НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ С «НЕСЧАСТНЫМ» ЗАКОНОМ

Поделиться
Социальное страхование «на все случаи жизни», которое имело место в советскую бытность, уже который год адаптируется к новым капиталистическим условиям...

Социальное страхование «на все случаи жизни», которое имело место в советскую бытность, уже который год адаптируется к новым капиталистическим условиям. Отечественные реформаторы раздробили некогда страховой монолит на составляющие: пенсионное, медицинское страхование, страхование на случай безработицы, страхование от несчастного случая на производстве… Правда, это деление пока остается теоретическим. К практике перейти мешают традиционные финансовые неурядицы.

Попав в их полосу, очередной страховой закон нынче пребывает в глубоком нокауте. Напомним, что закон Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, ставших причиной потери трудоспособности» был принят Верховной Радой и подписан Президентом еще осенью 1999 года. Его «запуск» намечался на 1 января 2001 года. Однако ко дню старта закон был отстранен от полета — не хватило «горючего».

Иными словами, под законодательную надстройку забыли подвести финансовый базис. Финансовое обеспечение закона возлагается на специально созданный Фонд соцстраха от несчастного случая, куда должны были поступать взносы от работодателей. Введение в действие «несчастного» закона растянулось во времени именно по причине накопления новой страховой копилки. Но с кого и по скольку взимать, разработчики так и не определили.

А в декабре 2000 года парламент решил перенести срок введения в действие базового закона о государственном соцстрахе от несчастного случая на производстве на 1 апреля 2001 года. И это не смешно. А очень даже печально.

Пробуксовка документа объясняется незавидной судьбой сопутствующего законопроекта — о страховых тарифах на этот вид страхования. (Именно от него и зависит наполняемость Фонда.) Дважды он обсуждался в Верховной Раде, но консенсус во взглядах парламентариев и Кабинета министров так и не был достигнут.

— Мы не можем принять закон о тарифах без экономического обоснования. Депутаты до сих пор не получили соответствующих расчетов Министерства финансов, — констатирует народный депутат Инна Богословская.

Министр труда и социальной политики Украины Иван Сахань настаивает на скорейшем введении в действие «несчастного» закона, мотивируя эту срочность непомерными регрессными долгами (на 1 января 2001 года — более 614 млн. грн.), которые в конце концов надо отдавать, и катастрофической ситуацией в «рисковых» отраслях промышленности, в первую очередь — в угольной. Ему вторят профсоюзные лидеры шахтерских организаций…

Итак, представители парламента, правительства и народа в лице профсоюзов сели за стол переговоров в надежде реанимировать бездыханный страховой закон. Однако на одном из общих заседаний «на троих» председатель подкомитета по налоговой политике парламентского комитета по вопросам финансов народный депутат Сергей Терехин, известный своим скептицизмом в отношении подобных законопроектов, заявил представителям Минсоцполитики, презентующим закон:

— Я вижу вашу позицию. Мол, мы написали классный закон и будем его снова предлагать на рассмотрение Верховной Рады. Я могу вам сказать, что результата не будет…

«Несчастный» соцстрах споткнулся о три камня. Во-первых, народные депутаты засомневались в целесообразности солидарной системы страхования и предлагали передать его частным страховым компаниям. Лоббистом этого пункта выступает опять же г-н Терехин, утверждающий, что «тайна нашего бюджета в том, что финансы в госсекторе используются менее эффективно, нежели в частном». Солидарной системе Сергей Анатольевич готов отдать на откуп страхование бюджетников, детей и выплату регрессных долгов. Остальное в контексте «несчастного» соцстраха — на откуп частным страховщикам. Короче: бабе — цветы, детям — мороженое.

Одновременно от парламентариев в адрес Кабмина звучит риторический вопрос: может ли в стране существовать солидарность в страховании от производственного несчастья, когда количество работающих в промышленности сократилось от 7,8 млн. (1991 год) до 3,4 млн. чел. Кабмин опускает глаза и твердит о дифференциации тарифных ставок в зависимости от уровня риска на производстве. А нардепы за свое: мол, в состоянии ли угледобывающая отрасль — одна из самых кризисных в промышленности, отчислять высокий тариф за собственный риск? И каким образом определить тарифы по отраслям, чтобы те из них, в которых нет повышенного травматизма, не несли дополнительную нагрузку на фонд заработной платы?

Во-вторых (и это, пожалуй, было главным камнем преткновения), парламентарии настаивали и настояли, чтобы объектом начисления страховых тарифов был не объем реализованной продукции, а фонд оплаты труда. А вот с процентом начислений опять заминка. Первоначально было заложено 0,5% от фонда зарплаты. А на совместном заседании в парламентском комитете по вопросам социальной политики и труда прозвучало — 0,8%.По мнению С.Терехина, речь идет о введении еще одного налога. А это дело государственной важности и посему Фонд — сборщик этого налога — должен утверждаться парламентом.

Третьим «камнем», о который ушибся «несчастный» закон, явился сам Фонд и его бюджет. В расчетах правительства бюджет Фонда страхования от несчастного случая на 2001 год предлагается в размере 1060 млн. грн. (первоначально было 1600 млн.). При этом на медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию пострадавших на производстве запланировано 12,5% от этой суммы. А на создание резерва Фонда и содержание аппарата — 9%. Депутаты обеспокоены такой диспропорцией финансовых приоритетов: снова на чиновничью армию будут тратиться немалые народные деньги. Мол, повторится история с Фондом занятости, в котором, по данным проверки Счетной палаты, четверть средств шло на содержание самого Фонда. Данное подозрение главный «ответчик» — социальный министр Иван Сахань — робко парировал сообщением о том, что в трех областях Украины (Запорожской, Луганской и Львовской) запланирован эксперимент по совмещению функций по сбору «несчастных» взносов со сбором взносов в Пенсионный фонд. И заниматься этим будут, соответственно, отделения ПФ.

Итак, реанимация до срока почившего закона продолжается. Интересно, кто будет смеяться последним 1 апреля?

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме