НАСКОЛЬКО ВЗАИМНА ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ?..

26 сентября, 2003, 00:00 Распечатать

15—20 сентября в Ялте уже в шестой раз проходил Международный Энергетический форум, ежегодно орга...

 

15—20 сентября в Ялте уже в шестой раз проходил Международный Энергетический форум, ежегодно организовываемый ЭнергоКлубом Украины при участии представителей министерств, комиссий и парламентских комитетов Украины, России и некоторых других государств, непосредственно влияющих на судьбы предприятий топливно-энергетических комплексов. В этом году с учетом того, что 2003-й объявлен «Годом России в Украине» к организации этого международного форума присоединился российский Институт проблем регионального развития.

В свое время инициаторы этого форума задумывали создать некий постоянно действующий энергоклуб, чтобы все участники отечественного и международного энергорынка (в широком понимании этого слова) имели возможность как в официальной, так и в непринужденной обстановке клубных встреч обсуждать злободневные и перспективные темы этой весьма непростой отрасли, поделиться опытом — успешным и не очень. И если сначала приоритет отдавался непосредственно энергетике (что было вполне уместно в период формирования правил игры на энергорынке Украины да и самого этого рынка), то впоследствии интересы участников ежегодного Энергофорума структурировались. Так и получилось, что теперь каждый день работы Международного Энергофорума непосредственно касается основных сегментов энергорынка и вообще топливно-энергетического комплекса.

Первый день Энергофорума был в этом году посвящен обсуждению общих проблем топливно-энергетических комплексов СНГ. Второй проходил под лозунгом «Энергорынок Украины», третий — «Ядерная энергия», четвертый — «Газ и нефть СНГ», пятый — «Уголь СНГ». В меньшинстве традиционно оказались нефтепереработчики и нефтетранспортники. Правда, это вполне объяснимо, так как практически все НПЗ на постсоветском пространстве, а тем более за его пределами — акционерные общества и контролируются конкретными владельцами, предпочитающими решать свои проблемы самостоятельно и без особой огласки (пока не доходит до публичных скандалов, как это в последнее время произошло с российской НК «ЮКОС»). Что же касается транспорта нефти, то, как правило, такие предприятия являются монополистами и жестко контролируются соответствующими государственными органами (например, НКРЭ — в Украине, ФЭК — в России, а также антимонопольными комитетами или комиссиями). Так что и им особо не о чем говорить на подобных форумах. По крайней мере, такое складывается впечатление. Хотя, вполне возможно, что они зря не используют в полной мере и с пользой для себя трибуну Энергофорума.

Так что в этом году на VI Международном Энергофоруме, что называется, правили бал энергетики и газовики. Причем, если прежде своеобразный кворум составляли представители электроэнергетических предприятий, включая ядерщиков, то в этот раз особенно преуспел российский «Газпром». Надо заметить, это хорошая традиция у «Газпрома» — использовать малейшую возможность для пропаганды своей политики. Украина же, несмотря на то, что является принимающей стороной, на мой взгляд, эту возможность едва ли использует. Опять же — за редким исключением, почему-то традиционно. В этом году проведение Международного Энергофорума совпало по времени и месту с саммитом глав СНГ и подписанием четырехстороннего документа о создании ЕЭП, что, естественно, «отвлекло силы» многих из тех, кого участники Энергофорума хотели бы увидеть среди собеседников и оппонентов. А уж сколько это добавило хлопот организаторам Энергофорума, можно только представить. К слову, почему-то на представителей РФ, которые тоже не последнюю скрипку играли на ЕЭПовском саммите в Ялте, этот факт мало повлиял. В результате и многие аспекты развития ТЭК россияне смогли представить куда более масштабно, чем могли бы это сделать представители украинского ТЭКа.

Тем не менее в ходе состоявшегося Энергофорума каждый мог почерпнуть для себя что-то полезное и интересное. Обо всем рассказать в одном материале даже не берусь. Но самые запомнившиеся моменты постараюсь описать.

Конкуренция как двигатель рынка

Допускаю, что выбор, на мой взгляд, наиболее ярких моментов VI Международного Энергофорума продиктован моим пристрастием. Однако и многие участники форума наверняка подтвердят, что тематическое заседание «Газ и нефть СНГ» было наиболее запоминающимся и остросюжетным. И не только в связи с тем, что у всех на слуху создание газотранспортного консорциума на основе ГТС Украины, приватизация «Белтрансгаза» и перипетии с проектом «Голубой поток».

Из лексикона украинско-российских отношений в газовой сфере постепенно исчезают столь болезненные (особенно для Украины) понятия, как «газовые долги» и «несанкционированный отбор газа». Но, увы, это не значит, что они вовсе исчезли или не используются за ненадобностью. (Хотя очень бы этого хотелось!) Несмотря на прежде достигнутую договоренность (вроде бы все было взаимно…) о конвертации украинской задолженности в 1,437 млрд. долл. в еврооблигации НАКа и многосложный процесс согласования нюансов этой сделки с участием компаний — советников «Нафтогаза України» и «Газпрома», последний до сих пор не принял на свой баланс облигации НАКа.

В «Нафтогазі України» уверяют, что уже давно готовы передать свои конвертированные в ценные бумаги долговые обязательства россиянам, да только те в последний момент спохватились: как только НАКовские еврооблигации попадут в «Газпром», тот будет вынужден сразу же уплатить в бюджет РФ около 700 млн. долл. в виде налога. «Газпром» к такому повороту событий не был готов и пока не принял этот украинский «платеж». Хотя и шум, как прежде, подымать не стал. С терпением отнеслись к ситуации и в «Нафтогазі України». А в ходе VI Международного Энергофорума замглавы «Газпрома» Александр Рязанов весьма сдержанно сообщил, что еще в этом году будет найден обоюдоприемлемый вариант передачи еврооблигаций НАКа «Газпрому». О деталях он предпочел не распространяться. Хотя добавил, что и неурегулированный до сих пор долг НАКа в сумме 185,84 млн. долл. также будет «погашаться» в этот период. По его словам, сейчас обсуждаются варианты разрешения этой проблемы. Или даже почти обсуждены.

Украина, тем не менее, не единственный должник «Газпрома», а точнее, его дочернего газоэкспортного предприятия — «Газэкспорта». О чем напомнил Анатолий Подмышальский, замначальника управления реализации газа ОАО «Газпром». Накопленная за последние годы задолженность только потребителей трех государств — Украины, Беларуси и Молдовы, по оценкам россиян, составляет свыше 2,1 млрд. долл., а с учетом штрафных санкций эта сумма увеличивается до 3,2 млрд. долл. Что же касается долга компаний, поставлявших прежде российский газ в Украину, то А.Подмышальский огласил следующие суммы: «Интергаз» и «Сигма» остаются должными «Газпрому» 281 млн. долл. «Весь долг оптовых покупателей Украины подтвержден решениями Международного коммерческого арбитражного суда при ТПП Российской Федерации,» – констатировал он.

К слову, господина Подмышальского вполне можно считать «старожилом» Энергофорума: почти каждый год он выступает на этом деловом саммите с докладом. А еще в силу своих должностных обязанностей он прекрасно осведомлен обо всех нюансах переговорных процессов со многими компаниями — покупателями и транзиторами российского газа в СНГ.

Возвращаясь к украинско-«газпромовским» взаимоотношениям, уместно вспомнить еще об одном сюжете, о котором не очень хотят говорить представители «Газпрома». Во всяком случае, официально. В журнале же «Энергия Востока» (№ 8, 2003 год) сей сюжет описан с подзаголовком: «Украина отделила Россию от Венгрии».

Напомню, что с начала этого года оператором поставок газа в Украину с правительственного соизволения была «назначена» свежеиспеченная к тому моменту венгерская компания Eural Trans Gaz. Прежде эту «почетную» миссию выполняла группа компаний Itera.

Между прочим, относительно замены оператора газопоставок в Украину в НАКе и «Газпроме» кивают друг на друга. Разумеется, неофициально. Не названные в этом материале представители НАКа уверяли автора в том, что «уйти» компанию Itera предложил «Газпром». Представители же оного настаивали, что это была идея украинской стороны, а они, мол, просто вынуждены были считаться с выбором, сделанным Кабинетом министров Украины…

Так или иначе, но российская и украинская компании изначально договаривались о том, что выкупят акции венгерской компании —газотранспортного посредника на паритетных началах. В последствии выяснилось, что на 10% акций Eural Trans Gaz претендует британская JKX Oil & Gas, акционером которой, в свою очередь, является украинская НАК. Вряд ли в НАКе просчитывали такой расклад, когда несколько лет назад вознамерились приобрести акции британской компании. Зато теперь они оказались как нельзя кстати.

Однако это совсем не означает, что подобная ситуация устраивает российский «Газпром». Ему вовсе не нравится и не отвечает его тактике поведения подобная попытка манипулировать их интересами. «Мы по-разному понимаем, что значит паритет. На наш взгляд, это означает совладение равными долями в уставном фонде выкупаемой компании. Теперь оказывается, что «Газпрому» предлагают всего лишь 40% акций венгерской Eural… Нас это однозначно не устраивает», – объяснил мне пожелавший остаться не названным, но от этого не ставший неофициальным представитель «Газпрома». При этом он уточнил, что «Газпром» вовсе не отказывается от выкупа акций венгерской компании, но ему вовсе ни к чему «неблаговидный шлейф этой истории…» И хотя претендующая (пусть и на незначительный в этом случае пакет акций Eural) британская компания JKX, помимо Украины, активно работает и в России (совместные проекты с «ЛУКОЙЛом» и «Роснефтью» на Каспие), «Газпром» не согласен быть в роли ведомого.

Но нет худа без добра: сей сюжет демонстрирует, что украинский НАК не пасует в конкурентной игре с «Газпромом», хотя последний называет это иначе. Словом, если бы только не «неблаговидный шлейф этой истории»… С другой стороны, когда-нибудь все тайное становится явным. Так что, как по мне, НАКу и «Газпрому» уж лучше бы публично расставить в сюжете с Eural все точки над «і».

* * *

Первый советник главы «Нафтогаза України» и член правления этой компании Илья Рыбчич (донедавна в течение многих лет возглавлявший основную газодобывающую компанию Украины – ДК «Укргаздобычу») достаточно спокойно рассказал участникам Энергофорума о перспективах развития НАКа и его проектах (в публичные дебаты с россиянами он просто не успел вступить, так как большинство представителей «Газпрома» сразу же после выступления А.Рязанова растворились среди отдыхающих и работающих на саммите глав СНГ в гостинице «Ялта»). И хотя за последние года два характер поведения на рынке этой крупнейшей в Украине компании заметно изменился, откровенной агрессивности в ее конкурентной борьбе за подобающее место под солнцем особо не наблюдается. Насколько оправдана такая поведенческая тактика НАКа – покажет время. И да простят мне читатели, что в этот раз о судьбах НАКа упоминаю в меньшем объеме, нежели об их партнере и конкуренте – «Газпроме», который в обновленном составе высшего менеджмента все активнее продвигается (или стремится к этому) буквально на всех участках международного рынка газа (и не только), на всех направлениях экономического пространства.

Хотя сегодня «Газпром» не сосредоточен однозначно на дорогостоящих «проектах века», коими он прирос за последние годы и которыми попугивал компании в государствах—транзиторах российского экспортного газа, это не означает, что такая политика в недалеком будущем не принесет ожидаемых россиянами плодов.

«Газпром»: от стабилизации к росту

Вполне оправданный и традиционный интерес к крупнейшему партнеру Украины на рынке газа — «Газпрому» вызван, кроме прочего, и последними событиями, связанными как с перманентными попытками урегулирования прежних долгов за газ, так и с перспективой создания газотранспортного консорциума. Впрочем, не только об этом поведал в ходе своего масштабного доклада и пресс-конференции в Ялте заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Рязанов.

Выступая с докладом «Газовый рынок на постсоветском пространстве» А.Рязанов очень подробно описал ситуацию на рынках газа СНГ, подчеркнув, естественно, в чем заинтересован «Газпром», впрочем, как и другие участники этого многосложного рынка. В этом контексте вполне оправдано было его замечание о том, что, несмотря на разный уровень развития газовой отрасли в странах бывшего СССР, «все большее число представителей политических и деловых кругов, как в России, так и во всех этих странах, все отчетливее понимают зависимость темпов развития газового рынка своей страны от положения и темпов развития газового рынка соседей». Тем более что все эти государства, что называется, связаны одной трубой. Доклад А.Рязанова заслуживает более подробного изложения, поэтому мы еще вернемся к нему в следующих выпусках «ЗН». Пока же остановимся на том, что, как говорится, нам ближе. Тем более что и докладчик более подробно остановился на их понимании ситуации на газовом рынке Украины, которую, без сомнения, россияне считают своим главным партнером в газовом бизнесе.

Для нас («Газпрома»), безусловно, важным является то, что свыше 100 млрд. кубометров нашего газа, то есть около 80% российского экспорта, идет через территорию Украины. И мы заинтересованы в надежности этих поставок.

Я не согласен с предыдущим выступающим, который заявил, что с транзитом российского газа нет никаких проблем. Как раз сейчас мы обсуждаем, как решать проблему на участке газопровода Долина—Ужгород, где уже исчерпана вся пропускная способность. Хотя до зимы еще далеко».

Стоит заметить, что вышеприведенная фраза относится к заявлению члена правления НАК «Нафтогаз України» Ильи Рыбчича, который, выступая на VI Международном Энергофоруме перед А.Рязановым, заявил, что газотранспортная система Украины вполне способна справиться с возможным и предстоящим увеличением газоэкспортных объемов «Газпрома». Мол, никаких проблем не будет.

Впрочем, уже после заявления А.Рязанова И.Рыбчич в своем интервью подчеркнул, что вряд ли уместно говорить о «проблеме» экспорта российского газа на участке Долина—Ужгород, если «Газпром» запланировал прокачать в этом году всего лишь 5,5 млрд. кубометров газа по Белорусскому коридору в этом направлении. И даже этот запланированный объем подачи газа «Газпромом» скорее всего будет уменьшен на 0,5—0,6 млрд. кубометров в связи с отсутствием реального ресурса у «Газпрома» в этом направлении.

Словом, похоже, что стороны остались каждая при своем мнении.

Зато и в НАКе, и в «Газпроме» продолжается работа по созданию международного консорциума по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Целью этого консорциума, как уже известно читателям, задекларирована модернизация, реконструкция и расширение газотранспортной системы Украины. К 1 декабря стороны намерены достичь компромисса и в конце концов определиться, что это будет за консорциум и «с чем его едят». А более детально, как ни «пытали» журналисты А.Рязанова и И.Рыбчича, о консорциуме те говорить отказались.

«Переговоры идут непросто, поскольку наиболее эффективный вариант привлечения средств в модернизацию газотранспортной системы Украины — концессия, требует изменения украинского законодательства. Однако уже до конца этого года мы планируем выйти на конкретные инвестиционные решения по строительству нового газопровода в направлении «Новопсков—Ужгород», параллельно газопроводу «Союз», что позволит расширить мощности системы на 28 млрд. кубометров,» — сообщил А.Рязанов. А тем временем, по его словам, «Газпром» изучил состояние газотранспортной системы Украины и пришел к выводу, что оно «не катастрофическое, но далеко от желаемого». Мол, отсутствие достаточного количества средств не позволяет НАКу самостоятельно модернизировать и развивать газотранспортные сети.

Справедливости ради замечу, что и о российской ГТС господин Рязанов отозвался в том же тоне. С той разницей, что, по его словам, «Газпром» имеет финансовую возможность своими силами позаботиться о модернизации российской газотранспортной системы, да и соседним государствам подсобить, что оговорено многочисленными двусторонними договорами со странами — транзитерами и потребителями газа, а точнее с компаниями, работающими на рынках газа этих стран. Так что Украина в этом смысле не исключение. Более того, пример взаимовыгодного сотрудничества в газотранспортной сфере уже есть — украинско-российско-турецкое СП «Газтранзит», которое вполне успешно работает в Украине уже не первый год.

Говоря о газовом рынке России, А.Рязанов отметил несколько наиболее значимых тенденций. Во-первых, в России, по его словам, увеличивается объем добычи газа. В этом году «Газпром» планирует добыть 540 млрд. кубометров газа (на 20 млрд. кубометров больше, чем в прошлом году, и на 28 млрд. больше, чем в 2001-м). Независимые от «Газпрома» производители газа также обещают увеличить объемы добычи. Таким образом, уровень добычи в России в 600 млрд. кубометров газа, похоже, уже пройденный этап.

Кроме того, впервые за многие годы объем прироста разведанных запасов в РФ равен объему добычи. Таким образом, в «Газпроме» рассчитывают, что промышленные запасы будут сохраняться на уровне 47 трлн. кубометров газа.

Далее. В России начинается процесс либерализации цен на газ, который в соответствии с принятой недавно Энергетической стратегией России должен привести к тому, что уже к 2006 —2007 году промышленные потребители будут платить за газ экономически обоснованную цену (т.е. 45—55 долл. за тысячу кубометров газа; сегодня «Газпром» поставляет газ населению по 23—24 долл., а промышленности — по 28). Выход российских потребителей на этот ценовой уровень с одной стороны сделает среднеазиатский газ вполне конкурентоспособным на российском рынке, а с другой — даст российским производителям инвестиционные ресурсы, необходимые для освоения новых месторождений на Ямале и развития единой газотранспортной системы.

Впрочем, отношения с независимыми газодобывающими компаниями у «Газпрома» далеко не однозначны. Последний, по мнению членов Союза независимых производителей газа, не очень-то хочет обеспечивать им «допуск к трубе». В «Газпроме» парируют: мол, независимые слишком многого хотят. В то время как «Газпром» несет бремя затрат, поставляя газ населению и промышленности по фактически заниженным ценам, независимые производители газа мало того, что газ продают дороже (по 44—45 долларов за тысячу кубометров), так еще и норовят значительную его часть экспортировать. Словом, не так-то просто прийти в этой задачке к общему знаменателю.

Тем не менее уже сейчас, рассказал А.Рязанов, «Газпром» aктивно модернизирует и расширяет газотранспортные мощности, прежде всего экспортные: «Мы ставим задачу увеличить объем экспорта на рынки Западной Европы с нынешних 130 до 170 — 200 млрд. кубометров. А для этого нам нужно построить новые газопроводы от развивающихся месторождений, реконструировать и модернизировать магистральные газопроводы, повысить их маневренность за счет межсистемных перемычек, расширить и диверсифицировать экспортные маршруты. Это целая программа стоимостью 3 млрд. долларов.

В настоящее время у нас одновременно действуют три крупных транспортных маршрута: через Белоруссию — Польшу, через Украину — Словакию и Украину — Молдавию, Балканы и недавно введенный в эксплуатацию «Голубой поток» по дну Черного моря в Турцию.

Надо признать, что, кроме «Голубого потока», транспортные возможности этих маршрутов практически находятся на своем максимуме с учетом износа основных фондов. Соответственно, перед нами стоит задача дополнительно обеспечить транзит 50—60 млрд. кубометров газа. Какой маршрут получит приоритет, в каком объеме пойдет наращивание пропускной способности газопроводов — покажет время и конкретный переговорный процесс (см. схему альтернативных маршрутов поставки газа. — А.Е.). Будет ли это «Север—Европейский газопровод», который проектируется на 20—30 млрд. кубометров по дну Балтийского моря от Выборга до Германии и, возможно, далее через Нидерланды до Великобритании с возможными ответвлениями в скандинавские страны; будет ли это увеличение мощности газопровода «Ямал—Европа», проходящего через Белоруссию и Польшу еще на 30 млрд. кубометров за счет строительства второй нитки; будет ли это увеличение пропускной способности украинской ГТС за счет ее модернизации и строительства новой нитки газопровода «Новопсков—Ужгород». (Этот газопровод длиной 1500 км можно полностью построить за семь лет, а его линейную часть с одной компрессорной станцией — в течение трех лет.) Повторю, все зависит от конкретных условий сотрудничества с нашими партнерами.

Но в каждом проекте нас интересуют: гарантии возврата инвестиций, сроки их окупаемости, объемы инвестиций, норма рентабельности инвестиций, а также потенциальная емкость потребительских рынков.

Мы за взаимовыгодное сотрудничество на цивилизованных основах».

Что же касается стратегического развития «Газпрома», то были названы три основных направления. «Первое — прорабатываются варианты сжижения газа, находящегося на шельфе арктических морей и его транспортировки морским транспортом на рынки Европы, США и стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вторым направлением названа переработка природного газа в синтетическое жидкое топливо и продажа уже этого продукта на мировом рынке. И третье направление — это выход с сетевым газом на рынки Китая, Кореи и Японии. Разумеется, что сроки и объемы выхода «Газпрома» на эти новые рынки во многом зависят от стоимости транзита по традиционным транспортным маршрутам, емкости и платежеспособности традиционных потребительских рынков. А значит, от качества взаимодействия всех участников газового рынка бывших стран Советского Союза.

Мы видим, как развивать газовый рынок на постсоветском пространстве с учетом стратегических интересов всех 15 стран. И мы готовы стать интегратором усилий всех заинтересованных участников.

У нас есть для этого достаточное количество интеллектуальных, технологических, финансовых, сырьевых и организационных ресурсов. Необходима лишь добрая воля и понимание того, что без модернизации газотранспортной системы стран бывшего Советского Союза, и прежде всего Туркменистана, Узбекистана, Казахстана, России и Украины, мы все не сможем реализовывать свои интересы», — подчеркнул А.Рязанов.

Готовясь же к отстаиванию своих интересов на европейском рынке, «Газпром» укрепляет свои позиции не только в Украине, но и в Беларуси, где намерен выкупить крупный пакет акций «Белтрансгаза». Правда, Лукашенко, как водится, не преминул воспользоваться ситуацией и начать торговаться с россиянами. В итоге до сих пор акции «Белтрансгаза» не проданы. А «Газпром» заявил, что если эта сделка не совершится, то с нового года белорусам придется платить за российский газ рыночную цену — где-то по 80 долл. за тысячу кубометров. Такое предупреждение, по-видимому, должно охладить пыл белорусов.

Вопрос цены — веский аргумент «Газпрома». Но если абстрагироваться от геополитической подоплеки, нельзя не признать, что в конце концов каждая компания отстаивает свои интересы всеми доступными способами. И украинцам это уже давно известно.

О многом другом, услышанном на VI Международном энергофоруме, «ЗН» расскажет читателям в следующих выпусках.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно