НЕ ЗНАЮ, О ЧЕМ ВЫ ГОВОРИТЕ, НО ЕХАТЬ НАДО

23 июля, 1999, 00:00 Распечатать Выпуск №29, 23 июля-30 июля

Жизнь - это то, что происходит вокруг, пока ты строишь другие планы После двух месяцев «бензиновой лихорадки» на рынке наметился сдвиг...

Жизнь - это то, что происходит вокруг,

пока ты строишь другие планы

После двух месяцев «бензиновой лихорадки» на рынке наметился сдвиг. В июле потребители столкнулись не только со стремительным взлетом цен на фоне их постоянного роста, но и с практически полным отсутствием нефтепродуктов. Официальная версия о причинах кризиса - рост мировых цен на нефть и уменьшение импорта из России - была подкреплена многозначительными намеками на политическую окраску бензиновых страданий. Впрочем, о влиянии на рынок собственного законотворчества в Кабмине благоразумно умалчивают. Взявшись в канун посевной диктовать условия нефтяным баронам, к уборочной страде правительству собственными руками пришлось строить для трейдеров бензиновый рай.

В понедельник автолюбители, закаленные, казалось бы, неуклонным ростом цен, на себе испытали, что значит настоящая шоковая терапия. Стремясь установить баланс между немереным спросом и мизерным предложением, владельцы АЗС в одночасье и практически повсеместно подняли планку цен. Мало того, что бензин, который накануне стоил 1,24 грн. за литр марки за А-76/80, 1,45 грн. за литр А-92/93 и 1,65 грн. за литр А-95 (средние цены на автозаправках Киева за 16 июля), подорожал почти вдвое, его нельзя было достать даже по баснословной цене. В продаже из всего набора нефтепродуктов имелся только высокооктановый бензин по запредельным четырем гривням. Хуже всего пришлось селу: там вожделенный нефтепродукт стал поистине драгоценным.

На этом фоне весьма кстати оказалась подкинутая альтернативными вождями страны версия о причинах топливного кризиса. Широким слоям населения был указан главный виновник народных бед - «могучие кучки» отечественного капитала: мол, припрятав в закромах бензин и дизтопливо, крупнокалиберные торговцы искусственно подняли цены и спровоцировали ажиотаж, и все накануне уборки хлеба. «Скачок цен на нефтепродукты вызван антигосударственной политикой власти и действиями кланово-мафиозных групп», - считает народный депутат Юрий Костенко.

Правительство действовало в этом направлении более деликатно. Поддержав Антимонопольный комитет, который еще месяц назад начал расследование против ряда нефтетрейдеров, в ходе посвященного нефтяному вопросу экстренного заседания Кабинета министров было поручено МВД «обратить внимание на 5-6 оптовых поставщиков». В свою очередь Антимонопольный комитет получил указание в трехдневный срок окончательно выяснить ситуацию по влиянию монополистов на рынок нефтепродуктов. Но хотя глава АМКУ Александр Завада весьма многозначительно намекал на существование «черного списка» и неотвратимость наказания (от экспроприации незаконно полученной прибыли до трех лет лишения свободы), в серьезность борьбы с монополистами верится с трудом. Во-первых, отечественная новейшая история насчитывает крайне мало примеров смены короны нефтегазового короля на тюремные нары, а во-вторых, некоторые нефтяные магнаты стоят настолько близко к Президенту и правительству, что посягнуть на их «право на прибыль» вряд ли возможно. Категория экспертов, в просторечии именуемая злыми языками, утверждает, что вся антимонопольная борьба превратится в сведение счетов между «своими» оптовиками и «чужими»: дескать, в преддверии грядущих выборов правительство не упустит шанс оказать «некоторым сочувствующим» ценную услугу по устранению конкурентов.

В отличие от главных борцов с монополизмом, тактично не пожелавших «бросить тень подозрения ни на одно предприятие», метящий в президенты Александр Мороз был менее сдержанным. Председатель комитета Верховной Рады по вопросам аграрной политики и земельных отношений обратился в Кабмин с запросом о том, на каких основаниях «Укртатнафта» в канун уборочной страды продала на Балканы полмиллиона тонн нефтепродуктов? Сан Санычу показалось странным, что премьер-министр Валерий Пустовойтенко, по совместительству возглавляющий наблюдательный совет завода в Кременчуге, оставил без внимания факт экспорта такой крупной партии топлива в то время, когда на полях осыпается хлеб. По мнению лидера социалистов, сейчас Украина «пожинает плоды некомпетентного вмешательства в экономическую сферу. Хранилища пусты, спрос на горючее колоссальный. Начались паника и ажиотаж, а правительство не контролирует ситуацию».

И хотя авторы подобных заявлений не столько анализируют ситуацию, сколько набирают очки в предвыборной гонке (хотя к пинкам в адрес правительства и Президента общественность уже попривыкла), в чем-то они правы. А если вспомнить бензиновое законотворчество исполнительной власти на протяжении года, то сваливать всю вину на мировые тенденции и отечественных бизнесменов, алчущих сверприбылей, кажется просто неприличным.

Многие нефтетрейдеры уверены, что причины летнего кризиса следует искать прежде всего у себя дома. «Ценовая ситуация на внешнем рынке, безусловно, повлияла на то, что делается в Украине, однако я бы не стал сводить всю нашу проблему исключительно к внешним факторам.

Если бы не было четырех внутренних причин, то бензин, хотя и дорогой, у нас был бы», - мнение менеджера компании «Украина-Нафта» Олега Пономарчука совпадает с общими настроениями среди торговцев. Обвинения в свой адрес они расценивают как «неэтичные». «Заявления о том, что летний кризис спровоцировали крупные поставщики - непрофессиональны, - считает директор компании «Интернафта» Валерий Угрюмов. - Дефицит нефтепродуктов наблюдается не только в Украине, но и в России, Латвии, Белоруссии, и насильственными мерами положение не исправить». «Фундамент нынешнего холерического состояния был заложен еще летом прошлого года. Повышение акцизов дало первый толчок, но падение цен на нефть на мировом рынке погасило негативное следствие этой меры. В течение года акцизный вопрос поднимался неоднократно, и рынок каждый раз настораживался в ожидании меньших акцизов. Оптовики выжидали с закупками, нефтебазы постепенно продавали старые запасы, а новых не делали. Все это постепенно накапливалось, и сейчас мы просто подошли к критической точке», - заявляет владелец сети АЗС в Киеве.

Но по-настоящему рынок залихорадило после введения ограничений в валютном кредитовании. Стройные ряды импортеров значительно оскудели, и играть «по-крупному» на рынке осталось около 30 компаний-монополистов. После отмены льгот для «бизонов» полноводный поток бензинового импорта окончательно усох. За счет прежних запасов на нефтебазах последствия от указанных усилий правительства еще как-то сглаживались, и рост цен начался только к концу апреля. Высказывания отдельных членов парламентского корпуса в том духе, что «нефтепродукты для села будем забирать у коммерческих структур», окончательно развеяли остатки энтузиазма у нефтетрейдеров, а решение ВР об оптовом отпуске селу горюче-смазочных материалов с автозаправок посеяло в их рядах настоящую панику.

Создав угрозу очередей на заправках и осыпающегося хлеба, правительство кинулось спасать страну от нехватки горючего. Итог титанических усилий Кабмина следующий: кроме трех постановлений в июне - о включении нефти в перечень товаров критического импорта; об освобождении импортного давальческого сырья, принадлежащего иностранным компаниям, от дополнительной 2%-ной таможенной пошлины и об отсрочке уплаты НДС, акцизного сбора и ввозной пошлины при импорте нефтепродуктов путем выдачи простых векселей со сроком погашения 60 дней - в июле были приняты постановления об отмене до 1 января 2000 года таможенного сбора в размере 0,01 евро с килограмма и 2%-ной таможенной пошлины на импорт нефтепродуктов; об освобождении от ввозной пошлины нефтепродуктов, произведенных в Украине из давальческого сырья, и об отсрочке уплаты НДС и акцизного сбора путем выдачи векселей со сроком погашения 60 дней субъектам предпринимательской деятельности, которые реализуют продукты отечественного производства.

Согласно расчетам Министерства экономики, после всех нововведений импортные нефтепродукты в рознице должны стоить: А-95 - не более 1,66 грн. за литр, А-76 - 1,36 грн., дизтопливо - 1,15 грн. (отечественные - 1,63 грн., 1,22 грн. и 1,13 грн. за литр соответственно). Признав, что прогноз - «дело деликатное», первый заместитель министра экономики Виктор Кальник все-таки успокоил общественность, что «улучшения обязательно будут» (наделав «деликатных делов» в начале месяца, когда Минэкономики вещало об «уже начавшемся» падении цен в результате действия июньских постановлений КМУ, более точных прогнозов официальные лица теперь избегают). «У меня есть уверенность на 99% и выше, что мы сформировали нормальное правовое поле для притока нефтепродуктов в Украину. Я с полной ответственностью говорю, что путь для предпринимателей расчищен полностью. Дело только за ними», - заявил Виктор Кальник.

Нефтетрейдеры пока что скептически оценивают удобство «расчищенного пути». Больше надежд возлагается на новый закон «О ставках акцизного сбора и ввозной таможенной пошлины на некоторые товары (продукцию)», устанавливающий единую унифицированную ставку (40 евро с тонны) на все марки бензина. «Через пару недель цены на высокооктановый бензин могут пойти на спад. Что касается низкооктанового бензина и дизтоплива, то хотелось бы быть оптимистом, но увы…», - говорит Валерий Угрюмов. Радость от снижения акцизов несколько омрачается тем фактом, что таможня до последнего времени не признавала новых ставок акцизного сбора: по словам Олега Пономарчука, нефтепродукты «еще вчера» оформлялись по старым ставкам. «Решения правительства остались на бумаге. Энергетическая таможня не разработала до сих пор механизма прохождения векселей, которые предоставляют отсрочку уплаты акцизного сбора, НДС и ввозной пошлины на 60 дней», - сказал в интервью «Українським новинам» руководитель компании «Сатко» Сергей Котов.

Результаты постановлений на селе также оценивают скептически. «Меры, конечно, правильные и сработают - когда-нибудь. Но для острых, кризисных ситуаций они не годятся. Без специальных мер - госзакупка нефтепродуктов или налоговый кредит трейдерам, которые поставляют горючее селу, - государство ничего не добьется. Будет или так же плохо, как сейчас, или еще хуже», - заявил на условиях анонимности председатель одного из колхозов.

От массовых проявлений воробьяниновской щедрости правительство воздержалось. Но о нефти и нефтепродуктах держава уже позаботилась. В ходе июньского визита украинской правительственной делегации в Москву была достигнута договоренность о поставках в Украину в июле-сентябре до 3,5 млн. тонн нефти по ценам ниже мировых, за которую будет заплачено сельхознатурой (в обмен на уступчивость «старшего брата» Украина должна поступиться тарифами на транспортировку нефти и ее перевалку в портах). По словам заместителя министра энергетики Владислава Тарашевского, на роль поставщиков российской нефти отобраны компании «Славутич», «УкрРос», «Мариам», «Артек-95» и «Ресурс-Сервис». Не дожидаясь, когда заработают меры нормативного характера, государство через ГАКХ «Укрнефтепродукт» заключило контракт с греческой компанией Polestar Maritima на поставку 1 млн. тонн светлых нефтепродуктов. «Первый танкер с 25 тыс. тонн прибудет в Одессу не позже 26 июля», - сообщил Тарашевский.

Впрочем, крупные нефтетрейдеры уже оценили мероприятия Кабмина по «созданию нормального правового поля». И несмотря на традиционную оппозицию власти законодательной к власти исполнительной, парламент также принял посильное участие в облегчении участи многострадального нефтяника. Пока на Грушевского, как горячие пирожки, выходили постановления, Верховная Рада позаботилась о совместных предприятиях: 30 июня внесла изменения в закон «О внешнеэкономической деятельности», согласно которым внешнеэкономическая деятельность может быть приостановлена только в судебном порядке, а 6 июля - приняла постановление о возвращении льгот СП. После принятия такого «регулирующего весь спектр завязанных на нефти проблем» пакета документов обе ветви власти могут почивать на лаврах: как говорится, и себе, и людям.

Ну а простому труженику серпа и молота на некоторое время придется пересесть на гужевой транспорт.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно