НЕФТЕТРАНСПОРТНЫЙ МИКС: ЭКОНОМИКА И ФАКТОР ВРЕМЕНИ

30 января, 2004, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 30 января-6 февраля

Не успело состояться судьбоносное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам использ...

Не успело состояться судьбоносное заседание межведомственной рабочей группы по вопросам использования нефтепровода Одесса—Броды, не успели еще правительству передать отчет компании-эксперта «Энерджи Солюшн», как появилась информация о том, что выводы названной компании сфальсифицированы. Хотя в тот же день, когда компания-эксперт презентовала свой отчет, руководитель межведомственной группы, министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов и даже представитель российской компании, предложившей реверсное использование нефтепровода Одесса—Броды достаточно спокойно комментировали результаты работы группы. Чтобы уточнить, к какому же выводу пришли эксперты и какого решения можно ожидать от правительства относительно использования многострадального нефтепровода, «Зеркало недели» обратилось за разъяснениями к главе межведомственной рабочей группы Сергею Ермилову.

— Сергей Федорович, расскажите, пожалуйста, как вообще проходила работа межведомственной рабочей группы и к каким выводам относительно вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды она пришла. А то уж слишком противоречивая информация появилась после презентации экспертизы компании «Энерджи Солюшн».

— Межведомственная рабочая группа по вопросам использования нефтепровода Одесса—Броды была создана по поручению Кабинета министров, который в свою очередь выполнял поручение Президента. Как министр топлива и энергетики Украины я возглавил эту рабочую группу. К ее формированию мы подошли нетрадиционно, учитывая, что существовало несколько подходов к использованию нефтепровода. Поэтому кроме представителей министерств и ведомств, в частности Минтопэнерго, Минэкономики и МИДа, в ее состав вошли представители НАК «Нафтогаз України», ОАО «Укртранснафта», а также иностранных компаний, которые могли бы существенно помочь в предоставлении полного объема информации и способствовать эффективному принятию решений. Были привлечены (по их согласию, конечно) российские «Транснефть» и ТНК, Гомельское управление магистральных нефтепроводов из Беларуси. Привлекались также различные консультанты.

На одном из заседаний группы его участники приняли решение о необходимости дополнительного изучения вопроса использования нефтепровода Одесса—Броды специализированной компанией-экспертом. Поэтому был проведен тендер для выбора такого консультанта. Причем изначально все согласились, что в качестве эксперта не может выступать компания, которая уже проводила экспертизу этого проекта прежде, пусть и по другим вопросам. Победителем тендера была признана американская компания «Энерджи Солюшн», которая и представила результаты своей экспертизы.

27 января состоялось одиннадцатое, последнее заседание межведомственной рабочей группы, и нам удалось изучить, как мне кажется, хоть и не всю, но максимальное количество информации, существующей на тот момент.

— Говорят, что вы оказывали давление на компанию-эксперта…

— Несмотря на то что я возглавлял межведомственную рабочую группу, наша работа была действительно коллегиальной, на основе этого принципа принимались и решения. То есть, если кто-то из участников группы не соглашался с каким-то решением или возникали разногласия, такое решение не принималось. Как правило, по важным решениям мы были единогласны. И то, что я возглавлял эту группу, вовсе не означает, что я диктовал какие-то условия. Свидетельствует об этом и тот факт, что уже на первом этапе работы группы компания ТНК прислала благодарственное письмо: не ожидали, что будет такой эффективный и прозрачный подход.

В прошлый вторник компания «Энерджи Солюшн» презентовала свой отчет на заседании межведомственной рабочей группы, и практически всеми было признано, что работа экспертами выполнена нормально.

Кроме этого, мы включили в повестку дня по предложению президента «Укртранснафти» и презентацию работы компании «Прайсвайтерхаускуперс», которая закончила разработку бизнес-плана и недавно передала свой отчет «Укртранснафті». Прежде эта компания уже презентовала свою работу, но тогда не было полного исследования по расчету тарифов прокачки нефти. Эта компания не говорит ни о каком конкретном направлении, она разработала систему гибких тарифов для нефтепровода Одесса—Броды, которая позволяет сделать маршрут транспортировки нефти из терминала «Південний» в Броды конкурентным по сравнению с перевозками танкерным флотом. Независимо от изменений тарифа в течение года средний тариф для прокачки нефти по нефтепроводу Одесса—Броды будет оставаться на уровне, который совпадает с расчетами компании «Энерджи Солюшн». Таким образом мы фактически получили два независимых анализа, взаимно дополняющих, а не опровергающих друг друга.

— Большинство вариантов использования нефтепровода Одесса—Броды отличались чрезмерной заполитизированностью. По крайней мере, в этом упрекали приверженцев того или иного варианта. Удалось ли этого избежать экспертам?

— Если оставить чистую экономику, а «Энерджи Солюшн» выразила ее в классическом виде, они сделали расчеты эффективности использования девяти основных маршрутов на три года и на десять лет.

Наиболее эффективный вариант, исходя из экспертных расчетов, это Кременчуг—«Південний» в краткосрочной перспективе (см. диаграммы). В этом случае за три года денежный поток составит примерно 120 млн. долл. На втором месте находится маршрут Мозырь—«Південний». Первый вариант считается наиболее экономически привлекательным.

На десять лет наиболее привлекательным вариантом является «Південний» — Броды—Плоцк: за этот период можно заработать 1 млрд. 200 млн. долл. Еще есть возможность параллельно использовать маршрут Кременчуг—«Південний». Этот вариант обеспечивает дополнительно 400 млн. долл. Это обеспечит полную загрузку и использование Приднепровских магистральных нефтепроводов — 9 млн. тонн. Правда, «Энерджи Солюшн» брала в расчет базовый объем 25 млн. тонн нефти в год, хотя система рассчитана почти на 40 млн. тонн. Таким образом, за 10 лет при использовании этого комплексного варианта можно получить около 1,5 млрд. долл. По нашим расчетам, это самое оптимальное сочетание вариантов.

— Почему же тогда говорят, что в предварительном заключении эксперты сделали вывод о том, что самый эффективный маршрут — так называемый реверс: Броды—Одесса для транспортировки российской нефти в «Південний» и далее по Черному морю через турецкие проливы?

— В предварительном заключении эксперты «Энерджи Солюшн» взяли на себя ответственность, будучи независимыми консультантами, высказывать такие рекомендации исключительно на основании письма ТНК—ВР, предоставленного «Укртранснафтою». На этом основании они порекомендовали использовать этот вариант, хотя его экономические показатели в три раза ниже вышеупомянутого комплексного варианта. Впрочем, даже при этом эксперты предложили реверсный вариант с десятью оговорками.

— И что же конкретно?

— Против предложения ТНК — «Бритиш петролеум» эксперты привели следующие аргументы. Дело в том, что изначально объемы нефти, предлагаемые той же ТНК-ВР, должны быть дополнительные, а это 9 млн. тонн. С учетом того, что у нас остается 3,5 млн. тонн железнодорожной транспортировки, и с учетом реализации маршрута «Дружба—Адрия» дополнительных 9 млн. тонн нефти просто не наберется. Далее эксперты отмечают, что у конкурирующих нефтепроводов появится существенный стимул, как только начнется перекачка нефти по нефтепроводу Одесса—Броды в реверсном направлении. И тогда спустя 3—5 лет преимущество времени, которое сегодня играет в пользу нефтепровода Одесса—Броды, будет утрачено. К тому же, как только Одесса—Броды на три года будет занята транзитом российской нефти, активно начнется реализация других альтернативных украинскому маршрутов. Следующее ограничение: обязательно должно быть условие гарантированной прокачки заявленного объема нефти (по типу контрактов «Транспортируй или плати»). Хотя в практике нефтеперекачки нигде в идеальном варианте такое условие не соблюдается. Кроме того, реализация предложения ТНК относительно прокачки 9 млн. тонн не согласуется даже с первой фазой нефтепровода «Дружба—Адрия», рассчитанной на объем в 5 млн. тонн (пропускная способность участка Мозырь—Броды будет задействована в этом проекте шести государств). Это основные ограничения, указанные экспертами.

Хочу заметить, что все данные экономического анализа базируются исключительно на данных «Укртранснафти», то есть профессиональный менеджер может сам сделать подобный расчет. И эти данные не могут быть другими, это экономика, а не политика.

Кстати, выслушав выводы компании-эксперта, руководитель ТНК-ВР заявил, что если их предложение не будет принято, они готовы участвовать в достройке нефтепровода Броды—Плоцк, что, на мой взгляд, очень конструктивно в свете подписанного недавно Украиной и Польшей соглашения. Во время недавнего визита в Украину российской делегации во главе с президентом Путиным мы договорились с министром энергетики Российской Федерации Игорем Юсуфовым провести на следующей неделе рабочую встречу по вопросам расширения возможностей транзита российской нефти и газа через Украину. Тогда уже присутствовавший при разговоре Герман Хан впервые сказал о желании участвовать в украинско-польском проекте. Вообще меня удивляет постоянное противопоставление отдельными политиками национальных интересов Украины интересам других стран и компаний в проекте Одесса—Броды. Мы были и всегда будем с Россией основными партнерами в энергетике. Это зависит не от политиков — так распорядилась природа. Задача политиков — создать максимально благоприятные условия для взаимовыгодного экономического сотрудничества.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно