НЕКРАСИВОЕ НЕ ПОЙДЕТ

4 июля, 2003, 00:00 Распечатать

«Некрасивое не полетит», — говорят летчики и имеют для этого все основания. Внешняя гармония как в природе, так и в технике, как правило, свидетельствует о гармонии функциональной...

«Некрасивое не полетит», — говорят летчики и имеют для этого все основания. Внешняя гармония как в природе, так и в технике, как правило, свидетельствует о гармонии функциональной. Все это в полной мере может относиться и к многочисленным экспонатам очередной выставки отечественного подвижного состава, расположившимся вдоль перронов станции Киев-Московский, которая незаметно стала совмещать свои утилитарные функции собственно станции с выставочным комплексом.

Последний смотр нашей железнодорожной техники уже далеко не первый и, надеемся, не последний. Хотя сначала бросается в глаза, что многие образцы вагонов и локомотивов повторяются из выставки в выставку, невольно вызывая вопрос: если не представлено ничего принципиально нового, то зачем так частить с демонстрацией кажущихся успехов? Однако при ближайшем рассмотрении успех этот уже не видится кажущимся, а сами выставки из чисто демонстрационного мероприятия все больше приобретают утилитарное значение прикладного обмена опытом главным образом в деле организации капитально-восстановительных ремонтов старого подвижного состава — пока единственного резерва пополнения наших железных дорог вагонами и локомотивами.

Надо отметить, что данная выставка, впрочем, как и предыдущие, имеет свой специфический характер и отличительные особенности. Можно отметить общую тенденцию постепенного отхода от кустарщины и использования подручных материалов в процессе реконструкции подвижного состава к специализации, продуманному дизайну и техническим решениям.

Как пример можно привести Одесскую железную дорогу, которая представила на выставке три пассажирских вагона, из которых впервые один купейный, а также электричку, восстановленную из состава 1985 года выпуска, и двадцатилетней давности дизель-поезд. Причем на всех одесских экспонатах лежит печать индустриализации, далекой от самодеятельности. Это было достигнуто исключительно путем специализации. Еще до недавнего времени весь восстановительный процесс был разбросан по различным депо и проводился по принципу «пан сам клепав». Теперь же все силы и специальное оборудование сконцентрировано в одном месте — ремонтном депо станции Каховка, что позволило наряду с сокращением сроков капитально-восстановительного ремонта значительно повысить его качество. Одесситы показали, что и старое может быть современным и комфортным. Свою электричку они оснастили уже давно забытыми, но по-прежнему практичными, удобными и экологичными деревянными сиденьями, которые заменили железные каркасы, обтянутые сомнительного качества и износостойкости дермантинами.

Аналогичная ситуация и с вагонами, представленными Юго-Западной железной дорогой. И тут лежит печать специализации, хотя присутствует и своя «фишка». До сих пор при капитально-восстановительном ремонте здесь используются польские технологии и материалы. Однако ремонтники сами себе поставили задание: материалы постараться использовать только отечественные. Три вагона собрали без единого иностранного винтика. В результате это дало возможность снизить стоимость ремонта со 148 до 120 тысяч долларов. Однако пока что это остается экспериментом, поскольку на украинском рынке запчастей не удается найти адекватной замены оконным блокам, перегородкам из огнеупорной фанеры, плюшевому покрытию сидений. Как показали маркетинговые исследования ремонтников, отечественный производитель такой «ерундой» просто не занимается.

Несколько другим путем пошли специалисты-ремонтники Львовской дороги. Наряду со ставшим уже традиционным ремонтом пассажирских вагонов, электричек и дизель-поездов они вплотную занялись производством буквально из металлолома новых видов подвижного состава, подчас такого, которого на дорогах Украины не было в принципе. На последней выставке представлен новый багажный вагон, буквально возрожденный из ничего. Выполнили львовяне и свое обещание, данное на предыдущей выставке, — представить новый грузовой вагон для довольно специфических грузов. Это двухэтажное сооружение с забранными мелкой металлической сеткой бортами выделяется среди своих колесных собратьев белым цветом атмосфероустойчивой краски. Столь необычная конструкция предназначена для транспортировки четырехколесных «коней» — автомобилей пассажиров, следующих этим же поездом. По своим конструктивным особенностям автовагон полностью адаптирован для включения в пассажирский состав, который от обычного товарняка отличается специфическими энерго- и пневматическими магистралями, системами тормозов. Такой вагон способен вместить десять автомобилей, и вряд ли хватит тех двух вагонов, что уже сделаны, для удовлетворения всех поступивших в службу пассажирского сервиса заявок. Так что прямо с выставки сетчатый вагон двинется в рабочую поездку в составе самого обычного пассажирского поезда.

Собственно, идея такого вагона буквально витала в воздухе, и сейчас невозможно установить, кому принадлежит первенство — львовянам или приднепровцам. Вагон последних, также представленный на выставке, хотя внешне и похож на львовский, имеет некоторые свои особенности. Сюда может поместиться только восемь машин, однако он оборудован системами контроля нагрева буксов, пожарной безопасности, датчиками несанкционированного перемещения груза. На тот случай, если ослабнут или нарушатся крепления и автомобиль станет «гулять», в штабном вагоне немедленно прозвучит сигнал тревоги.

Крюковский вагоностроительный завод далеко не новичок на подобных смотрах подвижного состава. Более того, его продукция уже сравнительно давно курсирует между Киевом и Харьковом. А вскоре откроются новые просторы для крюковских поездов на скоростной трассе Киев—Днепропетровск. И показанный на нынешней выставке вагон хотя конструктивно и не отличается от его уже функционирующих собратьев, все же различия есть. Они коснулись прежде всего внешнего вида вагона, а также внутреннего убранства. Тут установлены новые телевизоры, значительно видоизменился салон, появились новые отделочные материалы. При этом цель преследовалась одна: каждый «Столичный экспресс» должен быть по-своему неповторим.

Подводя итоги нынешней выставки, министр транспорта Георгий Кирпа, помимо детального анализа увиденного, отметил главное — значение проведения подобных акций. В последнее время было замечено тенденциозное «замирание» мысли в плане создания новых моделей подвижного состава. На некоторых дорогах, достигнув определенных успехов, на них и остановились, тиражируя пусть и удачные, но все же как бы застывшие во времени разработки. Но прогресс, особенно технический, не стоит на месте. И то, что хорошо было вчера, сегодня уже безнадежно устаревает. Поэтому подобные выставки предоставляют возможность перенять и внедрить в собственные технологии все новое и рациональное, что уже используется у коллег с других дорог. И, кроме того, немаловажную роль играет своего рода дух конкуренции, заключающийся в желании сделать лучше и интереснее, чем у соседа. И потому такие выставки, уже ставшие традиционными, будут проводиться и впредь.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно