Нет доверия — отсутствует и спрос. Зато в избытке конкуренция за предоставление страховых услуг населению

19 мая, 2006, 00:00 Распечатать

Компанией «Статинформконсалтинг» проведено первое в Украине синдикативное исследование рынка страховых услуг в сегменте физических лиц...

Компанией «Статинформконсалтинг» проведено первое в Украине синдикативное исследование рынка страховых услуг в сегменте физических лиц. Исследование проводилось по репрезентативной выборке объемом 1200 респондентов. Результаты исследования базируются на опросе населения 8 крупных городов: Днепропетровска, Донецка, Запорожья, Киева, Львова, Одессы, Симферополя, Харькова. Оказалось…

Только 5% добровольцев

Лишь 8% опрошенных являются клиентами страховых компаний. При этом около половины из них не принимали решения о страховании самостоятельно. Таким образом, количество добровольно застрахованных в исследуемых городах не превышает 5%. Основными факторами, подтолкнувшими к страхованию, являются желание (необходимость сохранить имущество), доверие (влияние страхового агента и надежность страховой компании), актуализация (угрозы здоровью и жизни).

Основной причиной отсутствия страхового полиса является нулевая потребность в страховании, связанная, по мнению аналитиков «Статинформконсалтинга», не столько с фактически низким уровнем жизни, сколько с заниженной оценкой населения собственных материальных возможностей и восприятием страховых услуг в целом как дорогих и недоступных.

Второе место по важности занимает достаточно серьезный барьер — недоверие к страховым компаниям. Сюда же можно отнести и негативную информацию от клиентов, негативный опыт как прошлых лет, так и текущего времени. Суммарно эти факторы отталкивают от страхования более трети населения исследуемых городов.

К барьеру

Существует три группы барьеров страхования: общеэкономические, личные материальные и барьеры, связанные непосредственно со страховым сервисом.

Наиболее критичным, как уже и отмечалось, является барьер недоверия к страховым компаниям, преодоление которого требует значительных и, возможно, совместных усилий страховщиков. Вместе с тем, немаловажными являются барьеры, урегулирование которых находится в локальной компетенции страховых компаний: условия страхования, квалификация персонала и информирование населения.

Готовы платить,
чтобы жить

Среди услуг, предоставляемых страховыми компаниями, наиболее востребованным становится медицинское страхование (около 23% населения готовы платить за эту услугу без учета существующих тарифов).

Страхование от несчастного случая и страхование жизни — вторая по важности группа услуг, с точки зрения практического интереса населения (за них готовы платить 15% и 11% соответственно).

Третья группа — пенсионное страхование (9%), страхование жилья (5%) и имущества (6%).

Оценки по таким услугам, как страхование гражданской ответственности, страхование залога под кредит, риска ответственности за невозврат кредита, могут быть корректно интерпретированы населением только в соответствующем контексте — исследовании целевых групп этих услуг.

В поисках
надежной гавани

Если рассматривать наиболее значимые для населения характеристики страховых компаний, то на первое место выходят относящиеся непосредственно к имиджу и качеству сервиса страховых компаний. Так, надежность и доверие к страховым компаниям — самая важная характеристика, которая для населения выступает в роли индикатора отношения к страховым компаниям. Характеристики сервиса у населения ассоциируются с компетентным и доброжелательным персоналом страховых компаний, условиями страхования (программы, цены на услуги и т.д.) и условиями обслуживания (возможность вызова страхового агента, «горячая» телефонная линия, удобный график работы). В то же время страна происхождения инвестиций и «звездные» клиенты для населения крупных городов не имеют решающего значения.

Источником информации о страховании являются, как правило, СМИ и прочие носители рекламы. Кроме того, важное значение имеет влияние т.н. «вторичной рекламы» — информации, передающейся из уст в уста — мнение знакомых, родственников, коллег. К третьей группе, на которую также нужно обратить внимание, относятся страховые агенты и персонал страховых компаний.

Специалистами «Статинформконсалтинга» была произведена оценка благоприятности текущей ситуации для страхования. Около 10% опрошенных считают, что в Украине сейчас подходящее время для заключения договора страхования. Треть из них связывают это с осознанием необходимости страхования как таково. Еще треть — с ростом уровня жизни как в целом в стране, так и личного. И около 20% — с ощущением потребности в защите (которую можно трактовать как защиту, гарантирующую некую стабильность и спокойствие жизни).

60% опрошенных считают, что сейчас не самое подходящее время для заключения договора страхования. Здесь действуют и выявленные ранее барьеры нестабильности в стране (включая незащищенность с точки зрения законодательства) и недоверия к страховым компаниям (отсутствие каких-либо гарантий с их стороны).

Треть респондентов затруднились охарактеризовать, насколько данный период подходит для заключения договора страхования (ни хороший, ни плохой). В качестве аргументов респонденты приводили в основном ранее упомянутые барьеры страхования, что характеризует их оценку текущего времени скорее как неподходящего для заключения договора. Вместе с тем, этой группе присуща надежда на лучшее будущее и понимание необходимости страхования.

В результате классификации по показателям знания, отношения и намерений к страховому сервису выделены четыре сегмента населения:

— потенциальный (составляет 32,4% населения страны, его представители готовы платить страховые взносы за себя);

— заинтересованный (таких 24,1% и они испытывают личную необходимость, но платить страховой взнос не готовы);

— пассивный (в нем 42,2% населения, которое знает о страховых услугах, но не испытывает в них личной необходимости);

— индифферентный — всего 1,2% населения, которое не знает о страховых услугах.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №27, 14 июля-20 июля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно