НАШ ВВП, ВПЕРЕД ЛЕТИ, В ЕВРОПЕ ОСТАНОВКА… ПО ИТОГАМ ОЧЕРЕДНЫХ СОПОСТАВЛЕНИЙ УКРАИНА ЗАНЯЛА «ПОЧЕТНОЕ» 43-Е МЕСТО В СТАРОМ СВЕТЕ

Поделиться
Если советский паровоз на всех парах да по широкой колее безостановочно несся в коммуну, то наш стратегический путь в Евросоюз не обещает быть таким легким и безоблачным...

Если советский паровоз на всех парах да по широкой колее безостановочно несся в коммуну, то наш стратегический путь в Евросоюз не обещает быть таким легким и безоблачным. Скорее всего, придется менять локомотивы, машинистов, колесные пары при переходе на европейскую колею; подолгу стоять на станциях, полустанках перед семафорами с красным цветом, пропуская более соответствующие всем требованиям трансъевропейские экспрессы других стран. Одним из основных препятствий на непростом пути в Большую Европу неизбежно будет состояние нашей экономики, ее качественные и количественные характеристики.

При всем многообразии требований по ее трансформации применительно к нормам ЕС, среди основных вольно или невольно витают размеры и темпы роста ВВП, во многом определяющего общие параметры экономического развития страны. Как выглядит сегодня Украина по этому важнейшему макроэкономическому показателю по сравнению с зарубежными странами — нынешними членами ЕС, ближайшими кандидатами на вступление, нашими соседями, да и с США? Ответ на этот вопрос дают материалы очередной фазы европейских сопоставлений ВВП за 1999 год, недавно проведенных ОЭСР и Европейской экономической комиссией.

ВВП по курсу и паритетам

Валовой внутренний продукт каждой страны изначально определяется в национальной валюте: гривнях, евро, рублях, долларах, злотых, кронах и т.д. Для сравнения между странами этот важнейший макропоказатель нужно привести к общему знаменателю, то есть пересчитать в единую валюту. Возможны два пути.

Первый — очень простой, часто используемый у нас, но экономически неграмотный — связан с переводом гривневого ВВП в американские доллары по официальному валютному курсу. Будь такой перевод обоснованным, подобные задачки на простое деление следовало бы включать в учебники по математике для начальных классов, сызмальства приучая наших детей к основам макроэкономики. Чего проще — разделить, например, наш родимый ВВП в 170,07 млрд. гривен за 2000 год на 5,44 — среднегодовой курс гривни к доллару, получить 31,26 млрд. долл. да еще разделить эту цифру на среднегодовую численность населения (49,57 млн. чел.). На выходе получаем аж 631 доллар в год на клонируемую «среднеклассовую» украинскую душу. Получай учительскую похвалу и, в качестве родительского поощрения, мороженое! К сожалению, подобными расчетами часто грешат даже ведущие экономисты и наша золотая элита — избранники народа.

Официальный валютный курс непригоден для перевода ВВП в доллары при международных сравнениях. Он во многом зависит от политических факторов и регулирования международных финансовых организаций, и, скорее, должен отражать ценовые соотношения по товарам и услугам во внешнеторговых операциях. При резком изменении валютного курса ВВП в долларовом эквиваленте может измениться за пару дней в несколько раз (как, например, в России в августе 1998-го). Особенно опасны такие перерасчеты и сравнения по развивающимся странам и странам с переходной экономикой. Помнится, что по Анголе лет 15—20 назад такая «арифметика» обеспечивала среднедушевой ВВП порядка 6—7 долл. в год!

Второй путь намного сложнее, пересчеты по нему занимают до двух-трех лет. И проводятся солидными международными организациями — ОЭСР, региональными экономическими комиссиями ООН — раз в три года. По европейским странам эти сопоставления в минувшее десятилетие выполнялись за 1990, 1993, 1996 и 1999 годы. Очередной раунд будет проведен за 2002 год. Для этого национальный ВВП по элементам конечного потребления разбивается на несколько десятков групп товаров и услуг (например, расходы на мясо и мясопродукты, услуги здравоохранения, строительство жилья, инвестиции в технологическое оборудование). Дается четкое описание эталонов этих товаров и услуг, а затем полученные данные обобщаются.

Сравнение масштабно. Оно включает примерно 2500 потребительских товаров и услуг, 34 вида занятий для пересчета нерыночных государственных услуг (здравоохранение, образование, государственное управление), 190 инвестиционных товаров и 20 строительных объектов. Если, скажем, в Нью-Йорке поездка в подземке стоит 1,25 доллара, а в Киеве — пока еще 50 копеек, то соотношение по этому виду транспортных услуг составит в расчетах по паритетам 40 копеек к доллару. Но если исходить из сегодняшнего официального курса (5,33 гривни за доллар), то выходит, что у нас поездка в метро стоит где-то 9 центов, а в США — 6,7 гривни.

Где Украина в Европе?

Средний уровень ВВП на душу населения по паритетам покупательной способности национальных валют к американскому доллару, принимаемому во всех сопоставлениях (в том числе и по другим регионам мира) за базовую валюту, в 1999 году по 15 странам Европейского Союза с их 377-миллионным населением составлял 23180 долл. Среди них наиболее высокие показатели по Люксембургу — более 43 тыс. долларов, что почти в 1,9 раза выше, чем в среднем по ЕС. Столь впечатляющие успехи в этой маленькой по численности населения стране во многом обусловлены доходами, получаемыми банковским, а не реальным сектором экономики. В крупнейших по количеству жителей странах Евросоюза — ФРГ, Великобритании, Франции и Италии — ВВП на душу населения почти одинаков — 23—24 тыс. долл. А самой «бедной» из 15 стран ЕС является Португалия с 17,1 тыс. долл. (см. таблицу).

Среди 43 стран Европы и неевропейских государств ОЭСР, участвующих в европейских сопоставлениях, Украина занимает «почетное» последнее 43-е место, имея душевой ВВП в 3693 долл. Добавим, что эта величина в 1,9 раза ниже среднемировой (6980 долл. в 1999 году), включающей бедные страны Африки и Азии. К глубочайшему сожалению, наш показатель составляет только 16% по отношению к среднему уровню по странам ЕС и лишь 11% — к уровню США. По официальному курсу выходило бы еще хуже — порядка 630 долл. на душу против 23653 (это немного выше, чем по ППС) для 15 стран Евросоюза, то есть только 2,7%.

Без излишних комментариев понятно, насколько ЕС может быть заинтересован во включении в свою семью такого бедного, зато стратегического родственника. Причем речь идет не о Мальте или Кипре с 400—700-тысячным населением, а о стране, которая в 1999 году имела все еще около 50 миллионов и занимала среди государств, целиком расположенных в Европе (то есть исключая Россию и Турцию), пятое место после ФРГ, Франции, Великобритании и Италии по числу жителей. В предыдущем раунде сопоставлений (за 1996 год) мы выглядели даже чуть-чуть лучше: наш душевой паритетный ВВП составлял тогда 17% к уровню Евросоюза.

Среди 13 кандидатов первой и второй волны на вступление в ЕС ВВП на душу населения колеблется от 15813 долл. в Словении (68% к среднему показателю по ЕС-15) до 5441 долл. в Румынии (23%). Вступление в ЕС Турции (26% ВВП на душу населения по Евросоюзу), с ее 66-миллионным населением и являющейся давним членом НАТО, особых положительных эмоций в этом сообществе не вызывает. А нам еще до Турции далековато.

Следует обратить внимание и на последнюю, четвертую колонку таблицы, в которой показано соотношение паритетных национальных цен (по которым сопоставлялся ВВП) к официальному курсу. В целом по 15 странам ЕС они почти совпадают: паритетные показатели лишь на два процента ниже, чем курсовые. Хотя в отдельных странах с высоким душевым ВВП паритетные цены и соотношения выходят пониже курсовых (порой на 26 процентов). В Европе это касается Австрии, Великобритании, Дании, Исландии, Люксембурга, Норвегии, Финляндии, Франции, Швейцарии и Швеции. А наибольшая разница по Японии — на 42%.

А вот для стран со средним и низким душевым ВВП по паритетам покупательной способности показатели значительно отличаются от курсовых соотношений. Причем проявляется четкая тенденция: чем больше различия между ППС и официальным курсом, тем ниже душевой паритетный ВВП. И здесь Украина также имеет наибольшие различия среди 42 «соседей» по Европе. У нас паритетные цены в целом по ВВП составляют только 17% от курсового соотношения (в 1996 году — 22%). В России этот показатель равен 22%, Болгарии — 24, Румынии — 29, Словакии — 33, Эстонии — 42, Польше — 45, Турции — 47. Применительно к ВВП это значит, что реально в этих странах на доллар можно приобрести значительно больше товаров и услуг, входящих в ВВП, чем если судить по официальному валютному курсу. По Украине — почти в 5,9 раза больше.

Внимание к деталям!

Хотя в целом ВВП Украины составляет всего 16% к уровню ЕС-15, по отдельным элементам этого макропоказателя существуют, естественно, различные пропорции. Они относительно более высоки по предметам первой необходимости. Так, по продуктам питания наш душевой объем потребления составлял в 1999 году 30% уровня в странах Евросоюза. Ближе мы к европейцам по хлебопродуктам, картофелю, но существенно дальше, когда речь идет о мясе и молочных продуктах. А вот по одежде и обуви наш суммарный уровень потребления составляет только порядка 6%, по транспорту, включая как расходы на приобретение легковых автомобилей и бензина, так и оплату проезда в троллейбусах, автобусах, метро, — примерно в 22 раза меньше. Но самое низкое соотношение по расходам на питание вне дома, в ресторанах, где платят в основном не за съеденные продукты, а за оказанные услуги, а также на проживание в гостиницах (за вычетом командировок). Тут они составляют менее двух процентов.

В целом же по конечному потреблению на душу населения мы отстаем от стран Евросоюза примерно в 6,2 раза. Несколько лучше соотношение по потреблению услуг государственных учреждений — порядка 40%. Но точно сопоставлять их намного труднее, чем, например, потребление хлеба или картофеля. Поскольку значительная часть этого компонента ВВП сравнивается по численности занятых в госаппарате, а не его эффективности, а с численностью у нас всегда выходило неплохо. Совсем скудные соотношения по валовому накоплению основного капитала — только 8%, в том числе немногим более 3% по душевым расходам на машины и оборудование. В общем, куда ни кинь, нам до уровня Евросоюза далековато, отделяет от него не одна остановка.

Наши внутренние цены на товары и услуги, относящиеся к конечному потреблению домашних хозяйств, составляли лишь 17% от евросоюзовских, 72% от российских и 52% от польских. И это невооруженным глазом видно на украинско-польской границе. От нас туда везут капитально запрятанные в обшивку пассажирских вагонов, вместо вынутой теплоизоляции, блоки сигарет и бутылки с водкой, которые в Украине гораздо дешевле. А на единственном пешеходном переходе в районе Мостиской из Польши к нам тащат более дешевые пятилитровые бутыли с растительным маслом, стиральные порошки и неплохую обувь.

У нас наиболее дешевыми по ценовым паритетам — конечно, если забыть о некоторой разнице в зарплате — остаются жилищно-коммунальные услуги, транспорт и здравоохранение. Правда, вряд ли кто из граждан европейских стран рискнет отправиться лечиться в украинские больницы, даже предварительно захватив с собою постельное белье, ложку, тарелку, не говоря уже о лекарствах, или же специально приедет, чтобы покататься за 50 коп. на троллейбусе. Дешевы и услуги государственного управления, если сравнивать заработную плату нашего госаппарата и европейского.

Существенно ниже в Украине цены на строительные работы (из-за низкой зарплаты и относительно недорогих основных отечественных стройматериалов). Они составляют порядка 20% от европейских и 41% от польских. Но вот второй основной элемент валового накопления основного капитала — приобретение машин и оборудования — по цене не столь отличен от западного, так как немалая часть его импортируется. Ценовые паритеты в целом по машинам и оборудованию — около 68% от западных.

Отсюда для государства напрашиваются некоторые практические соображения. Нам несомненно выгоднее развивать трудоемкие отрасли, не требующие особо крупных расходов на западное оборудование и энергоносители. Скажем, использовать удачный опыт Индии в экспортных программных разработках, приборостроении. Хотя, конечно, сохранить на прежнем высоком уровне наше ракетно-космическое направление в перспективе вряд ли удастся. Больше не существует советского ВПК, безлимитно питавшего эти конструкторские бюро и предприятия финансами, новейшим оборудованием, лучшими материалами и высококлассными специалистами…

Что день грядущий нам готовит?

Советский паровоз так и не дошел до конечной станции, обещанной Н. Хрущевым на 1980 год. Он вместе с 15 вагонами союзных республик сошел с рельсов и развалился где-то на остановке «Развитой социализм». Будем надеяться, что сегодняшний путь в Евросоюз окажется хоть и длительным, но более удачным, и мы прибудем на конечную станцию, где на всех его языках начертано «Запрошуємо», «Welcome» и т.д.

Сегодняшние реалии с ВВП остаются малоутешительными. Конечно, нельзя забывать, что 1999-й был для Украины годом наибольшего спада его объема. За тот год он составил только 40,8% от уровня 1990-го. Последние три года наш ВВП понемногу растет: на 5,8 % в 2000 году, довольно солидно, на 9,1% в 2001-м и порядка 4% в минувшем. За три года получилось увеличение на 20%, или до 49% от уровня 1990-го. То есть мы все еще вдвое беднее, чем в 1990 году, и находимся примерно на уровне очень далеких 1968—1970 годов. Поскольку в странах ЕС валовой внутренний продукт также понемногу увеличивается, наш душевой ВВП по паритетам в 2002 году может подняться (с учетом сокращения населения) до 19, максимум 20% к среднему по Европе, то есть по-прежнему останется в пять раз ниже, чем в желанном Евросоюзе.

На следующие четыре года Минэкономики обещает нам рост ВВП на 28,3%. И достигнет он 63% наших, невысоких по европейским меркам, показателей 1990 года. Это будет даже еще не уровень кризисного 1993-го. Мы потеряем примерно 20—25 лет, то есть жизнь целого поколения, для повторного выхода на рубежи 1990 года.

«Грядущие годы таятся во мгле», но, похоже, что согласно составленному «расписанию» движения в ЕС, Украине не удастся даже к 2010 году сколь-нибудь существенно приблизиться к сегодняшнему, или же будущему — вероятно, несколько более низкому — уровню душевого ВВП в ЕС, обусловленному вступлением в него новых членов. Наш показатель вряд ли достигнет 25—27% «ихнего» на душу населения. И, по аналогии с легкой атлетикой, на фоне расширенного ЕС мы будем выглядеть намного хуже того, чем победители в беге на 100 метров на Параолимпийских играх на фоне олимпийских чемпионов. Так что по макроэкономическим параметрам украинский полет в расширенный ЕС пока более реален во сне, чем наяву.

В этих условиях чувство гордости вызывает разве что рост доходов населения, выражающийся в последнее время двузначными цифрами. Так, при росте ВВП за 11 месяцев этого года на 4,1% реальные денежные доходы выросли аж на 21,9%. Проценты завораживают, они существенно выше того роста жизненного уровня в Украине, который в последние годы существования СССР удавалось достичь за две пятилетки (по 14—16% за каждую). Многие от радости перечитывают эти цифры по нескольку раз в день. Правда, более разумные коллеги отмечают, что при таком их росте и росте ВВП на 4,1 % остальные стоимостные компоненты этого макропоказателя (прибыль, акцизы) могут дать только сокращение. На 10—15%.

К сожалению, результаты уже третьего раунда международных сравнений ВВП остаются неизвестными в Украине ни широкой общественности, ни государственным органам, ибо, в отличие от других стран, их упорно не публикуют в статистических ежегодниках или в экспресс-бюллетенях. Наш восточный сосед — Россия — уделяет значительно больше внимания этой проблеме, а польские статистики регулярно готовят подробнейший анализ объемом по 50—70 страниц. Безусловно, эти межстрановые сравнения очень важны для Минэкономики, ряда других отраслевых министерств и госкомитетов. Ну а насколько необходимы они НБУ, и говорить не приходится: видимо, из-за системного отсутствия этих данных он ограничивается в своем официальном издании сравнением паритетов по ценам на продукцию макдональдовских ресторанов в Украине и вне ее…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме