НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС ОСТАВИЛИ НА ОСЕНЬ ТЕПЕРЬ ЧТОБЫ В СЕНТЯБРЕ ПОЯВИЛСЯ ПРОЕКТ БЮДЖЕТА-2001, ДЕПУТАТАМ ОПЯТЬ ПРИДЕТСЯ ШЛИФОВАТЬ СУЩЕСТВУЮЩЕЕ НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

7 июля, 2000, 00:00 Распечатать Выпуск №27, 7 июля-14 июля

Парламентские каникулы начнутся без задержки. Ведь депутатам, похоже, удастся пройти сквозь иголь...

Парламентские каникулы начнутся без задержки. Ведь депутатам, похоже, удастся пройти сквозь игольное ушко: хотя Налоговый кодекс не приняли, но Президента (который грозился не подписать бюджет-2001, основанный на старой законодательной базе) все же смогли успокоить, и правительство займется летом работой над проектом очередного госбюджета. А для этого оказалось достаточным всего-то дать согласие в недельный срок внести поправки в существующее налоговое законодательство, приняв «малый Налоговый кодекс» — закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты».

Депутатский вердикт Налоговому кодексу был вынесен в прошлый четверг. Депутаты ничего не имеют против того, чтобы взять за основу творение Кабмина. Однако при этом рассматривать его в повторном первом чтении намерены только на следующей парламентской сессии и при условии, что авторы его в очередной раз тщательно «причешут». При этом снова придется учитывать полезные (а также экзотические) предложения квартета альтернативных депутатских проектов — Александра Турчинова, Богдана Губского, Александра Сергиенко и Юрия Кононенко. Так что жить по Налоговому кодексу будем, но не раньше, чем через год. Есть время подготовиться к сюрпризам.

ЩЕДРОТЫ ДЛЯ «ФИЗИКОВ» И «ЛИРИКОВ»

В основе послаблений, предложенных в кабминовском законопроекте, лежит либерализация базовых для бюджета налогов: на прибыль предприятий, на доходы физических лиц, на добавленную стоимость, акцизного. В частности, проектом предусматривается снижение ставки налогообложения прибыли предприятий с 30 до 20%. А с целью упрощения администрирования налога на прибыль Кодекс еще и разрешает предприятиям подавать соответствующую декларацию только единожды — по итогам деятельности за год. Однако при этом предпринимателям совсем не предлагается отказаться от ежемесячных проплат, просто теперь их называют авансовыми. А чтобы плательщики налога исправно его платили в течение года, предусмотрены штрафные санкции и пеня — на случай, если в конце года окажется, что недоплата по авансовым платежам превышает 30%.

Кроме того, на сей раз не удастся избежать ежемесячных авансовых платежей за полученную прибыль тем сельхозпредприятиям, которые не ограничиваются лишь производством агропродукции. За «диверсифицированную» часть бизнеса им придется расплачиваться с государством на общих основаниях.

Неожиданно щедрыми оказались авторы законопроекта и к плательщикам налогов — физическим лицам: потолок ставки налогообложения для них уменьшился сразу в два раза. Конечно, в результате получились не пресловутые российские 13%, но вполне достойные 20%, в результате чего нагрузка на доходы частных лиц и прибыль предприятий уравнялись, дабы не было всяческих соблазнов к сокрытию доходов. Соответственно вместо сегодняшних пяти ставок (10, 15, 20, 30, 40%) предлагаются только две (10, 20%). Обещают, что шкала налогообложения не будет пересматриваться в течение бюджетного года, но вместе с тем проектом Кодекса предусмотрена ежегодная ее индексация в зависимости от уровня инфляции за предыдущий год.

Еще одно не для всех приятное нововведение. Граждане не должны будут в конце года делать перезачет своих налоговых платежей (если они, конечно, помимо доходов по основному месту работы не умудрились заработать за год более 12 минимумов заработных плат, что с 1 июля составляет 1416 грн.). Ведь теперь исчисление подоходного налога будет осуществляться с совокупного налога, определенного нарастающим итогом с начала года. То есть в конце каждого месяца будет производиться окончательный расчет с государством с учетом заработанного с начала текущего года.

Чтобы граждане не хранили свои сбережения в чулках, а пускали их в активный оборот, предлагается не включать в совокупный налогооблагаемый доход пассивные доходы, а вместо этого обойтись фиксированными ставками на них. Так, например, на дивиденды физлиц установлена 15- процентная ставка. Или еще — совокупный налогооблагаемый доход физлиц уменьшается на сумму процентов, уплаченных ими за пользование ипотечным кредитом, взятым на строительство индивидуального жилья. Беда только, ипотеки пока еще не существует…

С 20 до 17% предлагается снизить ставки налога на добавленную стоимость (НДС). Из них 15% будут направляться непосредственно на формирование доходов бюджета и 2% — в так называемый бюджет развития. Проектом Кодекса сохранены использование метода налогового кредита и нулевая ставка НДС для экспортеров товаров и услуг. Вместе с тем, предлагается прекратить практику дотаций сельхозпроизводителей за счет НДС, удержанного с них же.

Акцизный сбор теперь именуется акцизным налогом. Суть его от этого не меняется, но есть нюансик: из действующего ныне перечня подакцизных товаров выпал еще один — ювелирные изделия и золото. Вряд ли потому, что последние стали доступными в том числе и для малоимущих. Впрочем, в подакцизной «команде» по-прежнему пять игроков: пиво выделили из числа алкогольных напитков и предоставили ему почетную индивидуальную позицию наряду со спиртом и алкогольными напитками, табачными изделиями, бензином и дизтопливом, транспортными средствами. То ли разработчики уж очень уважают пиво, то ли решили закрыть образовавшуюся брешь в подакцизном перечне после удаления оттуда золота и драгоценностей.

Давно позабытым новшеством «порадуют» разработчики депутатов, предложив дифференциацию акцизного налога для различных марок бензина. Это, вероятно, снова вызовет оживленную дискуссию в сессионном зале. Практика показала, что такая теоретически справедливая дифференциация на деле благоприятствует разного рода махинациям, когда одну марку моторного топлива выдают за другую.

Сюрпризы для наивных

За все нужно платить. А за приятное — особенно. Ясно, что без компенсации налоговых послаблений не обойдется. Перво-наперво задекларированное в проекте Кодекса снижение ставок будет осуществляться не одномоментно, а поэтапно. По логике авторов законопроекта, нельзя допускать значительного сокращения поступлений в госбюджет на переходном этапе налоговой реформы. Поэтому в первый год вступления в действие Налогового кодекса ставку НДС снизят только на 1% (до 19%) и лишь на второй год — до 17%. Соответственно, налог на прибыль предприятий сначала будет взиматься по ставкам 10 и 25%.

Второй сюрприз от разработчиков Кодекса — сокращение льгот для налогоплательщиков и расширение базы налогообложения. Третий — введение новых налогов. В данном случае на повестке дня принятие налога на имущество, который касается земельных участков и объектов недвижимости, предназначенных для личного использования как гражданами, так и субъектами хозяйствования в производственных целях. Ясно, что избежать такого налога крайне сложно, ведь он действительно является своеобразным индикатором реального, а не формально задекларированного богатства. Тем более, что к объектам налогообложения в данном случае отнесены и жилые дома или их части, квартиры, садовые домики, дачи, гаражи.

Проект Кодекса предоставляет право местным властям конкретно определять ставку данного налога, ограничивая их лишь «потолком» — 2% от базы налогообложения — и предусматривая социальные льготы. Забавно, что меньше всего льгот предусматривается для жителей больших городов. Для них почему то предложено не облагать налогом только 21 кв. м общей площади на каждого члена семьи плюс 10,5 кв. м на семью, что точно соответствует «хрущевским» нормативам. Это в хрущевках на однокомнатную квартиру приходилось в среднем 31 кв. м общей площади, а современная даже серийная однокомнатная квартира начинается, по крайней мере, с 40 квадратов.

Предпринимателей ожидает достаточно серьезный так называемый «школьный налог». Его базой налогообложения определены обороты от реализации товаров и услуг через организованную торговую сеть (магазины, киоски, АЗС, кафе, рестораны, лотки и прочее). А ставка будет устанавливаться на местах в размере от 1 до 2% от базы.

Помимо этого раскошелиться придется на прочие новые местные налоги: сбор за организацию гастрольных мероприятий, сбор за выдачу разрешения на строительство.

В новый год — «с малой налоговой конституцией»

«Есть политическая задача сформировать бюджет на новой налоговой основе и с ней согласны практически все, — говорит председатель комитета ВР по финансам и банковской деятельности Валерий Алешин. — Другое дело, что способы решения этой задачи могут быть разными. Если один — принятие Налогового кодекса — не получил поддержки, то можно принять закон с перечнем налогов и таким образом создать для правительства законодательную основу для работы над бюджетом 2001 года».

Итак, до каникул парламент намерен принять закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты», по которому и будет верстаться бюджет. Навряд ли документ очень понравится правительству, так как его авторы народные депутаты Валерий Алешин и Сергей Терехин предложили снизить налоговый пресс, но при этом «позабыли» убрать льготы и ввести компенсирующие налоги. Правда, по оценке Сергея Терехина, бюджет от действия закона пострадает даже меньше, чем если бы вступил в действие Налоговый кодекс. В первом случае с учетом детенизации экономики госбюджет недосчитается только 3,6 млрд. грн., тогда как во втором — более 4 млрд.

Депутаты предлагают установить базовую ставку НДС в 15% и на один год — еще дополнительно 2% как компенсатор потерь с связи с ликвидацией сбора в инновационный фонд (вместо 19% НДС в правительственном варианте Кодекса). С введением школьного налога они не согласны, но в то же время готовы устранить коммунальный налог. Кроме того, в проекте закона предлагается вдвое уменьшить размер платы за землю, прошедшую стоимостную оценку. «Мне кажется, этот вопрос особенно актуален для предприятий столицы, других крупных городов, но в то же время это конфликтует с интересами местных бюджетов и местной власти. На мой взгляд, эта норма достаточно спорная», — говорит Валерий Алешин.

По налогу на прибыль предлагается не изменять ставку, оставив ее на уровне 30%, но увеличить нормы амортизации и тем самым дать возможность фондоемким предприятиям осуществлять мероприятия, связанные с модернизацией и реконструкцией. Как видим, по этому вопросу также возникает конфликт с предложениями правительства.

Кроме того, в законопроекте уделено внимание изменению налогообложения доходов граждан. Ставок предлагается четыре (10, 20, 30, 24%), причем максимальная 30% не является той ставкой, по которой облагаются самые высокие доходы. Почему шкала утратила свою неизменную прогрессивность, совершенно ясно: богатым гражданам предлагают выйти из «тени» на «свет».

Кто-то может возразить: мол, в любом случае депутаты опоздали — согласно букве закона, внесенные изменения в налоговую базу после 1 июля не могут быть учтены при разработке бюджета на следующий год. Ан нет. По словам Сергея Терехина, благодаря ранее принятой поправке к Закону «О системе налогообложения» такие изменения допускается принимать во внимание в бюджете, при условии, что они не увеличивают налоговый пресс. Значит, бюджету быть. И, как и просил Президент, на новой налоговой базе.

Сергей СЛЕДЗЬ
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно