НЕФТЯНОЙ АСТРОПРОГНОЗ-2004

Поделиться
Как известно, прогнозы — штука неблагодарная: вне зависимости от развития событий прогнозирующий оказывается виноват...

Как известно, прогнозы — штука неблагодарная: вне зависимости от развития событий прогнозирующий оказывается виноват. Тем более когда речь идет о нефтяном рынке Украины, где анализ тенденций на месяц вперед уже является долгосрочным прогнозом. Да еще и в год «зеленой деревянной обезьяны», покровительницы революций и всяческих преобразований, чей цвет и материал изготовления очень символичны и актуальны для финансового состояния участников нефтяного бизнеса, особенно в год президентских выборов. Но как бы то ни было, мы все же решились, учитывая существующие проблемы и расположение звезд, обозначить предполагаемые тенденции на отечественном нефтерынке.

Конфликты

Опыт функционирования украинского рынка нефтепродуктов в течение последних лет свидетельствует о влиянии на него двух основных факторов: сезонных ценовых колебаний и жесткой привязки к ценовой политике Российской Федерации. Первый обусловлен проведением весенне-осенних сельскохозяйственных работ, когда резко возрастает спрос аграриев на горюче-смазочные материалы (ГСМ), в первую очередь дизтопливо. Стабильность поставок в данном случае зависит от согласованных действий правительства и нефтепереработчиков. Первое пытается зафиксировать цену на солярку в период посевной и уборочной, вторые — максимально сохранить рентабельность производства. Опыт прошлого года достаточно наглядно показал: договариваться заинтересованные стороны умеют, держать данное слово — нет. Причем инициаторами экономических экспериментов выступают именно госчиновники, видимо, считая, что джентльменская договоренность обязательна только для хозяйствующих субъектов.

Смахивает на то, что и в новом году избежать таких проблем не удастся. Причины вряд ли будут сугубо экономическими. Всякий раз перед началом полевых работ в парламенте возникает идея льготного импорта дизельного топлива для нужд сельхозпроизводителей, хотя отечественные НПЗ в силах самостоятельно обеспечить аграриев необходимым количеством ГСМ. Дело в том, что не все субъекты политического процесса перед началом избирательной кампании обладают необходимым материальным ресурсом. А финансовые схемы пресловутых «бизонов» и «фианитов», в свое время достаточно вольготно чувствовавших себя на схемах импорта «горючки», — именно то, что может стать хорошим подспорьем при подготовке к избирательному марафону.

Разумеется, нет гарантии, что данную идею получится «протащить» через Верховную Раду и она не будет ветирована Президентом, но такое развитие событий совершенно исключить нельзя. Естественно, льготный импорт ГСМ вызовет негативную реакцию у отечественных нефтепереработчиков, также имеющих своих лоббистов в ВР. Однако при возникновении противостояния основными заложниками ситуации окажутся именно фермеры, для которых срыв графика поставок дизеля означает потерю прибыли и возможности дальнейшего кредитования под будущий урожай. Кроме того, политизация процесса поставок ГСМ на село автоматически приведет к повышению цены дизтоплива на внутреннем рынке. Достаточно вспомнить, что после повышения тарифов «Укртранснафтою» и «Укрзалізницею» на транспортировку нефти цена дизтоплива начала неуклонно расти. Если в начале прошлого года на посевную была оговорена цена в 1550 грн./тонну, то к уборочной она уже выросла до 1700 грн./тонну.

Неблагоприятные дни

Вторым фактором, способным негативно повлиять на ситуацию на украинском рынке нефти и нефтепродуктов, является жесткая зависимость от ситуации на нефтерынке России. По оценкам экспертов, в 2004 году мировой тренд цены на нефть сохранится на уровне, аналогичном прошлогоднему, т.е. цена нефти будет высокой. Более того, по прогнозам российских операторов, в 2004 году на рынке нефтепродуктов РФ будет отмечен рост цен на готовые ГСМ. Поскольку большая часть НПЗ контролируется российскими компаниями, перерабатывающими нефть из РФ, вполне ожидаемым является соответствующий рост цен на светлые нефтепродукты и в Украине.

По оценкам специалистов Института Европы Российской академии наук, колебания мировых цен на нефть в 2004 году составят 20—25 долл./баррель. Тем не менее эксперты не исключают возможного изменения спрэда вследствие активных действий стран ОПЕК (рост) и контрмер со стороны США (снижение). Свой прогноз они оправдывают отсутствием в обозримой перспективе реальных альтернативных энергоносителей, ожидаемым ростом потребления основных импортеров нефти (например, до 2020 года в США и ЕС — на 20%, а в Китае — в 2,4 раза). Кроме того, ситуация складывается таким образом, что основные участники рынка заинтересованы не в «борьбе за доминирование», а в стабильности поставок и предсказуемости цен. Расхождения же существуют в оценке желаемого ценового коридора: ОПЕК стремится к 22—28 долл. за баррель, а потребители, объединенные под эгидой Международного энергетического агентства, — к 20—25 долл. за баррель.

Исходя из данного прогноза и перипетий прошедшего года, в 2004 году вполне ожидаемыми будут скачки цен на нефтепродукты на украинском рынке нефтепродуктов, сопровождаемые проверками Антимонопольного комитета деятельности российских компаний на отечественном рынке нефтепродуктов относительно подъема цены и возможного сговора. Напомним, что на сегодня «ТНК-Украина», «Лукойл-Украина», «Укртатнафта» и «Альянс-Украина» в совокупности контролируют порядка 30% розничного рынка нефтепродуктов, что составляет чуть более 1000 АЗС. Тем не менее прецедент с прошлогодней проверкой АМКУ розничных сетей ТНК и «Лукойла» и наказанием приватовских «Сентозы» и «Авиаса», активно сотрудничающих с ТНК, уже существует. А поскольку доходы госбюджета вследствие изменения налоговых ставок под большим вопросом, использование уже отработанного приема вполне ожидаемо.

Взаимоотношения с окружающими

Зависимость Украины от поставок нефти из РФ не ограничивается колебаниями розничного рынка нефтепродуктов и объемами переработки нефти на отечественных НПЗ, принадлежащих российским компаниям. Проблема в том, что добыча сырья только в 2003 году выросла на 40 млн. тонн, а до 2005-го поднимется еще на 50 млн. Согласно принятой в 2003 году Энергетической стратегии России, добыча нефти по умеренному сценарию может составить 450 млн. тонн в год к 2010 году, а по оптимистическому — до 520 млн. тонн в год.

Однако уже сегодня России не хватает мощностей для доставки продукта потребителям. Эксперты говорят, что еще несколько лет назад никто не ожидал, что российская нефтяная промышленность сможет показать такие темпы увеличения добычи. Сегодня даже страны ОПЕК в замешательстве от того, насколько Россия увеличивает объемы добычи. К тому же увеличение добычи нефти на 40 млн. тонн — это далеко не предел, просто больше Россия не может вывозить ввиду отсутствия инфрастуктуры по экспорту.

Данный прогноз свидетельствует о заинтересованности России в транспортной инфраструктуре Украины. Одним из основных лоббистов увеличения транзита российской нефти через украинскую территорию является НАК «Нафтогаз України», поскольку этому способствует ряд факторов. Прежде всего — это заинтересованность восточноевропейского рынка в оптимальном маршруте транзита нефти на НПЗ Польши, Венгрии и Словакии. С учетом прогнозируемого роста мировой цены на нефть и роста добычи в РФ, можно ожидать в следующем году увеличения объемов транзита российской нефти через территорию Украины.

Вместе с тем очевиден ряд проблем, которые могут воспрепятствовать нормальному развитию взаимоотношений Украины с РФ в вопросах нефтетранзита. Прежде всего, это отказ ВР Украины ратифицировать соглашение об участии Украины в проекте «Дружба—Адрия».

Нефтемаршрут «Дружба-Адрия» уже не является приоритетом, несмотря на заинтересованность в проекте «Транснефти» и ряда ведущих нефтяных компаний России. Более того, представители ЮКОСа уже высказали опасения по поводу отказа участия Украины в данном проекте, поскольку в рамках данного проекта закладывались объемы, законтрактованные с Австрией. Напомним, что Австрийская OMV и принадлежащая ЮКОСу словацкая Transpetrol недавно подписали соглашение о строительстве нефтепровода до НПЗ возле Вены. С января 2006 года ЮКОС должен будет ежегодно поставлять на завод в Швехате по 2 млн. тонн нефти.

Говоря о поставках нефти в Украину, необходимо отметить динамичное развитие отечественных НПЗ, контролируемых российскими НК. Учитывая ползущую экспансию в расширении розничной сети АЗС и увеличение объемов поставок российской нефти на отечественные НПЗ на уровне 85,8% от общего объема в текущем году, можно прогнозировать как минимум сохранение существующего уровня поставок углеводородов в Украину.

Возможные «браки»

Помимо вышеизложенных проблем отечественного нефтерынка существуют и определенные позитивные перспективы для изменения ситуации. Несмотря на утверждение классиков о первичности экономики и вторичности политики, скорее всего, это будет зависеть от политической воли государства, нежели от экономической целесообразности принимаемых решений. Речь идет о перспективах приватизации госпакетов акций «Укрнафти» и «Укртранснафти». Разгосударствление данных компаний уже напоминает судьбу приватизации «Укртелекома», для которого ФГИУ все никак не составит цены.

Процесс осложняется бизнес-интересами отечественных ФПГ, стремящихся не просто получить контроль над влиятельными НК, но и организовать новый передел отечественного нефтерынка.

Напомню, что осенью 2003 года «Укрнафта» приобрела у компаний «Сентоза» и «Авиас» 105 заправочных комплексов, что было расценено наблюдателями как хеджирование рисков группы «Приват» путем перенесения активов в относительно благополучную «Укрнафту», также подконтрольную данной ФПГ. Представителями «Укрнафти» также высказывались намерения создания ВИНК путем покупки 43% пакета акций «Укртатнафти» и увеличения сети АЗС к 2005 году до 947 комплексов. Однако заявление «Укрнафти» вызвало негативную реакцию правительства Татарстана, которое является мажоритарным акционером «Укртатнафти» и имеет право первоочередного выкупа госпакета акций предприятия.

Вместе с тем, в условиях приближающейся избирательной кампании и противления российских нефтепереработчиков, астральная карта приватизации «Укрнафти» и «Укртатнафти» становится достаточно туманной. Скорее всего, продажа данных НК будет проводиться путем принятия специальных законопроектов ВР Украины, что значительно затормозит процесс и позволит этим компаниям и в дальнейшем проводить политику самостоятельной экспансии на украинский рынок нефтепродуктов, путем расширения собственной сети АЗС, сопряженным с попытками создания вертикальноинтегрированной компании.

Кроме того, остается нерешенной судьба западноукраинских НПЗ — в Надвирной и Дрогобыче. До ареста руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского большинство экспертов склонялись к мысли, что Надвирнянский НПЗ будет приватизирован этой российской компанией, поскольку основные поставки нефти осуществлялись ЮКОСом. Так что, возможно, в 2004 году нас ожидают сюрпризы, связанные с переходом права собственности на «Галичину» и «Нафтохімік Прикарпаття».

В целом же процессы в нефтяном сегменте украинского ТЭКа, как и в минувшем году, будут в значительной степени политизированы, поскольку к существующим на сегодня пересекающимся интересам российских НК и отечественных ФПГ добавится фактор избирательной кампании, способной не просто внести коррективы в существующие тенденции, а и вовсе изменить звездную карту нефтяных раскладов в угоду интересам астрологов-претендентов на президентский пост.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме