НАМ НУЖНЫ ДЕНЬГИ. ИМ НУЖЕН АЛЮМИНИЙ ПРОДАВ «АВТОВАЗУ» ЗАПОРОЖСКИЙ АЛЮМИНИЕВЫЙ КОМБИНАТ, ПРАВИТЕЛЬСТВО МОЖЕТ РЕШИТЬ МНОГО ПРОБЛЕМ

24 ноября, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №46, 24 ноября-1 декабря

ЗАлК сегодня находится в сложной ситуации. Предприятие имеет только по одному давно просроченному итальянскому кредиту приблизительно 60,9 млн...

ЗАлК сегодня находится в сложной ситуации. Предприятие имеет только по одному давно просроченному итальянскому кредиту приблизительно 60,9 млн. долларов долга. 68% пакета предприятия предлагаются к продаже за 167 млн. грн. (что составляет около 30 млн. долларов). Комбинату необходима немедленная реконструкция, стоимость которой оценена руководством завода в 200 млн. долларов. Отдельные виды используемого на заводе оборудования были выпущены более 50 лет назад.

Помимо этого остается проблема стабильности поступлений в бюджет. Просто продать предприятие, чтобы оно затем было закрыто, не входит в планы нашего Кабмина.

Выходом из этой ситуации может оказаться продажа ЗАлКа консорциуму «АвтоВАЗ-Инвест».

Долг

На сегодня уже есть претендент на ЗАлК, который готов взять на себя обязательства комбината и Минфина Украины погасить гарантированный кредит при покупке комбината. Это участник консорциума «АвтоВАЗ-Инвест» — Внешэкономбанк России. ВЭБ готов погасить кредит, полученный Запорожским алюминиевым комбинатом под гарантии украинского правительства у итальянской фирмы FATA для строительства завода по производству фольги.

В то же время, совсем недавно ВЭБ уже в новом качестве — независимого финансового учреждения — достиг договоренности с итальянскими банками и итальянским Государственным институтом по страхованию внешней торговли (САЧЕ) о возможности привлечения связанных кредитов на сумму до млрд. под собственные гарантии. Сегодня ВЭБ активно ищет инвестиционные проекты под эти средства, и в случае победы на тендере ЗАлК может получить значительные средства на модернизацию. По этой схеме риски итальянских банков страхует САЧЕ, а ВЭБ выступает заемщиком, гарантом и финансовым агентом.

В этом направлении ВЭБ начал работать после отказа российского правительства от предоставления государственных гарантий. Украина, как и Россия в свое время, уже ощутила, что государственные гарантии — это ошибочный путь развития экономики. Во-первых, предоставление госгарантии — это, как правило, предмет лоббирования политического решения. Во-вторых, эффективность использования займов, гарантированных государством, существенно снижается. В- третьих, вероятность невозврата таких кредитов в срок (и зачастую вообще) очень велика.

В конечном итоге это ведет к увеличению внешнего долга государства. Что, собственно, и произошло в Украине. В частности, страна сегодня не обслуживает те займы, которые предоставлялись под правительственные гарантии уже после 1992 года. Чтобы этого избежать, нужно двигаться от гарантий государства к гарантиям частных банков, частных компаний. В этой сфере Внешэкономбанк — лидер в России. Это первый российский банк, чьи гарантии на Западе снова стали принимать. Да, пока это связанные кредиты, которые нельзя назвать кредитами в чистом виде. Хотя связанные кредиты не так плохи, как плохи государственные гарантии.

Председатель Внешэкономбанка Андрей Костин отметил, что специалисты банка уже провели оценку стоимости пакета запорожского комбината и консорциум сформировал денежное предложение правительству Украины. При этом он подчеркнул, что никто не стремился заложить в предложение какие-то нереальные показатели, чтобы потом их не выполнять.

Глава Внешэкономбанка заявил, что в случае победы «АвтоВАЗ-Инвеста» на конкурсе банк готов погасить просроченные долги ЗАлКа по кредиту. «Мы понимаем, что нельзя сейчас купить ЗАлК и просто «откачивать» доходы. В этом случае предприятие умрет через определенное время. Мы понимаем, что завод требует инвестиций, представляем себе размеры этих инвестиций и готовы их вкладывать», — сказал г-н Костин.

Глава ВЭБа не уточнил сумму инвестиций, однако сказал, что сегодняшние потребности завода в модернизации — это десятки миллионов долларов.

Руководство Внешэкономбанка сообщило, что инвестиции пойдут как на модернизацию и расширение существующего производства, так и на запуск нового. В частности, на протяжении года планируется ввести в действие мощности по производству фольги.

Сбыт

Председатель совета директоров «АвтоВАЗа» Владимир Каданников заявил, что завод безусловно заинтересован в покупке выставляемого на торги пакета акций ЗАлКа.

Он отметил стабильно растущий спрос на автомобили ВАЗа, что автоматически увеличивает его потребности в алюминии: «В начале 2000 года планировалось сделать 675 тысяч автомобилей. Однако в середине года мы пересмотрели план и сейчас ожидаем, что будет произведено 710 тыс. Потребность ВАЗа в алюминии на ближайшие пять лет оценивается в 380 млн. долл. ВАЗ планирует потреблять около 50% от всего объема производства ЗАлКа».

Сейчас комбинат поставляет на «АвтоВАЗ» порядка 30% своей продукции, или около 35 тыс. тонн алюминия. Фактически же еще на стадии подготовки проекта автомобильного производства в Тольятти одновременно готовились и поставщики комплектующих и материалов. Соответственно, все сплавы должны были соответствовать спецификациям FIAT, чтобы быть допущенными к применению в автомобильном производстве. Запорожский алюминиевый комбинат изначально готовился для поставок на «АвтоВАЗ». С тех пор эти предприятия так и развивались вместе. Запорожский алюминиевый комбинат является традиционным партнером «АвтоВАЗа» на протяжении последних 30 лет и выпускает все алюминиевые сплавы, которые нужны для производства автомобилей ВАЗ.

«Ранее алюминиевые сплавы мы практически на 100% получали с Запорожского алюминиевого комбината. Сейчас по ряду причин отдельные сплавы мы вынуждены возить из Красноярска, что менее удобно и выгодно, нежели из Запорожья, поэтому мы бы хотели расширить взаимодействие с ЗалКом», — сказал г-н Каданников.

Сегодня для волжских автомобилестроителей важно иметь в производственном цикле мощности по производству алюминия. Такой тип интеграции, по мнению председателя совета директоров «АвтоВАЗа», является мировой тенденцией в алюминиевой промышленности.

Сырье

Однако для стабильной работы предприятия, помимо решения вопросов сбыта, необходимо наладить поставку качественного и недорогого сырья. Московский холдинг «Арлан» — крупный торговый оператор, действующий на рынке с 1992 года, — специализируется на поставках сырьевых ресурсов, литейных алюминиевых и цинковых сплавов, цветного и черного проката, другой металлопродукции известных производителей.

На протяжении ряда лет «Арлан» тесно сотрудничает с Запорожским алюминиевым комбинатом, в значительной степени удовлетворяя его потребности в сырье и занимаясь реализацией произведенных литейных сплавов на территории СНГ. Генеральный директор холдинга Аркадий Большаков сказал, что, на его взгляд, консорциум «АвтоВАЗа» с «Арланом» при финансовой поддержке Внешэкономбанка является оптимальным стратегическим инвестором для комбината.

Перспектива

Покупку ЗАлКа планируется провести по следующему сценарию.

Внешэкономбанк осуществляет экспертную оценку проекта и предоставляет для покупки пакета и реализации инвестиционной программы консорциума «АвтоВАЗ-Инвест» долгосрочный кредит.

Консорциум при поддержке Внешэкономбанка намерен постепенно переориентировать Запорожский алюминиевый комбинат на производство продукции высокой переработки, вплоть до производства полуфабрикатов и готовых узлов для «АвтоВАЗа».

Таким образом, учитывая промышленный интерес к комбинату со стороны «АвтоВАЗа» и готовность консорциума платить реальные деньги за продаваемый пакет акций, Украинское государство может добиться трех основных целей приватизации комбината — снять с баланса долг, получить поступления в бюджет от продажи акций предприятия и получить стабильные налоговые поступления после продажи ЗАлКа «АвтоВАЗ-Инвесту».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №39, 19 октября-25 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно