Не МЕТРО, так METRO?

13 мая, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №18, 13 мая-20 мая

Среди занятных образцов запорожской топонимики, таких, допустим, как переулок Лагерный или улица Шламовая, встречаются названия, смысл которых можно объяснить лишь буйной фантазией неизвестных чиновников...

Среди занятных образцов запорожской топонимики, таких, допустим, как переулок Лагерный или улица Шламовая, встречаются названия, смысл которых можно объяснить лишь буйной фантазией неизвестных чиновников. Иначе откуда бы в городе взялась улица Дирижабельная? Зато, например, в отношении Метрополитеновской несуразность все же мнимая. Все дело в том, что одним из предыдущих генеральных планов развития в Запорожье предусматривалось строительство метро. И хотя проект претерпел изменения не в пользу этого вида общественного транспорта, спустя несколько лет название улицы неожиданно обрело актуальность. Правда, для этого вновь понадобились коррективы принятого в конце 2004 года генплана...

После состоявшихся в июне прошлого года переговоров в феврале городские власти подписали рамочное соглашение о сотрудничестве с руководством ООО «Metro Cash & Carry Ukraine» (подразделение германского торгового концерна METRO Group), предполагающее строительство в Запорожье центра оптовой торговли площадью порядка 14 тыс. кв. м.

Подобные центры уже работают в Киеве, Харькове и Днепропетровске. Судя по всему — вполне успешно, если в нынешнем году фирма планирует открыть их еще в пяти городах Украины.

Специфика работы данных торговых учреждений заключается в ориентации на мелкооптовых покупателей — посредников и промышленных потребителей. Подобный принцип для запорожской торговли отнюдь не нов. По системе cash & carry в городе уже работает супермаркет фирмы «ЕвроКИТ». Правда, его торговые площади намного скромнее — всего 2 тыс. кв. м, зато правила более демократичные. Если покупателями Metro могут быть лишь юридические лица, то «ЕвроКИТ» — все без исключения, купившие фирменные карты. Впрочем, в центре общественного внимания оказались вовсе не эти особенности.

То, что городские власти весьма благосклонно отнеслись к идее открытия торгового центра, вполне закономерно. Ситуация с бюджетом на 2005 год сложилась крайне напряженная. По словам городского головы Евгения Карташова, запланированных средств хватит только на зарплату и, в лучшем случае, чтобы рассчитаться за электроэнергию. Поэтому возможность продать под строительство Metro 5,5 га земли за 15 млн. грн. пришлась как нельзя кстати.

— Деньги, которые компания готова заплатить, мы хотим отдать для ремонта крыш и дорог. Каждый депутат городского совета получит на свой округ по 100 тысяч гривен, — пообещал Е.Карташов.

Аргумент, что и говорить, весомый. Но, пожалуй, решающим перевесом в пользу продажи участка под торговый центр недавняя сессия обязана позиции влиятельной группы депутатов-коммунистов. После бурных дебатов специально созванное бюро обкома приняло решение поддержать строительство.

Правда, у не связанных нормами партийной дисциплины оппонентов тоже имеются весомые контрдоводы. По их мнению, если учитывать не только сиюминутную выгоду, получается, что ежегодно порядка 26 млн. долл. запорожского товарооборота будет уходить в Германию, а налоги от деятельности центра — в центральный киевский офис. Это сулит серьезные неприятности как для городского бюджета, так и для местных представителей малого бизнеса. К слову, ситуация на запорожских рынках сейчас и без того далека от благополучия, а перспективы конструктивного разрешения противоречий между предпринимателями и городскими властями пока, увы, не просматриваются.

У руководства ООО «Metro Cash & Carry Ukraine» подобные критические ноты, разумеется, восторга не вызвали, став «весьма неожиданной новостью». Хотя, если разобраться, удивляться тут нечему. Поскольку в основе негативного отношения к Metro оказалось не столько неприятие торгового центра вообще, сколько места, где его планируют построить.

С учетом специфики работы, такие объекты принято размещать на городских окраинах. Однако запорожские власти не видят ничего плохого в том, что не весьма привлекательное с точки зрения архитектуры строение склада-магазина появится в центре города — на Набережной магистрали. Дескать, таковым является непременное условие иностранного инвестора. Его представители тщательно «изучали различные площадки, но территориальное расположение города и транспортные магистрали, мягко говоря, не очень удобны». Поэтому данный участок — «фактически единственное место в Запорожье для Metro».

Пикантность ситуации заключается в том, что по утвержденному всего несколько месяцев назад генплану этот участок должен был стать рекреационной зоной, где предполагалось построить детский парк. Но, оказывается, там слишком большой беспорядок, поэтому вместо парка лучше соорудить склад.

— Посмотрите, во что у нас превратилась Набережная, — говорит городской голова Запорожья Евгений Карташов. — Не потому, что мы такие хозяева, а потому что раньше так занимались ею. Посмотрите, какие там лодочные станции, посмотрите, какие там деревья, кустарники растут. Посмотрите, как самозахватом были сделаны гаражи. Когда же мы, наконец, все приведем в порядок?

В принципе, подобная постановка вопроса совершенно правильная, хотя несколько запоздалая. И ответ вполне однозначный. Стоит лишь обратиться к Земельному кодексу, в статье 12 которого четко определены полномочия городских советов в сфере земельных отношений. К таковым, в частности, относится «осуществление контроля за использованием и охраной земель коммунальной собственности, соблюдением земельного и экологического законодательства». А о том, насколько эффективным был этот контроль, можно судить по незаконно построенным на этом участке около 800 гаражам. Городские власти сначала их хотели снести, но потом решили на неопределенное время оставить в покое. Наверное, для того, чтобы и без того немалое количество противников строительства Metro не стало еще большим.

Весьма любопытными представляются и доводы специалистов.

— Пока в городе сохраняется промышленное производство, эта территория для нормального полноценного отдыха непригодна, — считает главный архитектор Запорожья Виктор Трубин.

Не менее категоричен и главный санитарный врач Запорожской области Анатолий Севальнев: «На сегодня нет ни одного противоречия действующему в стране санитарному законодательству по строительству этого объекта. В нормах и правилах не записано, что в рекреационной зоне не может быть предприятия торговли».

Наверное, главному санврачу виднее. Вот только непонятно, как быть с уже упоминавшимся Земельным кодексом. Вроде бы в статье 52 ясно сказано: «На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, которая препятствует или может препятствовать использованию их по назначению, а также негативно влияет или может повлиять на естественное состояние этих земель». Неужели предусмотренная при центре автостоянка на 600 машин положительно скажется на состоянии рекреационной зоны?

Перспектива строительства торгового центра на Набережной стала предметом разногласий между городской и областной властями. Городской голова заявляет, что «в вопросе строительства гипермаркета Metro мы едины с губернатором Юрием Артеменко, он поддерживает эту инициативу города». Хотя у председателя обладминистрации совершенно иная точка зрения.

— Я никогда не говорил, что двумя руками за строительство гипермаркета, — поведал Ю.Артеменко в одном из интервью. — На месте мэра я бы отказался от идеи строительства именно на Набережной магистрали.

Такой вот плюрализм наряду с явным стремлением нарушить действующее законодательство. Выражается это стремление в том, что продажа земельных участков государственной и коммунальной собственности должна осуществляться только на конкурентной основе. То есть на конкурсе или аукционе. Иные варианты попросту исключены. А в Запорожье, похоже, решили действовать по принципу: если нельзя, но очень хочется, то можно.

Для начала вместо конкурса потенциальному инвестору предложили на выбор около 20 участков. Конечно, не хотелось бы ставить под сомнение искренность заверений, что каждый из них тщательно изучался. Однако местные СМИ процитировали один весьма любопытный документ, содержание которого невольно наводит на мысль, что условие выделения участка на Набережной было единственным. Иначе как понимать официальный ответ главного архитектора Запорожья В.Трубина заместителю городского головы Валерию Черкаске, направленный в июне прошлого года: «Рассмотрев предоставленные предложения концерна «МЕТРО АГ» о размещении центра оптовой торговли на территории г. Запорожья, главное управление архитектуры и градостроения сообщает второй раз: учитывая, что для размещения подобных объектов необходимы значительные территории, свободных участков такой площади в центральной части города на данный момент нет».

Руководство Metro заявляет о том, что оно готово приобрести желаемый участок и на тендере. Но при этом подчеркивает, что в ходе экспертной оценки земли цена на нее окажется в несколько раз ниже, чем предложенная. А что касается возможности приобретения альтернативного участка, то директор по вопросам связей с государственными учреждениями ООО «Metro Cash & Carry Ukraine» Петр Кабан сообщил следующее: «В принципе, мы можем построить Metro там, где вы скажете, если вы будете платить свои деньги. Если мы будем платить свои деньги, то мы будем исходить из принципа целесообразности его строительства».

В свете подобного заявления приходится сильно усомниться в безупречности мнения первого заместителя городского головы Владимира Грищенко: «Мы навязали Metro кабальные условия»...

— Сегодня группа компаний METRO является третьей по объему реализации продукции в мире, продажи за прошлый год составили 56,4 млрд. евро. Это фактически три бюджета Украины, — говорит П.Кабан. — Мы бы хотели реализовать этот проект, чтобы выгода была взаимной, но если будет противодействие, в том числе и по политическим мотивам, то мы воздержимся вообще от реализации нашего проекта в Запорожье в ближайшее время. Почему-то наш проект стали обсуждать после того, как изменилась политическая ситуация в стране. Мы читаем в СМИ, что наш проект становится заложником какой-то игры. Я не говорю, что это большая политика, я думаю, что это политика местного уровня. Об этом мы обязательно будем говорить на встрече с премьером, Президентом. Мы бы не хотели, чтобы в Запорожье мы упоминались как отрицательный пример инвестирования в реальный сектор экономики Украины.

Возможно, г-ну Кабану как экс-госслужащему первого ранга (был первым заместителем госсекретаря Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции) еще не удалось преодолеть привычку вести диалог с руководством областного центра с позиций силы. Тем не менее власти Запорожья настойчиво подчеркивают, что предполагаемая сделка чрезвычайно выгодна. Так, по словам Е.Карташова, сначала иностранные инвесторы предлагали заплатить за участок 7 млн. грн., но в ходе переговоров цена выросла до 15 млн., что в два-три раза больше, чем METRO пришлось платить в других городах Украины. Если это действительно так, то непонятно, почему данное обстоятельство никак не отразилось на общей смете? На строительство запорожского центра Metro фирма планирует затратить 100 млн. грн. — такова стоимость общих инвестиций на обустройство магазина и приобретение земельного участка. Аналогичная сумма запланирована на создание такого же центра в Донецке — правда, с той лишь разницей, что разместится он на 6,8 га не выкупленной, а взятой в аренду земли.

На строительство пяти типовых торговых центров Metro в Украине концерн планирует выделить в нынешнем году 500 млн. грн. Но расценивать эту сумму в качестве инвестиций в украинскую экономику, мягко говоря, не совсем правильно. Ведь львиную долю затрат составит приобретение импортного торгового оборудования. Да и местным властям также не стоит тешить себя надеждой на обеспечение фронтом работ здешних строителей. Во-первых, сроки сооружения центра ограничиваются шестью месяцами, поскольку строится он из сборных конструкций, не требующих отделочных работ. А во-вторых, запорожцам совершенно нелишне учесть донецкий опыт, когда по итогам тендера в качестве генподрядчика была выбрана холдинговая компания «Киевгорстрой».

И еще одно обстоятельство заслуживает серьезного внимания. Хотя вопрос строительства гипермаркета Metro на запорожской Набережной окончательно не решен, появились и другие желающие разместиться в центре города. По словам председателя обладминистрации Ю.Артеменко, к нему поступило предложение от руководства сети строительных супермаркетов о сооружении собственных торговых площадей на Набережной. Получается, достаточно создать прецедент — и рекреационная зона в экологически неблагополучном городе может вовсе прекратить свое существование.

От подобной перспективы запорожцы отнюдь не в восторге. По данным опроса 3400 горожан, две трети респондентов высказались за строительство торгового центра Metro на окраине города и лишь 32% считают, что его можно разместить на Набережной. Кстати, именно в такой пропорции разделились голоса депутатов горсовета — с той лишь разницей, что большинство высказалось в пользу Metro на Набережной. Однако, судя по всему, представители городской общественности не намерены мириться с игнорированием общественного мнения, о чем свидетельствуют официальные протесты и обращения в прокуратуру с требованиями заставить городские власти отказаться от планов перепрофилирования рекреационной зоны.

Впрочем, не исключено, что проект и без того может остаться нереализованным. Несколько лет назад на Набережной хотели построить стадион. Однако специалисты пришли к выводу, что его сооружение чревато подтоплением близлежащих домов. Конечно, проблема эта вовсе не из разряда неразрешимых, но все дело в стоимости дренажных работ. Даже по предварительным расчетам, она намного превысит цену, которую концерн METRO согласен уплатить за приглянувшийся участок.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно