НЕПОСЛУШНЫЕ БУДУТ ОШТРАФОВАНЫ

1 ноября, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №42, 1 ноября-8 ноября

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) вновь предлагает силовыми методами сконцентрировать торговлю ценными бумагами стратегически важных предприятий на организованном рынке...

Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) вновь предлагает силовыми методами сконцентрировать торговлю ценными бумагами стратегически важных предприятий на организованном рынке. Идея не нова, и в свое время ГКЦБФР пыталась реализовать ее в виде собственного положения. Правда, документ был отменен, а последующие попытки решить данную проблему на законодательном уровне были успешно провалены. Но упорству комиссии надо отдать должное — очередной по счету законопроект уже находится в парламенте. Причем он уже успел найти поддержку профильного комитета.

Надо сконцентрироваться

Сущность законопроекта сводится к тому, чтобы запретить участникам рынка ценных бумаг заключать сделки с ценными бумагами стратегически важных предприятий вне организованного рынка. С этой целью предлагается предоставить комиссии право штрафовать ослушавшихся юридических лиц на сумму от 85 до 170 тыс. и физических лиц — до 17 тыс. грн. Не попадут под санкции только операции дарения, перехода по наследству, внесения ценных бумаг в уставный фонд, а также операций, сумма по которым не превышает 2550 грн.

К числу стратегических предлагается отнести предприятия, имеющие стратегически важное значение для экономики и безопасности страны. В то же время в проекте не указано, кто должен формировать, утверждать и публиковать этот список. Кроме того, проект закона не содержит механизма определения цен, по которым будут учитываться в сделке ценные бумаги, что создает возможность для уклонения от норм данного проекта.

Справка. На данный момент в Украине зарегистрировано семь фондовых бирж и две торгово-информационные системы. По данным ГКЦБФР, во втором квартале доля организованного рынка в общем объеме торгов ценными бумагами в Украине снизилась до 5,2% (около 1,2 млрд. грн.). При этом 62% всех сделок были заключены с государственными облигациями.

В целом предлагаемая в законопроекте идея несет в себе зрелое зерно, и это понимается большинством участников рынка. Ситуация, когда доля организованного рынка не превышает 7% от общего объема торгов и при этом на 2/3 обеспечивается торговлей государственными облигациями, не может считаться нормальной. Это является признаком непрозрачности и неликвидности рынка, а также того, что фондовый рынок Украины находится в стадии перераспределения сфер влияния между стратегическими инвесторами. Все это не дает возможности адекватно оценить рыночную стоимость акций, препятствует появлению институциональных инвесторов и т.д.

Введение же принудительной концентрации торговли на биржах позволит увеличить объем организованного рынка, повысить его прозрачность и ликвидность, увеличить доходы участников рынка ценных бумаг (прежде всего организаторов торговли, торговцев и хранителей). Также стоит отметить, что торговля на организованном рынке приведет к снижению технических рисков и сокращению количества нарушений законодательства на рынке ценных бумаг, позволит более реально определять стоимость ценных бумаг и рыночную стоимость эмитентов в целом.

Операции же, на которые предлагается не распространять штрафные санкции, вряд ли можно рассматривать как реальные пути уклонения от норм данного законопроекта. Разбивать сделки на более мелкие, чтобы купить крупный пакет, утомительно и зачастую более дорого, чем просто провести ее через организатора. Дарение, унаследование и внесение в уставный фонд также не являются массовым явлением. Таким образом, вне организованного рынка останутся только действительно мелкие либо явно «теневые» сделки.

Привлекательные налево, остальные на…

Тем не менее у документа есть ряд «подводных камней». Первый из них состоит в изменчивости списка и его непубличности. Проект закона не определяет орган или лицо, которое будет ответственно за формирование данного перечня, его утверждение и публикацию. Также не определен механизм, по которому предприятия будут включаться в список и исключаться из него.

Таким образом, любой участник рынка поневоле рискует нарваться на штраф, не зная, что предприятие, акции которого он купил-продал, является стратегическим. В наиболее трудном положении могут оказаться физические лица, а также непрофессиональные участники рынка.

Второй вопрос состоит в определении стоимости сделки. Так как ликвидного вторичного рынка по большинству «стратегических» предприятий в Украине нет. Теоретически один и тот же пакет акций можно оценить как в 1000 грн., так и в 1 млн. грн. Соответственно представляется проблемным определить: превышает ли сделка допустимый порог в 17 тыс. грн. или нет? Этот момент вполне может быть лазейкой, которая позволит уклоняться от норм проекта. В связи с этим в документе не помешает определить, на базе какой цены ГКЦБФР будет определять сумму сделки.

Кнут на месте, где пряник?

Наконец, в тексте пояснительной записки к законопроекту ГКЦБФР ссылается на постановление КМУ, обязывающее ее рассмотреть целесообразность разработки законопроектов, которые предусматривали бы в ряде случаев отмену госпошлины за регистрацию информации о выпуске ценных бумаг. В частности, речь идет о регистрации нового выпуска ценных бумаг в части, отвечающей сумме ранее зарегистрированной эмиссии, а также о плате за регистрацию информации о выпуске ценных бумаг, размещение которых предполагается осуществлять на организованном рынке. Последний пункт мог бы стать сильнейшим катализатором развития рынка облигационных займов. Профессиональные андеррайтеры сходятся во мнении, что уплата госпошлины в размере 0,1% от регистрируемого объема эмиссии облигаций является одним из наиболее существенных препятствий на пути развития рынка облигаций.

Как видим, ГКЦБФР начала реализовывать требования постановления КМУ со стороны предоставления себе права штрафовать, тогда как о законопроектах, предполагающих снижение ставок налогов, никто не заявлял. Несмотря на то что проект закона о концентрации торговли на биржевом рынке в целом скорее позитивен, Госкомиссии стоило бы подумать и о «пряниках», например, о снижении госпошлины за регистрацию эмиссии.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно