НОВОЕ ЯПОНСКОЕ ЧУДО?

24 октября, 2003, 00:00 Распечатать

За 14 лет непрерывных рецессий «отпевать» японскую экономику стало уже делом привычным. Поэтому да...

За 14 лет непрерывных рецессий «отпевать» японскую экономику стало уже делом привычным. Поэтому даже самые мрачные прогнозы как национальных, так и международных экспертов, щедро раздаваемые всего лишь несколько месяцев назад, ажиотажа не вызывали. Несмотря даже на откровенный трагизм основных экономических показателей в стране. Цены на фондовом рынке упали до 20-летнего минимума, составив лишь 25 процентов от пика 1989 года; доходность по ценным бумагам подбиралась к отрицательным величинам. Однако в течение весьма непродолжительного времени ситуация резко изменилась, и сейчас японская экономическая картинка заиграла всеми цветами радуги. Более того, именно «экономическая эйфория», как окрестили доминирующее сейчас в Японии настроение, обеспечила действующему премьер-министру Дзюнъитиро Коидзуми переизбрание главой Либерально-демократической партии (ЛДП) Японии. А следовательно — сохранение за ним поста премьер-министра на следующий трехлетний срок.

Как показывают опросы общественного мнения, нынешнего премьера сейчас поддерживает 67 процентов японцев. И это не удивительно. Темпы прироста японского ВВП во втором квартале нынешнего года составили 3,9 процента, что намного превосходит не только самые оптимистичные прогнозы, но и показатели остальных индустриально развитых стран. Индекс японского фондового рынка Nikkei 225 за последние пять месяцев вырос на 44,5 процента. Особо радует отмеченный рост потребительских расходов и некоторое снижение безработицы. Очередным признанием японских экономических успехов стал пересмотр МВФ прогноза роста японского ВВП с 0,8 процента до 2,0. И это на фоне снижения прогнозов для многих других экономик. В частности, европейской.

И все же большинство экономистов предпочитает не спешить радоваться за японцев — уж слишком часто в последние годы в стране случались экономические фальстарты. Тем более что основные проблемы так и остаются неразрешенными, а самые проверенные экономические снадобья против них оказываются недостаточно эффективными. Журнал Economist даже предложил специальный термин для непобедимой японской дефляции — дисфляция, подчеркивая экономическую и политическую дисфункцию национальных институтов в нелегком деле стимулирования необходимой для экономического роста незначительной инфляции.

Катастрофическое состояние банковской системы Японии, огромный государственный долг — все эти темы звучат с убаюкивающей навязчивостью. А вот экономический ущерб от эпидемии компьютерных вирусов серьезными экономистами начал обсуждаться лишь сравнительно недавно. После того, как в прошлом году, например, этот ущерб «съел» целый процент японского ВВП, составив рекордные 440 млрд. иен. Если эта тенденция сохранится и в нынешнем году, то от выстраданного экономического роста может остаться не так уж много.

Следующую тему назвать новой достаточно сложно — она для Японии последних десятилетий достаточно неожиданна. Статус центра международного туризма Страна восходящего солнца утратила уже давно, отпугнув прежде многочисленные толпы иностранцев рекордными взлетами цен и угрозой терроризма. Так что идея превратить самую страшную страшилку японской экономики — падающие цены — в беспроигрышную завлекаловку для измотанных инфляцией европейцев и закаленных американцев может оказаться достаточно плодотворной. Именно с этой целью в американских и европейских СМИ развернута рекламная кампания с бюджетом 17 млн. долл. Впрочем, по сравнению с 30 млрд. долл., которые японцы в качестве туристов оставляют за пределами своей родины, эта сумма кажется ничтожной. На каждого иностранца, приезжающего в Японию, приходятся три японца, отправляющиеся в путешествие за границу. А на каждого американца, посещающего Японию, приходится уже семь японцев, «навещающих» США.

Всего же в Японии в прошлом году побывало 5,2 млн. иностранцев. Не удивительно, что с такими скромными показателями страна занимает 35-е место среди мировых туристических центров. Тогда как Франция, бессменный чемпион в этой области, ежегодно принимает у себя 70 млн. иностранных гостей. План японского правительства удвоить количество иностранных туристов к 2010 году достаточно амбициозен, однако он наталкивается на непростую проблему выдачи японских виз.

И все же по сравнению с системными сбоями в японской экономике, требующими реформирования всего финансового сектора, визовый вопрос кажется пустяковым…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно