Не начав обещанных проектов с Украиной, «Газ де Франс» интересуется участием в Северо-Европейском газопроводе

31 марта, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №12, 31 марта-7 апреля

Не успела Украина возмутиться геополитической недальновидностью Германии, которая подписала с Р...

Не успела Украина возмутиться геополитической недальновидностью Германии, которая подписала с Россией договор о строительстве нового Северо-Европейского газопровода, который будет проложен по дну Балтийского и Северного морей в обход Украины и доставит российский газ немецким и, возможно, другим европейским потребителям, как французская энергетическая компания «Газ де Франс» тоже подала свою кандидатуру на участие в недружественном Украине проекте. В украинских деловых и политических кругах появились разочарованные комментарии: французы пытаются помочь немцам и россиянам тянуть трубу в обход Украины.

Урок «реальной политики», в очередной раз подтверждающий, что у сильных мира сего нет вечных друзей — есть только вечные интересы, для Киева, безусловно, неприятный. Однако украинское энергетическое сотрудничество с французами сегодня могло быть намного содержательнее. Могло быть, но пока не стало.

Официально объявляя о желании войти в консорциум по созданию Северо-Европейского газопровода (СЕГ), директор по бизнес-операциям компании «Газ де Франс» Жан-Мари Доже сообщил, что концептуально французское участие в строительстве «сделает проект более европейским, а не чисто немецким».

По нашим данным, «Газ де Франс» проводит активные переговоры с «Газпромом» на предмет возможного сотрудничества как минимум с начала марта. Заявленные проевропейские аргументы французской фирмы, тем не менее, не могут скрыть иную очевидную мотивацию: влияние украинско-российской «газовой войны» за цены на газ и транзит для Украины на этот и последующий годы. Российские силовые методы давления сказались и на западном потребителе, и вопрос диверсификации источников энергии с новой остротой поставлен в повестке дня.

Противники французского участия в создании СЕГ во Франции иронизируют по поводу диверсификации газопоставок между... Россией и Россией. Сторонники настаивают на диверсификации не по источнику, а по транспортеру (транзитеру), чем, по сути, заявляют о недостаточном доверии к Украине как к оператору по доставке газа.

Достаточно горький аргумент для Киева, тем не менее, не возник на пустом месте. В июне прошлого года Украина — впервые в истории — подписала с Францией совершенно конкретные по содержанию и средствам энергетические соглашения, которые могли бы быть не просто выгодными экономически, но и способствовать украинской интеграции в европейские экономические процессы. (Напомню, что за перспективу европейской интеграции — а не за пребывание во власти тех или иных политиков — в декабре 2004 года проголосовало большинство украинцев.)

В частности, речь идет о рамочном документе, подписанном между «Нафтогазом України» и «Газ де Франс», об использовании французами украинских подземных хранилищ газа. Находясь полгода назад в Париже, руководитель «Нафтогазу» Алексей Ивченко публично заявил, что полноценный договор об эксплуатации украинских подземных хранилищ газа будет подписан в январе. И даже назвал тогда конкретные цифры. Речь шла о перспективе хранения 10 млрд. кубометров газа в год по цене 10—12 долл. за каждые 1000 кубометров, тогда как за хранение российского газа, по информации руководителя «Нафтогазу», Украина выручает в шесть раз меньше. Предполагалось, что специально под контракт с французами Украина увеличит мощности своих ПХГ в три раза.

Экспертная проработка проекта показала, что на создание в Украине дополнительных хранилищ газа понадобится три года. Один из французских банков заявил о готовности выдать под этот контракт кредит, и, согласно источникам во Франции, прибыль от эксплуатации дополнительных газовых хранилищ позволила бы Украине вернуть кредит в достаточно короткие сроки.

Тем не менее на дворе уже первый день апреля, а запланированное на зиму 2006 года подписание договора так и не состоялось. Один из сотрудников «Газ де Франс» ссылался в разговоре с «Зеркалом недели» на «действия лоббистов российских интересов в украинской власти». По его словам, они вроде бы сделали все возможное, чтобы перенести проект в прекрасное далеко, растворить его во времени, пока французы окончательно не разочаруются в партнерстве с Украиной и не сочтут более приемлемым для себя искать решения своих проблем в работе с другой страной.

Так это или нет, проверить пока сложно, но абсолютно точно известно, что в сентябре прошлого года Россия публично заявляла, что готова отказаться от повышения цены на газ для Украины в обмен на управление украинскими газотранспортной системой и подземными хранилищами. А в начале ноября «Газпром» обращался к Украине с предложением взять в аренду или купить три из 12 ПХГ.

Киев тогда от российских предложений отказался и в том же месяце договорился о сотрудничестве по хранилищам с французами. С экономической точки зрения, совместный проект с «Газ де Франс» не был напрямую конкурентен российским интересам. Поскольку под договоренности с французами предполагалось создавать дополнительные мощности, а Россия претендовала на существующие. На сегодня в украинских хранилищах находится не так уж и много российского газа — приблизительно 5 из 120 транспортируемых в Европу миллиардов кубометров. Но с позиции политической и даже геополитической для России принципиально важно закрепиться в украинских газовых хранилищах. Хотя бы до тех пор, пока через Украину транспортируется 80% экспортируемого «Газпромом» газа.

Неясность по проекту с хранилищами — не единственное серое пятно в едва начавшемся действительно прямом и двустороннем газовом сотрудничестве между Украиной и Францией. Осенью 2005-го банк «Сосьете Женераль» пообещал кредит на сумму 2,5 млрд. евро под украинско-французское сотрудничество по усовершенствованию и модернизации газотранспортной системы Украины. Предполагалось, что кредит будет осваиваться шестью траншами, под каждый из которых будет выписан и утвержден отдельный обоснованный проект.

Речь шла о совместном поиске новых газовых месторождений на территории Украины, о точной оценке потенциала запасов нефти и газа в шельфах Азовского и Черного морей...

В начале года, в рамках подготовки предполагаемого проекта, делегация экспертов «Газ де Франс» побывала на обоих побережьях с ознакомительной миссией. Но, как утверждают те же источники из «Газ де Франс», лоббисты от российского бизнеса и тут пытаются перебежать дорогу и создать совместные предприятия с Россией по разработке названных месторождений.

«Мы понимаем, что работа с Россией привычнее для украинского предпринимателя и чиновника. Но именно Киев по собственной воле провозгласил курс на европейскую интеграцию. Ваши руководители — премьер-министр, президент — не просто проявили заинтересованность в работе с нашим предприятием, но и подписали совершенно конкретные двусторонние документы. Это уже не замыслы — это реальные проекты, которые повисли в неопределенности. Для деловой репутации Украины подобные метания из стороны в сторону не очень полезны», — пояснил все тот же сотрудник «Газ де Франс».

За счет кредита от «Сосьете Женераль» «Газ де Франс» планировал совместно с Украиной провести исследования по оптимизации расхода газа в Украине и предложить конкретные решения по экономии энергоносителей. И даже начали подбирать французских субподрядчиков — частные консалтинговые предприятия, специализирующиеся в области энергетики, которые бы согласились работать за процент от результата. То есть по схеме: мы организуем экономию на такую-то сумму — нам за это полагается такой-то процент. Подобные проекты уже осуществлялись в Чехии и Польше. Объективно такой подход очень выгоден государству небогатому. Ведь согласно условиям контракта, если западная фирма не сумеет предложить выгодный режим экономии, то ничего и не заработает. И все исследования, получается, проводит за свой счет. Экспертная проработка этого проекта затормозилась из-за приближавшихся выборов и ситуации с отставкой правительства. Впрочем, совместный проект в Броварах (Киевская обл.) все же начат…

В сотрудничестве с компанией «Газ де Франс» также предполагалось начать совместное исследование по уменьшению потерь газа во время его добычи. В случае реализации этого проекта Украина могла бы получить в свое распоряжение технологии, исключающие выброс в атмосферу попутных газов, которые сжигаются в момент добычи. Эти экологические технологии, по идее, привели бы наше производство в соответствие с требованиями Киотского протокола по сохранению окружающей среды.

Возвратившись из Парижа, глава «Нафтогазу» А.Ивченко говорил о реальных возможностях, благодаря сотрудничеству с французами, выйти через несколько лет на экономию 2 млрд. кубометров газа в год. Правда, украинские эксперты усомнились в такой высокой эффективности проекта. Но в нашем случае дело не столько в точности прогнозов и расчетов руководителя «Нафтогазу», сколько в отношении руководителей страны к публично взятым обязательствам по совместным проектам.

Возможно, идеи франко-украинского энергетического сотрудничества в действительности не так заманчивы, как это выглядит в проектах. Быть может, энергетическое сотрудничество с Канадой, Германией, Великобританией, США или любым другим западным партнером было бы намного выгоднее. Но сказать об этом могут только эксперты соответствующей квалификации, в формате открытой профессиональной дискуссии по стратегически важному для будущего Украины вопросу.

Однако пока все происходит очень непрозрачно и бессистемно. Киев так и не сумел воспользоваться ни потенциалом западных симпатий, появившихся сразу же после оранжевой революции, ни потенциалом западного сочувствия, проявившегося в первые дни российской ценовой газовой атаки. Украинским лидерам не хватило где-то профессионализма, а где-то осознания политического национального интереса, чтобы довести до ума реальные проекты, позволяющие со временем действительно диверсифицировать энергетические источники. А западный партнер, в частности Германия, а позже и Франция, сочли разумным для себя не класть все яйца в украинскую газотранспортную корзинку и защитить прежде всего свой рынок, своего потребителя. Таким образом и продолжает привлекать партнеров проект Северо-Европейского газопровода.

На сегодня СЕГ объединяет российских и немецких партнеров. Кроме «Газпрома» (51% акций), в него входят немецкие предприятия E.ON и BASF. Первый заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев объявил, что «Газпром» определится с новыми партнерами до конца мая. Согласно нашей информации, Москва ни при какой погоде не намерена уменьшать свою долю в проекте, а немецкие партнеры рассматривают возможность уступить вероятным новым членам консорциума не более чем по 4,5% каждый. Кроме «Газ де Франс», интерес к проекту выразили нидерландское предприятие Gasunie и две британские фирмы — ВР и Transco.

Даже если «Газ де Франс» удастся стать новым членом консорциума, максимум, на что он может рассчитывать, — это 9% акций, что никакого определяющего влияния на СЕГ не даст. Попыткой прямого участия в СЕГ Франция пытается не столько реально диверсифицировать потоки энергоносителя, сколько озадачить собственный политикум поиском ответа на вопрос о необходимости защититься от новых вероятных недоразумений в отношениях между Киевом и Москвой.

На сегодня Франция зависит от российского газа на 22%, тогда как максимум зависимости от одного источника, допускаемый европейскими стандартами, — 30%. Вряд ли после 2010 года — даты ожидаемого запуска СЕГ — Париж станет покупать у россиян больше газа. Но не исключено, что свои обычные поставки французы будут получать по новой ветке — в обход Украины. Если это действительно случится и не выгодная Украине схема будет запущена, важно, чтобы в Киеве понимали, что ответственность за это ляжет не только на французов или немцев, но и на украинских лидеров, не способных быть ответственными и последовательными.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно