Нефтерынок — зона стратегических интересов Украины, а не арена для столкновения ее кланов

11 сентября, 2009, 13:59 Распечатать

18 лет украинской независимости могут дать немного примеров успешного сотрудничества с Западом в энергетической сфере...

18 лет украинской независимости могут дать немного примеров успешного сотрудничества с Западом в энергетической сфере. И еще меньше примеров — ослабления вопиющей зависимости Украины от российских энергетических поставок.

Энергетическая риторика постоянно присутствует в диалоге между Украиной и Западом, но реальных улучшений практически нет, или же они малозначительны. Но даже те скромные ростки энергетического сотрудничества, которым удалось прорасти на скалистой украинской почве, часто становятся предметом атаки местных кланов.

Последнее свидетельство тому — атака украинских конкурентов на украинско-голландское СП «Кребо», осуществляющее поставку и заправку авиатопливом самолетов украинских и иностранных перевозчиков в аэропорту «Борисполь» — главных воздушных воротах страны во внешний мир. Как это неоднократно происходило в Украине в последние годы, голландское СП обвинили в нелегальной деятельности — присвоении заправочной инфраструктуры аэропорта.

То, что делает эту атаку необычной, — участие СБУ, государственного органа, ответственного за обеспечение безопасности всей нации, в этом малозначимом имущественном конфликте. Другие процедуры стандартны: очень спорное решение регионального суда, вторжение в офис, конфискация документов и печатей «Кребо» (якобы на время), давление на персонал.

Атака прошла под явно надуманным предлогом, что совершенно ясно для любого, кто готов потратить хоть немного времени на разбирательство.

С 1994 года, когда голландская Movida International B.V. основала СП «Кребо» для бизнеса по заправке растущего количества международных авиарейсов в «Борисполе», заправочная инфраструктура аэропорта радикальным образом изменилась.

В 1998—2006 годах СП «Кребо» построило в «Борисполе» 26 отдельных объектов (позднее объединенных в центральную заправочную станцию) — от основных, таких как нефтяные резервуары и трубопроводы, до вспомогательных, типа осветительных мачт и подъездных путей. Аэропорт «Борисполь», государственное предприятие, публично заявил, что никогда не владел этой заправочной инфраструктурой и что она полностью создана «Кребо» за счет инвестиций из Нидерландов.

Но вместо того, чтобы банально запросить администрацию «Борисполя» о статусе и истории создания его заправочной инфраструктуры, что можно было эффективно сделать через государственные каналы, принимается решение об атаке на офисы «Кребо». Эти действия трудно назвать иначе, чем давлением на голландских инвесторов под надуманным предлогом.

Подобные действия настолько же далеки от принципов законности и верховенства права, как и Украина — от эффективного энергетического сотрудничества с Западом и энергетической независимости. Вряд ли это случайное совпадение, вы не находите?

Выигравших от удара по «Кребо» тоже не приходится долго искать. Авиатопливо в Украине производят «Укртатнафта» и два подразделения российских нефтяных гигантов — ТНК-ВР и «Лукойл». Эти же компании заправляют авиатопливом самолеты в аэропорту «Борисполь» и, вероятно, лучше подготовлены для ведения «бизнеса по-украински», чем голландцы, 15 лет назад ставшие пионерами развития топливного бизнеса в аэропорту.

Конкуренты уже несколько лет активно пытаются потеснить «Кребо» с позиции ключевого поставщика в «Борисполе» — самом крупном рынке авиатоплива страны, доля которого превышает 50% национальных продаж.

Пример «Кребо» — очередное свидетельство того, что западный бизнес по-прежнему остается нежеланным гостем в Украине. Даже в сфере энергоносителей, где зависимость от России настолько сильна, что угрожает самому существованию страны, украинские власти не хотят или не могут сделать ничего, чтобы сохранить те технологии и инвестиции Запада, которые уже сюда зашли.

Это подтверждается хотя бы тем, что за пять недель, прошедших с атаки СБУ на офисы «Кребо», никто из официальных лиц Украины не удостоил ответом публичную апелляцию СП о соблюдении закона и о помощи.

После трех недель ожидания к властям своей страны была вынуждена обратиться уже материнская Movida, в тщетной попытке добиться ответа продублировавшая свое обращение к украинским президенту и Верховной Раде. Возможно, если этот месседж будет донесен до украинских властей по дипломатическим каналам, он все же вызовет ответную реакцию.

Однако если реакция и последует, это будет скорее исключением, чем правилом для сегодняшней Украины. Западные инвесторы постоянно становятся объектом атаки со стороны украинских кланов — как, например, польское газодобывающее СП «Девон», чью лицензию в этом году пытались незаконно отобрать.

Отсутствие прогресса в энергетическом сотрудничестве с Западом, похоже, полностью устраивает украинские власти, отдающие предпочтение частым и бесплодным теоретическим дискуссиям на эту тему с западными политиками в дни, свободные от агрессивных свар между собой.

Статус-кво еще больше устраивает украинские кланы, обогащающиеся на перепродаже российских энергоносителей и промышляющие отбором собственности у считанных западных инвесторов.

О необходимости поощрять западные технологии и инвестиции в энергетическую независимость Украины или хотя бы снизить критическую зависимость от поставок с Востока в Киеве пока только говорят.

Для Украины по-прежнему справедливы исторические слова Билла Клинтона, произнесенные в 1997 году на Михайловской площади Киева: «Не важно, насколько мы хотели бы, мы не можем помочь тем, кто не хочет помочь себе сам».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно