НЕСТАНДАРТНЫЙ ХОД КАК ПРОБЛЕМЫ ТРАНСПОРТА И ЖИЛЬЯ РЕШАЮТСЯ В ДОНЕЦКЕ

2 марта, 2001, 00:00 Распечатать Выпуск №9, 2 марта-8 марта

Хотя зима и сдает свои позиции, но время от времени она еще напоминает о своем присутствии, засыпая снегом дороги...

Хотя зима и сдает свои позиции, но время от времени она еще напоминает о своем присутствии, засыпая снегом дороги. И тогда уже от расторопности соответствующих служб зависит, смогут ли по ним добраться до места назначения те, кто выехал по делам на личном автомобиле или воспользовался услугами общественного транспорта.

Это сейчас городской голова Донецка Владимир Рыбак спокойно вспоминает о том, как пять-шесть лет тому назад невозможно было появиться в трудовом коллективе и не услышать претензии, что на работу и домой людям приходилось добираться, выстаивая огромные очереди на остановках в ожидании общественного транспорта. Кризис же последнего был предопределен тем обстоятельством, что приказала долго жить система финансирования закупок подвижного состава, согласно которой Кабинет министров выделял необходимые средства, распределявшиеся между городами. Таким образом долгое время решал транспортную проблему и Донецк. Но государственных денег становилось с каждым годом все меньше и меньше. А потом они и совсем исчезли…

После того как надежда, что государство будет финансово поддерживать местные органы власти в вопросе закупки новых троллейбусов и автобусов, растаяла, как последний трамвай в тумане, помочь горожанам могли только нестандартные меры. Ведь у предприятий Донецка не было денег, чтобы купить подвижной состав и возить своих рабочих на работу и обратно. Исключение составила только шахта им. Засядько, руководство которой купило автобусы и тем самым решило проблему за свой счет. Городская же казна профинансировать транспортный вопрос собственными силами оказалась не в состоянии, поскольку средств в бюджете Донецка на закупки такого рода не предусматривалось. Как пять лет назад, так и в этом году.

В горисполкоме были собраны предприниматели города, которым был предложен следующий вариант решения транспортной проблемы. Руководители предприятий бесплатно передают горсовету 35 тысяч тонн металлолома, который направляется на Донецкий металлургический завод на переработку и изготовление готовой продукции. После ее реализации деньги возвращаются городскому совету, который направляет их в Днепропетровск и Львов на покупку нового подвижного состава и запасных частей. Ведь одних только трамваев чешского производства под забором, без движения, стояло 30 машин…

Обсуждение данного предложения было очень долгим и бурным. Многие руководители сами были не прочь продать принадлежащий им металлолом, но, тем не менее, из 450 человек, находившихся в зале, только двое в конечном итоге не поддержали идею. После чего городской голова подписал распоряжение, из которого следовало, что согласно решению Совета предпринимателей города Донецка устанавливается план сдачи металлолома, который был распределен между девятью районами города...

По прошествии пяти лет уже можно говорить о том, что предложенный в свое время вариант себя полностью оправдал. За это время в Днепропетровске было закуплено 50 новых троллейбусов, создана собственная ремонтная база, освоен выпуск ряда запчастей на чешские трамваи, которые в полном составе работают на маршрутах, закуплены автобусы во Львове. Итоговые же показатели следующие: ежедневно на линию в Донецке выходят более тысячи единиц транспортных средств, что позволяет говорить о том, что проблема с обеспечением горожан общественным транспортом практически снята с повестки дня. Кроме того, благодаря средствам от сдачи металлолома появилась возможность ремонтировать трамвайные пути. Эту работу проводят студенческие отряды, что позволяет молодым людям (а это почти тысяча человек) за полтора-два месяца заработать по 500—600 грн.

Донецкий опыт перенимался многими, но нигде так и не прижился: городские власти не смогли договориться с руководителями предприятий относительно бесплатной передачи последними металлолома. Время от времени условия «мирного» договора начинают подвергаться критике, но, по словам Владимира Рыбака, разговор об этом не стоит заводить по одной простой причине. Никто никого не принуждает, хотя поверить в это, исходя из сегодняшних украинских реалий, достаточно трудно. Просто руководители предприятий сами понимают, что по-другому сейчас помочь городу, в котором живут они сами, — нельзя. Будет городской бюджет побогаче, заработает экономика, этот вопрос будет решаться по-иному.

А пока проблема общественного транспорта снова широко обсуждается горожанами. Трамвайно-троллейбусное управление поставило вопрос о том, что проезд пассажиров за 30 копеек не позволяет рассчитывать на нормальное существование ТТУ. До самого недавнего времени Донецк был одним из немногих городов в Украине, где, кроме минимальной цены на проезд, сохранились все предусмотренные государством льготы. Плюс к этому по льготным проездным ездили студенты. На состоявшейся недавно сессии городского совета вопрос поднятия цены до 40 копеек вызвал оживленную дискуссию, в результате чего было принято решение: стоимость не увеличивать, но изыскивать возможность оказания помощи трамвайно-троллейбусному управлению. К повышению же платы за проезд договорились вернуться после того, как реально будет увеличена зарплата работникам бюджетных организаций.

Но последним надо не только ездить на работу, но и возвращаться в собственные квартиры. Из государственного бюджета на строительство жилья средства не выделяются, и потому на месте пришлось опять искать нестандартный ход. К 10 млн. грн., выделенным в наступившем году из городского бюджета, добавляется... апробированный за последние четыре года опыт. Смысл его заключается в том, что в свое время ведомственные детские сады, общим количеством 100 штук, были приняты в городскую коммунальную собственность. Пятьдесят из них отремонтированы и сохранили свой профиль, а оставшиеся пятьдесят переоборудуются под жилье. Оказалось, что это на 60% дешевле, чем строительство новых квартир.

В каждом районе знают, что ежегодно 1 сентября новоселье должны отпраздновать учителя, врачи, работники культуры и административных органов. Бесплатно! В итоге данные категории очередников уже получили 400 квартир. А у стройиндустрии появилась реальная возможность сохранить рабочие места и производственные мощности.

Итак, как видим, при желании можно даже в нынешних экономических условиях решить немало проблем. В Донецке это получилось с общественным транспортом и жильем для тех, кто надеется на его бесплатное получение. Что предложат остальные города Украины?

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 12 октября-18 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно