому легковому автомобилестроению вновь приходится довольствоваться ролью разменной карты.

По итогам состоявшегося в конце июня тендера по продаже контрольного пакета Daewoo Motors Co Ltd, победа за 6,9 млрд. долларов и наиболее привлекательные предложения досталась компании Ford. Таким образом, в украинско-корейском СП, являющемся акционерным обществом закрытого типа, фактически сменился один из двух учредителей. На первый взгляд, ситуация для запорожского автозавода сложилась весьма благоприятная — нежданно-негаданно объявился новый партнер. Да еще какой! Мировой индустриальный гигант, родоначальник конвейера! Казалось бы, такой альянс напрочь исключает беспокойство за судьбу отечественного автомобилестроения. Но все дело в том, что развязка в стиле «и стали они жить-поживать» больше закономерна для сказок и голливудских мелодрам, нежели для замысловатых сюжетов на темы реального бизнеса.

С самого начала Ford заявил о том, что он не заинтересован в покупке пакета акций Daewoo Motors, а предпочитает приобрести активы фирмы. Это вполне логично, поскольку на их базе можно создать новую компанию, не обремененную имеющимися у Daewoo Motors кредиторской задолженностью и обязательствами перед партнерами. Однако разумный с точки зрения собственника шаг чреват серьезными проблемами для зарубежных филиалов Daewoo и в частности для украинско- корейского СП. Анализируя его деятельность, специалисты Ford вряд ли оставят без внимания целый ряд неблагополучных обстоятельств. В их числе — отсутствие в Украине цивилизованного авторынка и недостаточно четкая позиция правительства относительно его формирования. Льготы, законодательно предоставленные СП, — безусловно, весомый аргумент в пользу прихода американской компании на украинский рынок, но ведь согласно закону «О стимулировании производства автомобилей в Украине» инвестор со временем должен их компенсировать. В противном случае применяются штрафные санкции. И формальные поводы для этого налицо: инвестиционная программа не выполняется, а деятельность СП не приносит прибыли.

Если при этом учесть, что у Ford отсутствует стратегия завоевания рынка СНГ, а по уровню влияния он существенно уступает как на просторах Содружества, так и в Восточной Европе своему конкуренту General Motors, то вполне можно допустить, что американцы могут весьма прохладно отнестись к перспективе продолжить дело украинско-корейского альянса. По некоторым оценкам, они могут поставить условие уменьшить стоимость приобретения активов Daewoo Motors на часть существующей ответственности убыточного ныне СП. Комитет по реструктуризации вряд ли с этим согласится и тогда, скорее всего, стороны сойдутся на компромиссе в виде исключения СП из активов, которые приобретет Ford. Таким образом, совместное предприятие сохранит статус-кво, практически не располагающий к положительным перспективам. Поскольку в активе обоих его владельцев одни лишь долги. Косвенно эти опасения подтвердил на недавней пресс-конференции и председатель совета директоров СП «АвтоЗАЗ-Daewoo» Олег Папашев: «Мы хотим, чтобы инвестор пришел, и делаем все возможное, чтобы его не упустить. Потому что если и этот инвестор от нас отвернется, то автомобильной промышленности в Украине не будет никогда».

Но, по правде говоря, в активе украинской стороны не так уж и много средств для привлечения очередного спасителя отечественного автопрома. В сущности, их количество по-прежнему ограничивается двумя: наличием незагруженных мощностей по производству автомобилей да дешевой рабочей силы. С мощностями дела обстоят более-менее благополучно. Комплекс реновационных мер, выполненный за корейские средства, пока позволяет поддерживать производство в работоспособном состоянии. А вот с рабсилой у завода, похоже, уже начались проблемы.

В августе, впервые за историю не только СП, но и завода, несколько десятков его работников пикетировали здание заводоуправления. Акция протеста была вызвана неопределенностью состояния, в котором они находятся. Согласно коллективному договору, на предприятии в течение года не должны производиться сокращения, а в случае простоев работникам полагается платить две трети тарифной ставки (оклада). Для рабочего-сдельщика это составляет порядка 50—60 гривен. Неудивительно, что многие оказавшиеся не у дел заводчане параллельно с основным местом работы нашли и дополнительное. Пока на предприятии надо было появляться раз в месяц за получкой, причин для недовольства не возникало. Но как только администрация потребовала ежедневной явки, автозаводцы воспротивились. Понять их можно. Чем бить баклуши в остановившихся цехах, разумнее поискать дополнительный заработок на стороне. Но по условиям трудового договора для получения компенсации за вынужденный простой необходимо находиться на рабочем месте. Это рабочим подтвердили и в профкоме предприятия, куда они обратились за пониманием и поддержкой. А чтобы не скучать без работы, автозаводцам посоветовали… слушать лекции о ситуации, сложившейся на предприятии, и о перспективах, которые его ожидают.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №14, 14 апреля-20 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно