НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ОСТАВИЛИ НА ОСЕНЬ ТЕПЕРЬ ЧТОБЫ В СЕНТЯБРЕ ПОЯВИЛСЯ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-2001, ДЕПУТАТАМ ОПЯТЬ ПРИДЕТСЯ ШЛИФОВАТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Поделиться
Парламентские каникулы начнутся без задержки. Ведь депутатам, похоже, удастся пройти сквозь иголь...

Парламентские каникулы начнутся без задержки. Ведь депутатам, похоже, удастся пройти сквозь игольное ушко: хотя Налоговый кодекс не приняли, но Президента (который грозился не подписать бюджет-2001, основанный на старой законодательной базе) все же смогли успокоить, и правительство займется летом работой над проектом очередного госбюджета. А для этого оказалось достаточным всего-то дать согласие в недельный срок внести поправки в существующее налоговое законодательство, приняв «малый Налоговый кодекс» — закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».

Депутатский вердикт Налоговому кодексу был вынесен в прошлый четверг. Депутаты ничего не имеют против того, чтобы взять за основу творение Кабмина. Однако при этом рассматривать его в повторном первом чтении намерены только на следующей парламентской сессии и при условии, что авторы его в очередной раз тщательно «причешут». При этом снова придется учитывать полезные (а также экзотические) предложения квартета альтернативных депутатских проектов — Александра Турчинова, Богдана Губского, Александра Сергиенко и Юрия Кононенко. Так что жить по Налоговому кодексу будем, но не раньше, чем через год. Есть время подготовиться к сюрпризам.

ЩЕДРОТЫ ДЛЯ «ФИЗИКОВ» И «ЛИРИКОВ»

В основе послаблений, предложенных в кабминовском законопроекте, лежит либерализация базовых для бюджета налогов: на прибыль предприятий, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, акцизного. В частности, проектом предусматривается снижение ставки налогообложения прибыли предприятий с 30 до 20%. А с целью упрощения администрирования налога на прибыль Кодекс еще и разрешает предприятиям подавать соответствующую декларацию только единожды — по итогам деятельности за год. Однако при этом предпринимателям совсем не предлагается отказаться от ежемесячных проплат, просто теперь их называют авансовыми. А чтобы плательщики налога исправно его платили в течение года, предусмотрены штрафные санкции и пеня — на случай, если в конце года окажется, что недоплата по авансовым платежам превышает 30%.

Кроме того, на сей раз не удастся избежать ежемесячных авансовых платежей за полученную прибыль тем сельхозпредприятиям, которые не ограничиваются лишь производством агропродукции. За «диверсифицированную» часть бизнеса им придется расплачиваться с государством на общих основаниях.

Неожиданно щедрыми оказались авторы законопроекта и к плательщикам налогов — физическим лицам: потолок ставки налогообложения для них уменьшился сразу в два раза. Конечно, в результате получились не пресловутые российские 13%, но вполне достойные 20%, в результате чего нагрузка на доходы частных лиц и прибыль предприятий уравнялись, дабы не было всяческих соблазнов к сокрытию доходов. Соответственно вместо сегодняшних пяти ставок (10, 15, 20, 30, 40%) предлагаются только две (10, 20%). Обещают, что шкала налогообложения не будет пересматриваться в течение бюджетного года, но вместе с тем проектом Кодекса предусмотрена ежегодная ее индексация в зависимости от уровня инфляции за предыдущий год.

Еще одно не для всех приятное нововведение. Граждане не должны будут в конце года делать перезачет своих налоговых платежей (если они, конечно, помимо доходов по основному месту работы не умудрились заработать за год более 12 минимумов заработных плат, что с 1 июля составляет 1416 грн.). Ведь теперь исчисление подоходного налога будет осуществляться с совокупного налога, определенного нарастающим итогом с начала года. То есть в конце каждого месяца будет производиться окончательный расчет с государством с учетом заработанного с начала текущего года.

Чтобы граждане не хранили свои сбережения в чулках, а пускали их в активный оборот, предлагается не включать в совокупный налогооблагаемый доход пассивные доходы, а вместо этого обойтись фиксированными ставками на них. Так, например, на дивиденды физлиц установлена 15- процентная ставка. Или еще — совокупный налогооблагаемый доход физлиц уменьшается на сумму процентов, уплаченных ими за пользование ипотечным кредитом, взятым на строительство индивидуального жилья. Беда только, ипотеки пока еще не существует…

С 20 до 17% предлагается снизить ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Из них 15% будут направляться непосредственно на формирование доходов бюджета и 2% — в так называемый бюджет развития. Проектом Кодекса сохранены использование метода налогового кредита и нулевая ставка НДС для экспортеров товаров и услуг. Вместе с тем, предлагается прекратить практику дотаций сельхозпроизводителей за счет НДС, удержанного с них же.

Акцизный сбор теперь именуется акцизным налогом. Суть его от этого не меняется, но есть нюансик: из действующего ныне перечня подакцизных товаров выпал еще один — ювелирные изделия и золото. Вряд ли потому, что последние стали доступными в том числе и для малоимущих. Впрочем, в подакцизной «команде» по-прежнему пять игроков: пиво выделили из числа алкогольных напитков и предоставили ему почетную индивидуальную позицию наряду со спиртом и алкогольными напитками, табачными изделиями, бензином и дизтопливом, транспортными средствами. То ли разработчики уж очень уважают пиво, то ли решили закрыть образовавшуюся брешь в подакцизном перечне после удаления оттуда золота и драгоценностей.

Давно позабытым новшеством «порадуют» разработчики депутатов, предложив дифференциацию акцизного налога для различных марок бензина. Это, вероятно, снова вызовет оживленную дискуссию в сессионном зале. Практика показала, что такая теоретически справедливая дифференциация на деле благоприятствует разного рода махинациям, когда одну марку моторного топлива выдают за другую.

Сюрпризы для наивных

За все нужно платить. А за приятное — особенно. Ясно, что без компенсации налоговых послаблений не обойдется. Перво-наперво задекларированное в проекте Кодекса снижение ставок будет осуществляться не одномоментно, а поэтапно. По логике авторов законопроекта, нельзя допускать значительного сокращения поступлений в госбюджет на переходном этапе налоговой реформы. Поэтому в первый год вступления в действие Налогового кодекса ставку НДС снизят только на 1% (до 19%) и лишь на второй год — до 17%. Соответственно, налог на прибыль предприятий сначала будет взиматься по ставкам 10 и 25%.

Второй сюрприз от разработчиков Кодекса — сокращение льгот для налогоплательщиков и расширение базы налогообложения. Третий — введение новых налогов. В данном случае на повестке дня принятие налога на имущество, который касается земельных участков и объектов недвижимости, предназначенных для личного использования как гражданами, так и субъектами хозяйствования в производственных целях. Ясно, что избежать такого налога крайне сложно, ведь он действительно является своеобразным индикатором реального, а не формально задекларированного богатства. Тем более, что к объектам налогообложения в данном случае отнесены и жилые дома или их части, квартиры, садовые домики, дачи, гаражи.

Проект Кодекса предоставляет право местным властям конкретно определять ставку данного налога, ограничивая их лишь «потолком» — 2% от базы налогообложения — и предусматривая социальные льготы. Забавно, что меньше всего льгот предусматривается для жителей больших городов. Для них почему то предложено не облагать налогом только 21 кв. м общей площади на каждого члена семьи плюс 10,5 кв. м на семью, что точно соответствует «хрущевским» нормативам. Это в хрущевках на однокомнатную квартиру приходилось в среднем 31 кв. м общей площади, а современная даже серийная однокомнатная квартира начинается, по крайней мере, с 40 квадратов.

Предпринимателей ожидает достаточно серьезный так называемый «школьный налог». Его базой налогообложения определены обороты от реализации товаров и услуг через организованную торговую сеть (магазины, киоски, АЗС, кафе, рестораны, лотки и прочее). А ставка будет устанавливаться на местах в размере от 1 до 2% от базы.

Помимо этого раскошелиться придется на прочие новые местные налоги: сбор за организацию гастрольных мероприятий, сбор за выдачу разрешения на строительство.

В новый год — «с малой налоговой конституцией»

«Есть политическая задача сформировать бюджет на новой налоговой основе и с ней согласны практически все, — говорит председатель комитета ВР по финансам и банковской деятельности Валерий Алешин. — Другое дело, что способы решения этой задачи могут быть разными. Если один — принятие Налогового кодекса — не получил поддержки, то можно принять закон с перечнем налогов и таким образом создать для правительства законодательную основу для работы над бюджетом 2001 года».

Итак, до каникул парламент намерен принять закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», по которому и будет верстаться бюджет. Навряд ли документ очень понравится правительству, так как его авторы народные депутаты Валерий Алешин и Сергей Терехин предложили снизить налоговый пресс, но при этом «позабыли» убрать льготы и ввести компенсирующие налоги. Правда, по оценке Сергея Терехина, бюджет от действия закона пострадает даже меньше, чем если бы вступил в действие Налоговый кодекс. В первом случае с учетом детенизации экономики госбюджет недосчитается только 3,6 млрд. грн., тогда как во втором — более 4 млрд.

Депутаты предлагают установить базовую ставку НДС в 15% и на один год — еще дополнительно 2% как компенсатор потерь с связи с ликвидацией сбора в инновационный фонд (вместо 19% НДС в правительственном варианте Кодекса). С введением школьного налога они не согласны, но в то же время готовы устранить коммунальный налог. Кроме того, в проекте закона предлагается вдвое уменьшить размер платы за землю, прошедшую стоимостную оценку. «Мне кажется, этот вопрос особенно актуален для предприятий столицы, других крупных городов, но в то же время это конфликтует с интересами местных бюджетов и местной власти. На мой взгляд, эта норма достаточно спорная», — говорит Валерий Алешин.

По налогу на прибыль предлагается не изменять ставку, оставив ее на уровне 30%, но увеличить нормы амортизации и тем самым дать возможность фондоемким предприятиям осуществлять мероприятия, связанные с модернизацией и реконструкцией. Как видим, по этому вопросу также возникает конфликт с предложениями правительства.

Кроме того, в законопроекте уделено внимание изменению налогообложения доходов граждан. Ставок предлагается четыре (10, 20, 30, 24%), причем максимальная 30% не является той ставкой, по которой облагаются самые высокие доходы. Почему шкала утратила свою неизменную прогрессивность, совершенно ясно: богатым гражданам предлагают выйти из «тени» на «свет».

Кто-то может возразить: мол, в любом случае депутаты опоздали — согласно букве закона, внесенные изменения в налоговую базу после 1 июля не могут быть учтены при разработке бюджета на следующий год. Ан нет. По словам Сергея Терехина, благодаря ранее принятой поправке к Закону «О системе налогообложения» такие изменения допускается принимать во внимание в бюджете, при условии, что они не увеличивают налоговый пресс. Значит, бюджету быть. И, как и просил Президент, на новой налоговой базе.

Сергей СЛЕДЗЬ
Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме