НОВЫЕ АКЦЕНТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕФОРМ

8 сентября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №35, 8 сентября-15 сентября

Страна отпраздновала девятую годовщину независимости Украины. Уже менее года осталось до первой юбилейной даты — десятилетия со дня провозглашения независимости Украинского государства...

Страна отпраздновала девятую годовщину независимости Украины. Уже менее года осталось до первой юбилейной даты — десятилетия со дня провозглашения независимости Украинского государства. Это будет весомая историческая веха, требующая как объективного анализа пройденного пути, так и новых подходов в экономическом развитии страны.

Стратегические задачи социально-экономического развития четко обозначены в Послании Президента Украины Верховной Раде «Украина: поступь в ХХ столетие — стратегия экономического и социального развития на 2000—2004 годы» и разработанной на этой основе программе правительства. Но бурная динамика общественно-политических и социально-экономических процессов требует и новых акцентов в проведении экономических реформ.

Если, воспользовавшись терминологией кинематографа, попытаться отмотать пленку на девять лет назад и бегло отследить, что было сделано за этот период, — то сделано было немало. Прежде всего достигнута общефинансовая стабилизация на макроуровне. Довольно твердой остается национальная денежная единица. Укрощены необузданные темпы инфляции. В отдельных отраслях потихоньку начинают просматриваться, пусть незначительные, пусть довольно скромные, но все-таки первые позитивные тенденции. При всех отрицательных моментах внутренний рынок насыщен разнообразными товарами и услугами. Снята проблема товарного дефицита и очередей. То, о чем повсеместно думалось и говорилось каких-то восемь-девять лет назад, — о возможности прийти в любой магазин и увидеть на прилавке нужный товар, а не искать его под прилавком у знакомого продавца — это сегодняшние реалии.

Но при всех выше перечисленных позитивах в экономической жизни не решены фундаментальные проблемы. Это требующая колоссальных финансовых ресурсов структурная перестройка экономики и как следствие — крайне деформированной структуры производства с явным перекосом в сторону отраслей добывающей, тяжелой промышленности, военно-промышленного комплекса. Это всеобъемлющий кризис неплатежей. Проблема проблем в экономике: как достигнутую на макроуровне стабилизацию опустить на микроуровень, на уровень предприятий и оживить производство? Как сделать более доступными для предприятий кредитные ресурсы?

Думается, что без решительных действий государства, без политической воли развязка крайне запутанных, противоречивых экономических проблем может быть бесперспективной.

Структурная перестройка и кризис неплатежей требуют колоссальных денежных инъекций. Откуда их взять и куда прежде всего направить? Чаще всего взоры прикованы к зарубежным кредитам и инвестициям. Хотя при общегосударственном внешнем долге свыше 10 млрд. долларов надо быть очень осторожным, чтобы не допустить дальнейшего его увеличения. Тем более, если внешние кредиты не будут целенаправленно использованы для структурной перестройки или технического обновления приоритетных отраслей, а пойдут на проедание — покрытие дефицита государственного бюджета.

Более привлекательны частные зарубежные инвестиции. Но для стимулирования их притока необходим благоприятный инвестиционный климат в стране, одним из факторов которого является стабильное налоговое законодательство — к сожалению, то, о чем пока можно только помечтать.

Видится несколько аспектов решения этой проблемы. С одной стороны, все, кому не лень, справедливо ругая наше налоговое законодательство, удушающее производство на корню, уповают на новый налоговый кодекс, в совокупности значительно смягчающий налоговый пресс на предприятия. С другой — чтобы не пострадала доходная часть бюджета, снижение налогов должно сопровождаться расширением базы налогообложения, вовлечением в его сферу ранее уходивших от уплаты налогов многочисленных теневых структур. Все это требует резкого повышения эффективности работы налоговых служб, выведения их деятельности на новый, качественно более высокий уровень. Сам же налоговый кодекс будет представлять собой очень емкий, аккумулирующий, систематизирующий документ в несколько сотен страниц, впитывающий в себя в переработанном варианте все существующие законодательные акты, касающиеся налогообложения.

В последнее время высказываются два, на первый взгляд, казалось бы, взаимоисключающих тезиса. Один, вроде бы радикальный — о дерегуляции экономики, другой — консервативный, об усилении государственного регулирования.

На мой взгляд, противоречия здесь абсолютно нет. И два выше названных процесса могут развиваться в параллельном режиме, не только не мешая, а наоборот, взаимно дополняя и усиливая друг друга, работая на единый положительный результат. Дерегуляция — это резкое уменьшение бюрократических препятствий на путях регистрации новых предприятий, предпринимательских и коммерческих структур, развития малого бизнеса; значительное сокращение всевозможных разрешительных функций государства, порождающих и провоцирующих коррупцию и чиновничий произвол.

Что же касается элементов государственного регулирования экономики, то здесь подразумевается несколько иное. Это и государственная политика в области приватизации, ставящая своей целью не только форсирование темпов денежной приватизации для пополнения доходной части бюджета, хотя и это не надо сбрасывать со счетов, а прежде всего поиск эффективного собственника, способного не только эффективно управлять бесхозной государственной собственностью, но и инвестировать в производство свои собственные средства, которые не в состоянии вложить государство. Это и разумная таможенная политика, направленная на защиту отечественного товаропроизводителя, но только не за счет монополизации его позиций на внутреннем рынке и ликвидации конкурентной среды. Это и жесткая, но рациональная налоговая политика, стимулирующая внутреннее реинвестирование и прочее.

Иллюзорная мечта об абсолютно свободной экономике, лишенной всякого государственного вмешательства, существует только на бумаге. Нигде в мире в чистом виде она не реализована. Отличие развитых стран друг от друга только в одном — в степени использования элементов государственного регулирования экономики, и только.

Сегодня нельзя ограничиваться общими политическими установками и призывами. Требуется системное управление экономическим развитием на базе научно обоснованных концепций реформ, комплексный подход к управленческой политике, ориентированный на человека как высшую ценность. От профессионализма, инициативности руководителей и организаторов производства на всех уровнях в конечном итоге зависит экономический успех на предприятиях, в рамках отраслей народнохозяйственного комплекса, в экономике в целом.

Неудивительно, что по пути радикальных преобразований наша экономика продвигается как бы рывками. Она не может пока воспользоваться новыми возможностями, создаваемыми рынком, кроме как в течение короткого периода. Для преодоления этих трудностей необходимы институциональные изменения, в частности формирование системы финансово-кредитных, юридических отношений и прочее. Все это нельзя просто заимствовать в виде готовых образцов из США или Западной Европы. Предприниматели должны сами осознать свое значение, а рыночные институты — научиться функционировать. Вне сомнения, политически предпочтительна очень быстрая трансформация, так как она порождает интересы, препятствующие возврату назад. Однако очевидны и огромные трудности на пути ускоренных преобразований.

Проблемы экономики, политики, социальной сферы должны быть поставлены в один ряд, рассматриваться и решаться комплексно и взаимосвязанно. Давно уже следует изменить приоритеты. Экономика должна превалировать над политикой, а не наоборот. Жизненно необходимо установить диалектическую взаимозависимость экономической политики и социальной стратегии. Нельзя сегодня закрывать глаза и на то, что экономическая политика практически утратила социальную ориентацию. Катастрофически усугубляется имущественное расслоение. Практически отсутствует средний класс, являющийся основой стабильности любого общества. Заработная плата перестала играть роль основного источника дохода.

В сложившихся условиях общественная политика просто обязана сделать крен в сторону принципа социальной справедливости. Следует не только помогать людям, оказавшимся социально незащищенными, но и принимать упреждающие меры с целью недопущения дальнейшего ухудшения их положения, на чем постоянно акцентирует свое внимание Президент страны Л.Кучма.

Необходимо дополнить развивающиеся рыночные отношения государственным регулированием и социальным контролем. Не надо бояться разумного государственного протекционизма. В рынок, тем более цивилизованный, можно войти с минимальными издержками только организованно.

Главный путь экономического оздоровления страны — рост объемов инвестиций. Причем прежде всего нужно стимулировать внутренние капиталовложения. Второе направление — это концентрация усилий на эффективных точках роста промышленного производства, которые и могут стать главным двигателем экономического подъема.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно