НЕЧЕГО БРОДИТЬ ПО ОДЕССАМ

3 октября, 2003, 00:00 Распечатать Выпуск №38, 3 октября-10 октября

Как стало известно «ЗН», вчера, 3 октября 2003 года, наблюдательный совет ОАО «Укртранснафта» принял ...

Как стало известно «ЗН», вчера, 3 октября 2003 года, наблюдательный совет ОАО «Укртранснафта» принял решение уполномочить генерального директора «Укртранснафти» Станислава Василенко подписать контракты по заполнению нефтепровода Одесса—Броды технологической нефтью и началу работы трубопровода.

Акцентируем внимание на том, что информацию о решении совета ОАО «Укртранснафта» на момент верстки этого номера официально никто из уполномоченных на то государственных чиновников не объявил. Таким человеком мог быть председатель наблюдательного совета ОАО «Укртранснафта» г-н Петров. Тем не менее многие СМИ по горячим следам поспешили истолковать вышеупомянутую информацию как принятие решения о заполнении нефтепровода Одесса—Броды именно российской экспортной смесью urals, что, по их мнению, однозначно указывает на выбор реверсного варианта использования украинского трубопровода.

Напомним, что за день до этого события российская нефтяная компания ТНК в ультимативной форме потребовала от Украины определиться с заполнением трубопровода технологической нефтью, предоставленной этой компанией, до 8 октября текущего года.

Но до сих пор положение с нефтепроводом Одесса—Броды остается неоднозначным.

Комментируя «ЗН» сложившуюся ситуацию, министр топлива и энергетики Украины Сергей Ермилов подчеркнул, что «окончательное решение о направлении работы нефтепровода должно принять правительство Украины. Об этом неоднократно говорил Президент страны». Кроме того, министр напомнил, что по просьбе правительства и учитывая то, что в ближайшее время Минтопэнерго Украины начнет отбор компании, которая займется технико-экономическим обоснованием использования нефтепровода Одесса—Броды в реверсном режиме, — срок принятия окончательного решения Кабинета министров о выборе варианта работы трубопровода продлен до 15 января 2004 года.

Когда корреспонденты «ЗН» вчера пытались установить, так что же конкретно произошло на заседании наблюдательного совета «Укртранснафти», они убедились в том, что являются не единственными «искателями истины». Телефоны во всех профильных министерствах, ведомствах и комитетах были раскалены звонками из Брюсселя, Варшавы, Вашингтона, Парижа, Тбилиси, Астаны, Баку, Берлина, Стамбула и… Бухареста, Софии, Москвы…

Еще до этого перипетиями вокруг нефтепровода Одесса—Броды заинтересовались и отечественные законодатели. В пятницу утром Верховная Рада сто сорока двумя голосами поддержала депутатский запрос к премьер-министру Виктору Януковичу относительно ситуации, сложившейся вокруг реализации проекта Одесса—Броды.

Очередной виток напряженности вокруг трубопровода начался в сентябре, когда генеральный директор «Укртранснафти» Станислав Василенко, мотивируя необходимостью предотвратить коррозию трубы, от имени акционерного общества направил нефтяным компаниям Азербайджана, России, Казахстана и Узбекистана письмо с просьбой предоставить Украине более 400 тысяч тонн нефти на условиях технического кредита. Через считанные дни на это предложение откликнулась «Тюменская нефтяная компания» (ТНК), предложившая для заполнения нефтепровода в качестве технологической нефти российскую urals. Сейчас «Укртранснафта» и ТНК готовят проекты документов для юридического оформления сделки.

Мы не будем детально рассматривать вопрос целесообразности срочного заполнения трубы технологической нефтью. Отметим только, что президент «Укртранснафти», специальный уполномоченный Украины по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК) Александр Тодийчук полагает: нефтепровод законсервирован надежно и угрозы коррозии внутритрубной полости не существует, что подтверждается и соответствующей технической документацией. В то же время, как отмечает интернет-издание «Обком», заполнение Одесса—Броды нефтью сорта urals будет стимулировать процессы «ручейковой коррозии» в нижней части трубы.

В этой ситуации настораживает прежде всего то, что документы по приобретению технологической нефти готовятся «Укртранснафтою» и ТНК к подписанию без ознакомления с ними Минтопэнерго и правительства и при отсутствии экспертизы текста соглашений. Причем это как раз тот случай, когда речь не идет о конфиденциальности переговоров и контрактов: о содержании готовящихся к подписанию документов не знают даже те чиновники, в чьи функциональные обязанности входит ознакомление с ними. Ведь «Укртранснафта» является государственной компанией.

«Мне, как специальному уполномоченному по ЕАНТК, не представлены контракты на заполнение нефтью. Из неофициальной информации я знаю о том, что обсуждаемые условия контракта трубопровода очень жесткие», — заявил на этой неделе на пресс-конференции Александр Тодийчук. Похоже, что это как раз тот случай, когда идут не конфиденциальные, а кулуарные переговоры.

Между тем, украинскому правительству и его представителям не мешало бы взглянуть для экспертной оценки на тексты документов, которые собираются подписать два субъекта хозяйственной деятельности — «Укртранснафта» и ТНК, поскольку, по нашему глубокому убеждению, они напрямую влияют на государственную политику Украины не только в энергетической сфере, но и в области украинско-евросоюзовских отношений. (Напомним, что курс на интеграцию в европейские структуры все еще является стратегическим для официального Киева.)

Благодаря своим источникам нам удалось взглянуть на готовящиеся документы. Анализ проектов контрактов по приобретению технологической нефти, которые планируются к подписанию (а речь идет о внешнеэкономическом контракте покупки—продажи нефти, договоре о займе и договоре о залоге имущества), показывает, что они носят дискриминационный характер по отношению к украинской стороне. Более того, они фактически лишают ее возможности свободно использовать мощности нефтепровода Одесса—Броды.

Так, например, действие договора о займе, которым предусмотрено предоставление целевого кредита в размере до 90 млн. долларов на закупку российской нефти для заполнения нефтепровода Одесса—Броды, составляет три года. Досрочное завершение действия договора украинской стороной путем полного возвращения займа (т.е. без штрафных санкций) не может быть осуществлено ранее, чем через один год с момента получения первого транша.

Нарушением договора о залоге имущества считается замена в нефтепроводе Одесса—Броды российской экспортной смеси urals на любую другую. Предмет залога на протяжении действия договора должен постоянно находиться в системе нефтепровода Одесса—Броды на участке «52—674 км».

Все это позволяет сделать неутешительный вывод: на протяжении трех лет украинская сторона будет лишена возможности транспортировать по нефтепроводу Одесса—Броды какую-либо другую нефть, кроме нефти по контракту с ТНК или какой-либо другой уполномоченной ею компанией.

(Попутно заметим, что договором о займе вообще не предусмотрены финансовые санкции к заимодавцу в случае невыполнения им своих обязательств, притом что внешнеэкономическим контрактом покупки-продажи нефти предусмотрена жесткая ответственность покупателя за расчет по поставленной нефти. С учетом того, что договор о займе и внешнеэкономический контракт покупки-продажи нефти подписываются с разными субъектами, может возникнуть ситуация, при которой украинская сторона будет платить штрафные санкции за несвоевременную оплату российской нефти в связи с неполучением транша займа.)

Чем грозят Украине эти документы в случае, если они будут подписаны в нынешнем виде? Во-первых, с технической точки зрения, это будет означать начало эксплуатации нефтепровода Одесса—Броды в реверсном направлении. Во-вторых, обязательства, которые на себя берет «Укртранснафта», делают невозможным переключение нефтепровода на прямой режим работы на протяжении трехлетнего периода выплаты займа. И, наконец, в-третьих, эти документы означают срыв всех контрактных обязательств «Укртранснафти» по транспортировке каспийской нефти. А ведь именно на отсутствие продавцов нефти сетует Леонид Кучма, когда начинает обсуждать проект транспортировки каспийской нефти по трубопроводу Одесса—Броды.

Кстати, по словам Александра Тодийчука, «Укртранснафта» уже имеет два контракта на поставку каспийской нефти в объеме до 9 млн. тонн на 2004 год с продавцами нефти. Эти контракты сейчас находятся в правительстве. Кроме того, свою заинтересованность в получении каспийской нефти в объеме 5—6 млн. тонн в год по нефтепроводу Одесса—Броды выразили восемь покупателей. С ними идет работа по заключению необходимых контрактов. «Это НПЗ в Кралупах (Чехия), два западноукраинских НПЗ (Дрогобычский и Надворнянский), а также пять НПЗ в южной Польше, принадлежащие компаниям Orlen и Lotos», — сказал президент «Укртранснафти».

С политической точки зрения, документы подобного содержания наносят ущерб отношениям Украины с Европейским Союзом. «Если определенные лица, представляющие не государство, а хозяйственные субъекты, примут решение, которое, по моему убеждению, будет нарушать решение правительства о переносе окончательного варианта до определения результатов исследований и сравнительного анализа, то это поставит нас в очень непростое положение в отношениях с ЕС. По сути, речь идет о том, что Украина нарушит политические обязательства, зафиксированные в совместной декларации между Кабинетом министров Украины, Советом министров Республики Польша и Европейской комиссией относительно поддержки ЕАНТК. Что нас особенно беспокоит, так это то, что оно может серьезно затормозить энергетический диалог между Украиной и ЕС», — полагает заместитель министра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Александр Чалый.

Напомним, что несколько месяцев назад Европейская комиссия недвусмысленно дала понять, что вариант реверсного использования нефтепровода Одесса—Броды Евросоюзом не рассматривается, поскольку он противоречит стратегии ЕС по диверсификации маршрутов поставок нефти и уменьшению нагрузки на Босфор. Если решение о реверсе все же будет принято, то ЕС исключит этот маршрут из своей стратегии и отдаст предпочтение другим маршрутам, конкурентным украинскому.

Опять же, подписание документов в нынешнем виде может негативно отразиться как на организации визита вице-президента Европейской комиссии, комиссара по вопросам транспорта и энергетики Лойолы де Паласио в Украину, который, как ожидается, состоится 30—31 октября, так и на результатах переговоров. Более того, по информации «ЗН», он может вообще не состояться, если в трубе вдруг появится российская экспортная смесь…

Нет сомнений, что ТНК проводит целенаправленную, жесткую политику по экспансии на украинский нефтегазовый рынок. И реверс нефтепровода Одесса—Броды, равно как и получение контроля над железнодорожной эстакадой в Бродах, являются элементами этой стратегии.

Существуют большие сомнения в том, что ТНК будет соблюдать взятые на себя обязательства. Свидетельством чему является, например, выполнение контракта с «Укртранснафтою» по транспортировке в 2003 году 4 млн. тонн нефти через терминал «Південний»: за первое полугодие было транспортировано всего лишь 938 тыс. тонн. И вряд ли до конца нынешнего года ТНК сумеет исправить ситуацию. Но если эта компания не выполняет свои контрактные обязательства по поставке 4 млн. тонн нефти, то что будет в случае с 9 млн. тонн?

Да и «пряник» ТНК становится все меньше. Вначале предлагалась транспортировка 14 млн. тонн нефти в год, позже — 9 млн. тонн на протяжении 21 года, далее — 9 млн. тонн в течение 3—5 лет. Сейчас это уже предложение — до 9 млн. тонн на протяжении трех лет.

Можно только догадываться, что предложения по реверсу являются частью планов ТНК по приватизации украинской трубопроводной системы и намерением «завязать» на себя в будущем транзит каспийской нефти в Европу, начиная с 2005—2006 годов. Но очевидно, что эти амбициозные бизнес-планы российской компании на сей раз совпадают с геополитическими интересами Кремля — удержать Украину в сфере своего экономического и политического влияния. Во всяком случае, похоже, что в Киеве склонны видеть редкую координацию усилий российского бизнеса и власти.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно