НЕ ОПОЗДАТЬ БЫ С ДУХОВНОЙ МИССИЕЙ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ СРАЗУ ПОСЛЕ РОЖДЕНИЯ КОМПАНИИ

20 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №49, 20 декабря-27 декабря

Финансовый год на исходе. По сути неделя осталась до конца календарного года, а он у большинства отечественных компаний совпадает с финансовым...

У сирот тоже будет праздник...
...и посильная помощь
У сирот тоже будет праздник...

Финансовый год на исходе. По сути неделя осталась до конца календарного года, а он у большинства отечественных компаний совпадает с финансовым. В общем, что сделано, то сделано. Самое время радоваться успешным итогам и строить грандиозные планы. Будут ли эти планы содержать одни сухие экономические показатели — оборот, доля рынка, доход, рентабельность, дивиденды, — или в них найдется место и для нематериальной сферы — благотворительности, моральности, сострадания, ответственности перед обществом и желания сделать его лучше? От этого в итоге будет зависеть не только состояние общества, в котором мы живем, но и успешность самого бизнеса. Здесь мы не открываем чего-то нового. Предпринимателям различного уровня, скорее всего, хорошо известно: чтобы бизнес был успешным, ему требуется не только деловая, но и духовная миссия. Ставить перед собой только цель «делать деньги» — недостаточно сильная миссия. Цивилизованный мир уже давно решил для себя эту проблему. Может быть, именно поэтому и стал цивилизованным. За примерами успешных компаний, исповедующих принцип социальной ответственности, далеко ходить не нужно. Так, детским домам и приютам городов Харькова и Киева, а также маленьким пациентам клиник и брошенным всеми старикам, женщинам, сбежавшим от домашних побоев, хорошо знакома благотворительная помощь компании «Филип Моррис Украина». Есть и другие успешные фирмы, к опыту которых стоит присмотреться. И отечественный бизнес может быть ничем не хуже.

...и посильная помощь

Бизнес для общества — общество для бизнеса

Можно спорить, является ли благотворительность неотъемлемой частью успешного бизнеса. Но сложно отрицать то, что любая компания — часть общества, а значит в какой-то мере зависит от него и должна быть заинтересована в его процветании. Каким же образом она может помочь себе через совершенствование общества? Ответ первый — налогами, которые она платит в государственную казну. Но достаточно ли этого? Тут мнения предпринимателей разделяются. Одни считают, что существующая фискальная система и так отбирает даже ту часть доходов, которая должна бы идти на развитие бизнеса. Отсюда всевозможные уклонения и оптимизации, минимизирующие налоговые отчисления. Другие уверены, что рассчитывать только на государство, которое путем бюджетных перераспределений окажет помощь нуждающимся, сделав общество более благополучным и облегчив предпринимательство, тщетно. Тем более это нереально в развивающемся государстве, бюджетных средств которого явно недостаточно, да и, положа руку на сердце, используются эти средства далеко не лучшим образом. Поэтому ответ кажется очевидным — бизнес должен отдавать часть средств обществу через благотворительность. Естественно, адресную. Проблемы и трудности, с которыми сталкивается общество, не должны обходить стороной бизнес. Ведь долговременные перспективы будущего компании напрямую связаны с перспективами развития общества, в котором она работает.

Этот же подход подтверждают и данные социологического исследования, проведенного Институтом гражданского общества в 29 странах мира (среди них не только США, Япония, но и, например, Россия и Казахстан). Было опрошено более 26 тыс. человек. Из них 29% считают, что роль крупных компаний в обществе заключается не столько в создании прибыли и рабочих мест, сколько в их участии в построении лучшего общества, 33% высказываются за фокусирование бизнеса исключительно на вопросах прибыли, налогов и создания рабочих мест, а 31% уверены в том, что современный бизнес должен сочетать в себе оба направления. То есть 60% опрошенных считают, что современный бизнес, а тем более крупный, должен вносить свою лепту в решение социальных задач общества. В Украине эта тенденция пока не так ярко выражена — здесь при опросе к первому варианту (бизнес должен поддерживать социальные проекты) были склонны лишь 16% из 1000 опрошенных, ко второму (бизнес только ради бизнеса) — 35% и к третьему (комбинация подходов) — 31%. Тем не менее, 47% респондентов в Украине уже сейчас ощущают необходимость в тесном контакте бизнеса и общества для совместного создания лучшего будущего. Акционеры, сотрудники, деловые партнеры и общество в целом ожидают от компаний большего, нежели только деловых успехов и выполнения требований закона.

Активный диалог...

Характерно, что когда речь зашла о миссии такой известной компании, как «Филип Моррис Украина», ее директор по корпоративным вопросам Наталья Григорова сделала акцент на следующем:

1. Успех в бизнесе — «мы хотим быть наиболее успешной компанией».

2. Социальный аспект — «мы стремимся быть настолько социально ответственными, чтобы общество нас уважало».

Перспективно? Да. Ведь компания, добившаяся уважения в обществе, может рассчитывать на то, что каждый отдельный его член при покупке товара или услуги отдаст предпочтение именно ей. По крайней мере при прочих равных условиях. Бизнес, который строится всерьез и надолго, просто обязан с этим считаться.

Социальная ответственность для различных компаний имеет свои индивидуальные особенности. Ведь их деятельность зачастую создает дополнительную нагрузку на экологию, прямо или косвенно влияет на здоровье человека. В нашем конкретном случае для компании — мирового производителя табачных изделий она в первую очередь связана со спецификой производимого товара. В мире много курящих. Понятно, что даже если все табачные компании прекратят производство сигарет, люди все равно будут курить. Социальная ответственность табачной компании заключается в информировании взрослого потребителя о риске, связанном с курением. Взрослый должен сам для себя принять решение, курить или нет. Последнее не имеет отношения к детям, которые, даже получив информацию о риске, не могут ее адекватно оценить и принять сознательное решение. Поэтому «Филип Моррис Украина» занимается программами предотвращения детского курения. Компания имеет четкую позицию: дети не должны курить и иметь доступ к сигаретам. Социальная ответственность — это и разработка новых продуктов, которые могут быть признаны органами здравоохранения менее вредными для здоровья.

...и посильная помощь

Второй аспект социальной ответственности никак не зависит от вида бизнеса, если только его организаторы придерживаются мнения, что невозможно жить в стране и быть в стороне от ее проблем. Если отдельные люди помогают ближним (будь то родители, родственники или просто люди, которым нельзя не помочь), то вполне естественно, что и компания, исповедующая философию человечности, делает то же. Только возможности у нее несколько больше. Дело не только в деньгах — не каждый наберется смелости пойти в детский приют или в клинику, где лечат церебральный паралич, — коллективно это сделать куда легче. Компания — это люди. Идеально, если они выражают желание помогать тем, кто нуждается в этом. Похоже, именно такая атмосфера царит в киевском офисе и на производственном предприятии «Филип Моррис Украина» (ФМУ). Там для себя вопрос благотворительности давно решили: «Наиболее незащищенные категории во всем мире — это дети и старики. Мы помогаем тем, кто сегодня голодает и не имеет медикаментов. Очень хотелось бы помогать искусству, культуре, спорту, но считаем, что в стране, где есть голодные люди, сначала нужно их накормить».

Вот такая корпоративная философия. Правда, мало исповедовать добро — нужно его делать. Уже два года компания помогает детям, заболевшим лейкемией — страшный след чернобыльской катастрофы. «Мы пошли в Центр радиационной медицины, занимающийся лечением этих детей, — рассказывает Наталья Григорова. — Когда узнали, сколько их там лечится, почувствовали, какое это горе, поняли, что должны помочь. О размерах помощи сразу не думали. Неважно, сколько даешь, важно участие. Лучше, если можешь дать много. Тогда купили оборудование и медикаменты на 60 тыс. долл. Одновременно собирали добровольные пожертвования сотрудников во всех офисах, чтобы купить этим детям игрушки, книжки, телевизоры в каждый из восьми лечебных боксов. На следующий год обратились к руководству компании «Филип Моррис Интернешнл» и рассказали о нашем видении проблемы. Нам выделили 500 тыс. долл.».

От себя добавим: эти средства позволили помочь четырем клиникам, занимающимся проблемами детского лейкоза. Они получили оборудование по очистке крови, а радиационный центр теперь имеет возможность производить пересадку костного мозга. Помогли спасти человеческие жизни. Ведь у государства нет и еще долго не будет средств. А на поддержание только одного такого ребенка требуется более 600 грн. в день (выделяется только 6). Но, пожалуй, самое главное — у руководства радиационного центра появилась возможность сказать о проблеме с экранов телевизоров, газетных полос, интернет-странички и попросить помощи. Чем не реальная возможность для компаний, уважающих себя и желающих снискать такое же уважение в обществе, откликнуться на просьбу о помощи? Парадокс в том, что от частных пожертвований лиц пришло больше, чем от компаний. Хотя, думается, и отечественный бизнес уже может себе это позволить. Ему нужно быть чуточку ближе к обществу, которое не ограничивается лишь трудовым коллективом. Вспомнить, что ценность помощи измеряется не суммой и частотой перечислений. Ведь стоило партнерам ФМУ увидеть горе детей Чернобыля, они тут же отозвались. И только выиграли от этого. Компания, как и человек, который отдает, получает больше, чем принимающая сторона. Надо лишь найти свою клинику, приют... Конечно, это не спонсорство над футбольной или баскетбольной командой, тут сердце сжимается. Однако пока это наша реальность.

Дивиденды духовные и материальные

Следующее направление деятельности ФМУ — пенсионеры-инвалиды и старики, страдающие психическими расстройствами. Уже третий год те из них, кто проживает в Киеве и Харькове, получают пайки на зиму. Сотрудники гордятся, что их компания может и помогает конкретным людям, число которых превысило 16 тыс. Взяли шефство и над детьми, заболевшими церебральным параличом, находящимися в одном из центров реабилитации. Компания подарила детям специальное оборудование и игры.

Подумали и об оперативности. Создали фонд быстрого реагирования на случай критических ситуаций или стихийных бедствий. Говорят же: хороша ложка к обеду. К примеру, всего два дня понадобилось, чтобы перечислить 15 тыс. долл. сразу же после трагедии в Скнилове. Таким же образом помогали шахтерам и их родственникам, пострадавшим в результате аварий.

Отдельная тема — дети-сироты. Тут, похоже, непаханая целина. Один из детских приютов находится рядом с Харьковской табачной фабрикой. Там одновременно находится от 70 до 150 детей в возрасте от 2 до 17 лет. Их находят на вокзалах, под мостами, канализационными люками. Работники фабрики решили помочь этим детям от себя лично. Сейчас им собирают одежду, обувь, книги, продукты. И конечно же — игрушки под Новый год. Ведь дети, помимо социальной и психологической реабилитации, нуждаются в человеческом тепле. На праздники они хотят попасть домой и лишь потом получить машинку.

Наверное, лучший способ разбудить свою социальную ответственность — побыть с этими детьми. И лучшие струны человеческой души обязательно будут затронуты. Возродится желание помочь ближнему. Посильную помощь может оказать каждый. Ребенку, который не знает вкуса шоколада и сока, не так-то много нужно, чтобы оценить доброту. К тому же очевидно, что от такого общения компания выиграет не только в духовном смысле. Разве чувство сопричастности к чужим проблемам и гордость за родное предприятие, которое оказывает помощь, не создают по-настоящему дружные и работоспособные коллективы единомышленников? Разве не порождает собственную инициативу и желание поучаствовать лично? Пожалуйста, простой пример. В конце 2001 года детям-сиротам и детям-инвалидам из специализированных интернатов было предложено нарисовать новогодние открытки. А вскоре лучшие из них превратились в полноценные поздравительные открытки, которые приобретали сотрудники в офисах «Филип Моррис Украина» и таким способом делали свой благотворительный вклад. Инициативу снизу поддержала компания — собранные средства удвоились. На них были закуплены подарки для талантливых детей: карандаши, краски, мольберты...

В этом году рисунки этих же детей украсили календарь. Люди опять покупают, осознавая, что одновременно создают детям праздник. Как раз тот случай, когда чисто моральный аспект дает реальные дивиденды — сплачивает, цементирует коллектив. А это помогает лучше работать и больше зарабатывать. Помогает быть человеком. Не зацикливаться на деньгах. Со временем доброе имя компаний и у нас в стране поможет отличать один бизнес от другого. Не следует удивляться, когда в один прекрасный момент выберут не вашу компанию, если она не оказалась партнером общества, достойным уважения.

— Мы не преследуем цель привлечь к себе внимание, когда, к примеру, говорим о 500 тыс. долл., выделенных на чернобыльский проект, — говорит корпоративный директор «Филип Моррис Украина». — Мы хотим лишь показать, что это проблема, которую срочно необходимо решать. Важен положительный пример. Главное — найти себе детский дом, пенсионера, помочь им.

* * *

Благотворительность — не прерогатива международных гигантов «Филип Моррис», «Проктер энд Гэмбл», «Кока-Кола»… А вот отечественным компаниям-крепышам следовало бы быть активнее. Они уже могут подставить свое плечо, ведь острых проблем в стране предостаточно. Кто-то возразит, что конкуренция не позволяет отвлечь финансовый ресурс. Да и государство норовит обложить благотворительные дела налогами.

Нельзя не признать: отечественному бизнесу, особенно небольшому, развиваться безумно сложно. Но, во-первых, когда-то же надо начинать. Во-вторых, речь идет не о денежных суммах, а скорее о теплоте души и велении сердца. Все начинается с малого. Специалисты говорят, что если вы начали заниматься воспитанием ребенка с полуторалетнего возраста, значит безнадежно опоздали. То же самое относится к бизнесу, только темпы взросления значительно быстрее. В любом случае начинать все равно нужно. Что толку ругать правительство и государство? Тем более, Новый год не за горами — он делает всех нас добрее, щедрее, лучше…

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно