Начало истории украинских IPO. Взгляд из Лондона

9 июня, 2006, 00:00 Распечатать Выпуск №22, 9 июня-16 июня

Украинский инвестиционный саммит Большим событием в экономической жизни страны явилась проходившая в конце мая в Лондоне 2-я ежегодная конференция «Украинский инвестиционный саммит»...

Украинский инвестиционный саммит

Большим событием в экономической жизни страны явилась проходившая в конце мая в Лондоне 2-я ежегодная конференция «Украинский инвестиционный саммит». Форум собрал представителей как украинской деловой элиты, так и государственных чиновников самого высокого ранга, банкиров, юристов, экономистов и дипломатов. Украинцы составляли подавляющее большинство публики. Даже показалось странным, что нужно было ехать за тысячи километров для общения друг с другом. Впрочем, как объяснил один из организаторов форума, подобные мероприятия в Киеве привлекают гораздо меньшее число первых лиц от бизнеса и государственного сектора.

Тематика конференции была достаточно разнообразной и охватывала все стороны финансово-экономической деятельности в стране, такие как оценка инвестиционного климата в Украине, развитие финансового сектора, энергетики, транспорта, металлургии и горнодобывающей промышленности.

Особое внимание уделялось вопросам первоначального размещения акций (IPO) украинских предприятий и слияния и поглощения компаний (M&A). Обсуждению этого вопроса был посвящен один из трех дней конференции.

IPO, или Первоначальное размещение акций

Аббревиатура IPO сейчас достаточно популярна не только на Западе, но и на постсоветском пространстве. Однако, как неоднократно отмечалось на форуме, далеко не все понимают смысл этого способа привлечения капитала. Вокруг него существует своеобразный «информационный вакуум».

Говоря простым языком, IPO — это один из способов финансирования предприятия: компания получает капитал в результате публичного размещения своих новых акций на фондовой бирже.

Украинские IPO

На Украинском инвестиционном саммите отмечалось, что в настоящее время происходит изменение философии отечественного бизнеса и зарождение новых компаний. Фирмы ищут новые долгосрочные и эффективные источники финансирования и заинтересованы в публичных размещениях. 2005 год стал годом начала IPO-движения в Украине.

В прошлом году сразу три украинские компании провели первичные размещения акций на альтернативной площадке Лондонской фондовой биржи.

Компания Ukrproduct, работающая в молочной промышленности, привлекла 6 млн. английских фунтов в феврале 2005 года.

Компания Cardinal Resources, представитель нефтяного и газового сектора, выпустила акции на сумму 10,6 млн. фунтов в апреле 2005 года.

И, наконец, корпорация XXI Century Investments, девелоперская компания, привлекла 139 млн. долл. США в декабре 2005 года.

Предполагается, что в 2006 году еще три компании выйдут на IPO. А в 2007—2008 годах прогнозируется увеличение до 12 количества международных листингов.

Российские IPO

Наши соседи впервые вышли на международные IPO ее в 1996 году, когда «Вымпелком» привлек 110 млн. долл. через первоначальное размещение акций на фондовой бирже Нью-Йорка.

С тех пор количество российских IPO растет ежегодно, благодаря высокому спросу инвесторов и благословению крупных инвестиционных банков, таких как Morgan Stanley, Credit Suisse First Boston и UBS. В общей сложности 24 российские компании уже привлекли 7,6 млрд. долл., разместив свои акции на фондовых биржах США и Великобритании.

Рекордным размещением считается IPO телекоммуникационной компании «Система», выпустившей акций на сумму 1,56 млрд. долл. на Лондонской основной площадке. Самым маленьким российским размещением является IPO на Лондонской альтернативной площадке (AIM) компании Zirax plc, которое привлекло 13,7 млн. долл.

Лондонский альтернативный рынок

Листинг на Лондонском альтернативном рынке был самым подходящим выбором для украинских IPO. AIM исторически предназначался для размещения меньших компаний, поэтому требования к отчетности и корпоративному управлению там более лояльные. В то же время качество инвесторов на альтернативной площадке приближается к таковым на основном рынке.

Идея привлечения капитала на фондовых рынках весьма привлекательна для украинских компаний по многим причинам, включая тот факт, что исторически они финансировались за счет кредитов и собственных средств владельцев. А IPO — это способ для привлечения долгосрочного капитала не влезая в долги.

При этом размещение на международных торговых площадках имеет следующие преимущества:

— возможность получения больших премий к чистой стоимости активов;

— качественные инвесторы;

— высокая ликвидность акций;

— низкие риски;

— улучшение международного имиджа компании;

— высокие требования к отчетности предполагают большую финансовую и операционную дисциплину на предприятии.

Но самое главное развитие рынка IPO способствует росту экономики Украины в целом. Посредством IPO привлекаются значительные инвестиции, что стимулирует общий экономический рост. Массовое проведение IPO помогает переливу капитала в экономике, структурной перестройке, развитию перерабатывающих и наукоемких отраслей.

Развитие рынка IPO содействует развитию венчурного финансирования, так как создает эффективный способ выхода венчурного инвестора из бизнеса.

Барьеры на пути к IPO

Процесс IPO требует многих структурных, управленческих, а главное, культурных изменений бизнеса. Репутация компании, прозрачность ее финансовой и управленческой системы является краеугольным камнем любого успешного IPO.

Для выхода на международный рынок компания должна изменить систему корпоративного управления, включая финансовую и управленческую отчетность.

Серьезными барьерами для осуществления IPO могут стать высокая стоимость листинга и возможная нестабильность цен на акции. Кроме того, существующее законодательство не позволяет компаниям выходить на международные рынки под украинским флагом. Для украинского юридического лица акции должны выпускаться в национальной валюте. Также украинская компания не может выпустить более чем 25% акций за рубежом.

В таких условиях приходится искать иностранную «крышу» для IPO, что серьезно увеличивает длительность и снижает эффективность процесса.

Как понизить барьеры?

Для эффективного развития рынка первичных размещений важно создать стабильные и предсказуемые правила отношений бизнеса и власти, законодательную основу для защиты прав собственности.

Не менее важным условием для развития IPO будет создание эффективной инфраструктуры украинского фондового рынка.

Ну и, наконец, необходимо завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IPO будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.

Украинский бизнес нуждается в долгосрочных капиталовложениях, необходимых для развития экономики и повышения инвестиционного имиджа страны. И рынок первичных размещений с этой точки зрения является одним из новых и перспективных способов привлечения иностранного капитала.

Необходимо отметить при этом, что выход украинских компаний на рынок первичных размещений представляется весьма сложным и длительным процессом, связанным с определенными энергоинвестиционными затратами и вложениями. Для некоторых компаний — это просто изматывающий процесс, являющийся результатом определенных взаимоотношений с прессой и инвесторами, предъявляющими жесткие требования к компании и ее достижениям, в их числе открытость и высокий уровень «прозрачности» бизнеса, и вряд ли это придется по нраву некоторым компаниям. «Цена», которую нужно заплатить компании, по некоторым меркам, просто колоссальная. Но эти затраты стоят того и «цену» нельзя не заплатить.

Мировой капитал ищет своего приложения на новых рынках. Украина, в свою очередь, — это огромный рынок, который еще ждет своего открытия. Есть возможность показать западным инвесторам колоссальный экономический и производственный потенциал страны. Воспользуется ли этой возможностью Украина? Готова ли она открыть свои рынки?..

Миллионер за одну ночь

Исторические корни IPO уходят в начало XVII века, когда в Англии и Голландии акционерные компании впервые предложили свои акции на бирже частным инвесторам. Современная история IPO начинается с 70-х годов XX века, после либерализации мирового финансового рынка.

С тех пор рынок IPO испытывал взлеты и падения. Наиболее значительным стал его рост во время «бычьего» периода 1995—2000 годов. В рекордном 1999 году, в период стремительного развития IT-компаний, на мировой рынок IPO вышло около 2000 компаний, привлекших примерно 200 млрд. долл. США.

Одним из интересных примеров того периода является IPO компании Agilent Technologies, входящей в группу Hewlett-Packard. Это размещение было рекордным в истории Силиконовой долины. В 1999 году оно привлекло 2,1 млрд. долл. Это произошло ровно через 59 лет после того, как Билл Хьюлетт и Дэйв Пакард начали бизнес в собственном гараже, первоначально инвестировав в него всего лишь 538 долл.

В эти годы в США стали создаваться компании, рассчитывающие на быстрые прибыли «бычьего» периода. Они часто финансировались венчурными капиталистами и очень быстро выходили на IPO. Обычно цена акций таких компаний резко шла вверх после первоначального размещения. Спрос со стороны инвесторов, ищущих новый Microsoft, был огромен.

Основатели бизнеса часто за одну ночь становились миллионерами.

Этот феномен не был ограничен рынком США. К примеру, в Японии существовала похожая ситуация: компании создавались с одной главной целью — выход на IPO.

Рынок IPO испытал существенное снижение в период спада на фондовых рынках в 2001—2003 годах. В 2003 году через IPO было привлечено лишь около 50 млрд. долл. Однако уже в 2005 году на рынок вышло более 1500 компаний, которые привлекли в общей сложности 168 млрд. долл.

А в августе 2004 года уникальный подход компании Google к первичному размещению своих акций вызвал множество дебатов среди инвесторов и аналитиков. Google использовал нетрадиционный метод открытого аукциона для продажи своих новых акций. Традиционный подход к IPO предполагает, что инвестиционные банкиры (андерайтеры) определяют первоначальную цену на акции компании, а также список клиентов для их покупки.

В результате отхода от традиции компания зарезервировала за собой право регулировать цены на акции в зависимости от реакции рынка. Аукцион позволил компании Google продать акции широкой аудитории по хорошей цене. Этот инновационный подход многие связывают с началом процессов демократизации IPO.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №1287, 21 марта-27 марта Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно