НДС: ни шагу назад!

Поделиться
Украинские кабмины никогда не отличались чрезмерным законопослушанием. Причем слово «чрезмерным», пожалуй, даже лишнее. И нынешнее правительство, мягко говоря, не исключение.

— Алё, это секс по телефону?

— Нет, это Кабмин. Но тоже можем!

Из народного творчества

Украинские кабмины никогда не отличались чрезмерным законопослушанием. Причем слово «чрезмерным», пожалуй, даже лишнее. И нынешнее правительство, мягко говоря, не исключение. Его недавнее распоряжение (от 17.07.2009 г. №837-р) о дополнительных мерах относительно мобилизации доходов бюджета сильно смахивает на исторический сталинский приказ «Ни шагу назад!» Но с учетом мирного времени меры все же не расстрельные: создание спецкомиссий, снятие директоров, превращение налоговых должников в банкротов, признание недействительными их договоров (от чего пострадают уже и невинные контрагенты — поставщики или покупатели), ежемесячное — кровь из носу — сокращение налогового долга как минимум на 10%...

А что делать, если Кабинету министров не нравятся некоторые нормы закона об НДС? Можно было бы инициировать изменения к закону. Но дело это в сегодняшних условиях неприятное и бесперспективное. Значительно проще издать распоряжение, которое этот закон дополняет и изменяет.

Итак, приводим «стандартно-потрясающий» текст распоряжения Кабмина от 01.07.2009 г. №757-р,
подписанного Ю.Тимошенко:

«1. С целью упорядочения администрирования налогов, сборов (обязательных платежей) и налогового учета плательщиков налогов ГНА:

создать электронный реестр лиц, связанных с плательщиками налогов (учредителей, руководителей, главных бухгалтеров), <...> с указанием идентификационных, регистрационных и других данных о таких лицах, а также информации относительно исполнения ими налоговых обязательств;

обеспечить ведение указанного реестра путем внесения в него проверенных органами государственной налоговой службы данных.

2. Принять к сведению, что для упорядочения налогового учета:

плательщики налога на добавленную стоимость декларируют сумму налогового кредита в периоде возникновения налогового обязательства;

в случае установления органами государственной налоговой службы факта выписки налоговых накладных, согласно которым не задекларированы (не уплачены) налоговые обязательства, объем которых по налогооблагаемым операциям превышает сумму, определенную подпунктом 2.3.1 пункта 2.3 статьи 2 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» (то есть 300 тыс. грн., в том числе насобиравшиеся «нарастающим итогом». — Авт.), регистрация плательщиков налога на добавленную стоимость аннулируется».

При таком аннулировании, кстати, надо будет со всего, что есть на предприятии, заплатить НДС, а потом снова стать плательщиком этого налога, но уже с ограничением права на уменьшающий НДС налоговый кредит. Такая вот воспитательная мера, напоминающая исключение из комсомола...

Причем налоговики написали, что все это будет действовать очень даже задним числом — невзирая на даты!

Обратим внимание — помимо очевидного беззакония таких дикостей — еще на два момента:

1) на удивительную формулировку абзаца 1 п. 2. Кому «принять к сведению»? Какое отношение это имеет к «упорядочению» налогового учета?

2) на непонятное требование к плательщикам синхронизировать налоговый кредит с налоговым обязательством. Из текста вообще было неясно, с чьим налоговым обязательством увязано декларирование налогового кредита: с обязательством поставщика или с обязательством самого плательщика? Распоряжение Кабмина вполне допускало самые разные трактовки. Оказалось, что имелись в виду налоговые обязательства поставщика. Но так спешили указать принять к сведению, что получилось как всегда.

Впрочем, и с этим вариантом свои проблемы. Коль увязка периода налогового кредита с периодом налоговых обязательств контрагента затеяна с целью предотвращения/дезавуирования запоздалых налоговых накладных, то связанные с ними запоздавшие (или специально — чтобы избежать «минусов» — отложенные) налоговые кредиты попадут в зону как минимум риска. Очевидно, покупателю придется имитировать исправление ошибок за период возникновения обязательств поставщика.

Тут-то он попадет под еще одно кабминовское распоряжение правительства — от 17.07.2009 г. №838-р, согласно которому «оправданными» являются лишь корректировки в пределах двух месяцев (вместо положенных по закону 1095 дней) и — желательно (чтобы не было проверки с участием налоговой милиции!) — в размерах не более 10%...

А что делать, если налоговая накладная, выписанная по отгрузке в последний день месяца, пришла к покупателю уже в начале месяца следующего? Или предоплата была отправлена в одном месяце, а дошла до поставщика в другом, при этом не опоздавшая налоговая накладная поступила до сдачи декларации, но датирована, естественно, месяцем, следующим за отчетным? Как поступать тогда — по НДСному п/п. 7.5.1 или по этому распоряжению Кабмина?..

Впрочем, кто выиграет состязание «закон — Кабмин», понятно: ну, ясное дело, не закон. А вот в соревновании «власть против бизнеса» победителей не будет...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме