Напутствие главному связисту, или Как поднять эффективность отрасли

4 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №4, 4 февраля-11 февраля

Когда эта статья появится в печати, уже будет известен состав Кабинета министров, а также названо имя нового руководителя отрасли связи...

Когда эта статья появится в печати, уже будет известен состав Кабинета министров, а также названо имя нового руководителя отрасли связи. Мы обратились к народному депутату Украины Станиславу Довгому — первому заместителю председателя комитета по вопросам строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и связи, руководителю депутатской группы промышленников и предпринимателей «Воля народа» — с просьбой оценить происходящие события и дать напутствие новому министру.

— Чем объяснить интерес к посту министра связи со стороны самых неожиданных политических сил?

— Бурное развитие высоких технологий в последние годы сделало отрасль связи одной из наиболее привлекательных в государстве. Если не самой привлекательной. Поэтому понятны и страсти, периодически разгорающиеся в процессе борьбы различных политических и бизнес-структур за руководство этой сферой. К сожалению, вместо публичной конкуренции программ, открытого обсуждения проблем и путей их решения, претенденты нередко продолжают худшие традиции нашего недавнего прошлого, используя так называемые «черные» PR-технологии. Однако не следует забывать, что на улице 2005 год и совсем другая страна. И граждане этой страны способны самостоятельно определить, где истина и где ложь.

Тем не менее оставим эти технологии на совести их изобретателей. Попробуем разобраться в действительных проблемах отрасли и наметить перспективы ее развития.

Скажу сразу: с позиции члена профильного комитета и сопредседателя депутатской группы «Воля народа» я планирую активно участвовать в реформировании отрасли. Обращаясь к будущему руководителю связи, хочу обозначить десять, на мой взгляд, первоочередных задач:

1) принятие Национальной стратегии развития отрасли и Национальной программы построения информационного общества;

2) усиление прозрачности рынка телекоммуникаций. Борьба с махинациями и теневыми схемами. Укрепление законности и правопорядка;

3) доработка закона о телекоммуникациях. Создание действенного регуляторного органа;

4) создание фонда универсальных услуг;

5) повышение инвестиционной привлекательности «Укртелекома»;

6) запуск современной мультисервисной системы передачи данных. Интеграция с общеевропейскими интеллектуальными системами. Создание системы конфиденциальной связи. Электронная подпись. Электронная коммерция;

7) создание Национальной таблицы распределения полос радиочастот и проведение конверсии частот;

8) концентрация государственных ведомственных и региональных программ и ресурсов в рамках Национальной программы «Электронная Украина»;

9) разработка Национальной программы поддержки отечественного производителя телекоммуникационного оборудования. Научное сопровождение программы. Подготовка кадров;

10) корпоратизация и подготовка к приватизации «Укрпочты».

— Вы назвали десять пунктов. Однако какие, на ваш взгляд, проблемы отрасли новый ее руководитель должен будет решать первым делом?

— Я считаю, что самой большой проблемой была и остается непрозрачность. Больше половины оборота рынка находится в тени. Под флагом либерализации, регуляризации, конкуренции и другими лозунгами происходят серьезные злоупотребления, в результате которых государство недополучает огромные суммы. Качество услуг связи не улучшается, а стоимость существенно завышена. При этом тормозится развитие местной связи, практически не развиваются ее операторы, не создаются новые рабочие места. А небольшая группа частных операторов получает сверхприбыли, игнорируя все законы и правила.

Благодаря быстрому развитию телекоммуникаций, в обществе сложилось мнение, что, занимаясь связью, можно быстро разбогатеть. Возвращаясь к периоду своей работы в отрасли, приведу несколько примеров.

Фиксированная связь делится на местную, городскую, междугородную и международную. Реалии таковы, что местная (сельская) и частично городская связь убыточны. Наиболее прибыльной является международная. И, к сожалению, именно здесь возникают самые большие злоупотребления. Любители быстрой наживы разработали целый ряд технических и технологических схем, которые позволяют осуществлять махинации и переводить в тень свои доходы. А это сотни миллионов гривен!

Как известно, такие виды деятельности, как междугородная и международная связь, являются лицензируемыми. Стоимость каждой из лицензий — около 9 млн. грн. Чтобы стать полноценным оператором, необходимы крупные инвестиции в покупку оборудования, построение и обслуживание сети. Но если специально создать некоторые пробелы в нормативной базе и при попустительстве высокопоставленных чиновников (в свое время была создана система так называемого государственного бизнеса), как оказалось, можно заниматься международной связью и без лицензии, закупив компьютер и кое-какое оборудование на несколько тысяч долларов. Международный трафик направлялся на сеть общего пользования как местный. Это позволяло воровать у государства сотни тысяч долларов.

Таких компаний было создано около ста. Называя себя IP-телефонистами, они по существу разрушали телекоммуникационный рынок. Только за два года наведения порядка нам вместе с правоохранительными органами удалось увеличить доходы государства в этом сегменте рынка в 305 раз! И уже в 2002-м довести до 610 млн. грн.

Еще один финансовый резерв — плата за пользование сетями общего пользования. Проведя инвентаризацию договоров с операторами, я обнаружил, что за пользование государственными ресурсами никто не платит. В 2003 году, например, направив средства из «предприимчивых» частных карманов в государственный, удалось увеличить доходы государства на 500 млн. грн.

Еще одно детище бывшего руководства — рефайл. Существо жульнической схемы состоит в следующем. На имя подставной компании покупается один или несколько городских номеров, на которые принимается международный трафик и направляется на сеть общего пользования как местный. Таким образом средства за трафик остаются на счетах зарубежных фирм, и в Украину вообще не попадают.

Следует особо отметить, что есть индикатор, характеризующий степень криминализации отрасли, — это независимая международная биржа по продаже транснационального трафика ORBINET. Чем дороже он продается, тем больший доход от этого имеет государство. К примеру, в начале 2000 года стоимость трафика была меньше одного цента. А уже через год — цена международного трафика на Украину выросла почти в 20 раз!

— Что, на ваш взгляд, изменится в отрасли, когда предложенные меры будут приняты?

— Всего за три года ликвидация многих лазеек дала возможность увеличить доходы государственного оператора в два раза, а чистую прибыль — в четыре. Думаю, в ближайшее время я и мои коллеги по парламенту получим комментарий нового руководства отрасли связи по поводу поставленных проблем.

И если мы увидим государственническую позицию, мы протянем руку и будем помогать, обеспечивая отрасль необходимой законодательной базой и поддерживая в борьбе с различными злоупотреблениями. Но если в ход снова пойдут непрозрачные схемы работы, попытки и дальше выводить в тень государственные ресурсы, наша позиция будет очень жесткой.

В последние дни в Интернете появился ряд публикаций, подписанных людьми, испытывающими ужас при мысли о возвращении закона и правопорядка в отрасль. И я не удивился, увидев среди авторов имена фигурантов уголовных дел 2001— 2002 годов по ст. 364, ч.2 «Хищение госсобственности в особо крупных размерах», которая предусматривает лишение свободы на срок от пяти до восьми лет с запретом занимать руководящие должности на протяжении следующих трех лет.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно