На скамейке запасных городу у моря тесно - Новости экономики. Обзоры экономической ситуации в Украине и мире. - zn.ua

На скамейке запасных городу у моря тесно

11 июля, 2008, 14:43 Распечатать

Одесса готова к Евро-2012. Готова перейти в число основных принимающих городов. На старте она неплохо смотрится: потенциал города у моря, можно сказать, вне конкуренции...

Одесса готова к Евро-2012. Готова перейти в число основных принимающих городов. На старте она неплохо смотрится: потенциал города у моря, можно сказать, вне конкуренции. А потому эксперты УЕФА дали Южной Пальмире «зеленую карточку».

Главная футбольная арена расположена в центре города, в десяти минутах ходьбы от Дерибасовской, в красивом месте над морем — в парке им. Т.Шевченко, который сам по себе является естественной фан-зоной. Рядом — морвокзал, где могут швартоваться белоснежные океанские лайнеры, готовые пятизвездочные гостиницы для vip-персон. По новой эстакаде, которая взметнется к парку, авто в считанные минуты домчат важных гостей к стадиону. Море, солнце и пляжи с новенькими отелями будут под боком для бесчисленной армии болельщиков. Места хватит всем. На худой конец выручит округа — Ильичевск, Южный и даже Каролино-Бугаз с Сергеевкой.

Иначе говоря, всем своим естеством Одесса стремится доказать: если она не основной, то и не запасной город в Украине. И готова воздвигнуть над морем еще один стадион. Хотя ее об этом и не просят.

Стадион над морем

Программа подготовки и проведения в Одессе Евро-2012 была принята в январе нынешнего года. Единодушия в сессионном зале не наблюдалось. Депутаты горсовета просили исключить строительство гостиниц на прибрежных склонах. А возведение стадионов в парках назвали преступлением против одесситов. Но они оказались в меньшинстве. Сессия дала «добро» на реконструкцию стадиона «Черноморец» в парке им. Т.Шевченко, который является памятником садово-паркового искусства. И позволила возвести новый стадион со спортивно-развлекательным, гостинично-торговым комплексом и яхт-клубом на берегу моря в районе гидропарка Лузановка на намывных территориях.

Последний проект вызвал крайне негативную реакцию у жителей микрорайона Лузановка. В знак протеста на месте будущей застройки они даже высадили деревья и готовы в дальнейшем встать на защиту берега.

Понятно, что УЕФА не требует возведения гостиниц над городскими пляжами, а стадионов — в парках на берегу моря. Да и, как оказалось, второй футбольной арены тоже. Требования УЕФА просты и понятны: город, принимающий чемпионат, обязан иметь один стадион для проведения матчей и четыре тренировочных. Так что стадион на 30 тыс. мест, который власти решили построить в Лузановке, дав при этом согласие на реконструкцию в парке им. Т.Шевченко, — это их сугубо личная инициатива. А потому высказываются предположения, что берег будет застроен апартаментами с соответствующей инфраструктурой, потому как гостиницы в этом районе вне чемпионата будут невостребованы.

Надо сказать, пока ни в одной программе подготовки и проведения Евро-2012 — ни городской, ни областной, ни государственной — гостиницы в Лузановке не значится. В последних двух нет и спорного стадиона. Против его строительства выступает ЗАО ФК «Черноморец», который будет реконструировать стадион на 50 тыс. мест в парке им. Т.Шевченко и три учебно-тренировочные базы. Так что областной совет, лоббирующий бизнес-проекты вышеназванной структуры, своим решением исключил стадион в Лузановке из региональной программы.

Это только чиновники заявляют, что в Одессе вся спортивная и гостиничная инфраструктура для проведения матчей чемпионата будет востребована и после 2012 года. Инвесторы считают по-другому. Поэтому стремятся любыми путями не допустить конкуренции.

В отличие от других городов, Одесса не объявляла тендер на реконструкцию главной спортивной арены. ЗАО ФК «Черноморец» сразу заявил о себе как о безальтернативном инвесторе и пожелал взамен получить в свою собственность стадион вместе с земельным участком за 1 грн. А это семь гектаров парковой земли. В ответ власти сообщили, что имеется ряд инвесторов, готовых вложить средства в строительство нового стадиона для проведения игр чемпионата.

За право реконструировать ста­дион «Черноморец» владелец одноименного футбольного клуба борол­ся с городскими властями всеми спо­собами. После растянувшего­ся на несколько месяцев противостояния компромисс был найден. Одес­ский горсовет — акционер ЗАО ФК «Черноморец». Поэтому было решено передать в собственность ЗАО стадион как вклад в его уставный фонд и тем самым увели­чить долю города. На таких же условиях «Черноморец» получил и две учебно-тренировочные базы, одна из которых находится в при­брежной зоне, в Отраде, для реконст­рукции футбольных полей и строи­тельства на их территории гостиниц.

Однако на этом проблемы вокруг проектов ФК ЗАО «Черноморец» не исчерпаны. После того как инвестор презентовал макет обновленного стадиона, стало видно, что рядышком красуются два высоченных небоскреба — будущая гостиница 4* и якобы административный корпус. Это тот случай, когда инвестору разрешили сесть за стол, а он и ноги на стол.

Стадион расположен в центре парка. Поэтому мало кому понятно, как его реконструкция, предполагающая создание беспрепятственных проходов, строительство новых подъездных путей, паркингов на 5 тыс. мест и двух высотных зданий, не повредит парку. Город пока что разрешение на строительство двух высоток не давал. Однако будущая гостиница уже фигурирует в областной программе подготовки к Евро-2012.

Выручат океанские лайнеры

В целом не совсем ясна и понятна ситуация вокруг гостиниц. Впрочем, как и вокруг других объек­тов. Постановлением Кабмина утверждена новая редакция государст­венной целевой программы подготовки и проведения в Украине Ев­ро-2012. В нее дополнительно включены пункты по реконструкции в Одессе 35 отелей. Однако многие из них в ней вовсе не нуждаются.

Эта информация была озвучена на сессии облсовета, на которой 6 июня с.г. депутаты приводили в соответствие с государственной свою региональную программу. Область уже обратилась к киевским чиновникам с просьбой исключить эти гостини­цы из вышеназванного документа. Оказывается, запланированные объемы финансирования не согласованы с инвесторами. Они не в курсе, что обязаны в течение четырех лет выложить приличные суммы на реконструкцию отелей.

В мае Одесса представила экспертам УЕФА новый пакет документов — так называемый генеральный план инфраструктуры, который прошел согласование в профильных министерствах. Это — сведения о спортивных объектах, транспортной и гостиничной сети, возможностях здравоохранения. В плане содержатся детальная информация по каждому проекту и гарантии города относительно их реализации. Пока что увесистый документ не для общего обозрения. Поэтому, какие гостиницы в действительности заявлены, остается гадать.

По словам чиновников, в генплан инфраструктуры вошли проекты, предусмотренные городской программой подготовки к чемпионату. Но так ли это? Программа была принята на сессии горсовета в январе с.г. С тех пор появились новые проекты и предложения. Среди них — уже упоминавшаяся гостиница при стадионе «Черноморец» в парке им. Т.Шевченко, фигурирующая в статотчетности по Евро-2012. Абсолютной новостью является строительство гостинично-апартаментного комплекса с подземным паркингом в самом сердце Одессы, ее исторической части — на Приморском бульваре, 9. Судя по адресу, это Одесский дворец моряков, памятник архитектуры. Здесь планируется построить 50 номеров категории 5*. И апартаменты с гостиничной инфраструктурой 5* класса де-люкс — 200 номеров. Хотя никакого официального решения относительно данного «новостроя» нет. Но комплекс значится в числе предложений Одессы, которые она будет рекомендовать внести в государст­венную программу.

На сегодняшний день, исходя из требований УЕФА по количеству гостиничных номеров (а они касаются в основном размещения участников и гостей чемпионата), в Одессе перебор с трехзвездочными гостиницами. Можно сказать, что хватает четырехзвездочных отелей, без учета их состояния. А вот обеспеченность пятизвездочными номерами на уровне 1% — всего 26 номеров. Поэтому город взял на себя обязательства построить половину из недостающего количества и половину пополнить за счет круизных лайнеров, которые могут быть зафрахтованы на период проведения матчей.

Иными словами, у Одессы нет неразрешимых проблем. Есть лишь технические моменты и нюансы. Негативная же реакция горожан, общественности и даже протесты прокуратуры к ним не относятся. Они — вообще не в счет.

Не все так гладко и с объекта­ми транспортной инфраструктуры. Но здесь проблемы лежат в плоскости финансирования и вза­имоотношений на уровне «местная власть — Кабмин». В государственную программу не вошли пункты, касающиеся строительства эстакады (или туннеля) «Таможенная площадь — стадион «Черноморец». На эти цели необходимо 150 млн. гривен. Из них 50 млн. власти рассчитывали получить из госбюджета. Упомянутая эстакада является одним из основных аргументов того, что парк им. Т.Шевченко не будет принесен в жертву Евро-2012.

Выпало из программы и строительство скоростной автомагистрали Север—Юг. Она должна соединить все районы города с центром и въездами в Одессу. На реализацию этого проекта, к которому город уже приступил, мэрия в своей казне предусмотрела 300 млн. грн. и рассчитывала получить 400 млн. из госбюджета.

Город не живет подготовкой к Евро

В целом для Одесской области прогнозные объемы государственного финансирования урезаны с 2,4 до 1,2 млрд. гривен. Об­ласть считает такой подход неправильным. И будет настаивать на проектах, предложенных Одесским горсоветом.

Судя по всему, без проблем Кабмин готов финансировать лишь реконструкцию между­народного аэропорта «Одесса». Но мэрия в помощи государства не нуждается. Она просит запланированные на эти цели казенные средства в размере 361,83 млн. грн. выделить на ремонт одесских дорог.

Аэропорт — тема отдельная. Одессе пригрозили: если она не передаст государству взлетно-посадочную полосу, то лишится Евро-2012. Такова позиция Министерства транспорта и связи. Она была озвучена губернатором области на сессии облсовета. Ранее на пресс-конференции в Одессе министр транспорта И.Винский заявил: если не будет достигнута договоренность с горсоветом, то международный аэропорт построят в Николаеве. Как альтернативу одесскому.

Договориться не удалось. В ответ на письма Минтранса, который бомбардировал мэрию предложениями согласовать проекты соответствующих распоряжений Кабмина, вопрос о статусе предприятия власти города вынесли на сессию. Депутаты посчитали передачу аэропорта как целостного имущественного комплекса из коммунальной собственности в государственную нецелесообразной.

А 24 июня с.г. горисполком создал комиссию для проведения конкурса по выбору стратегического партнера для реконструкции аэропорта, утвердил порядок проведения и намерен до середины июля объявить тендер.

Вне всякого сомнения, Евро-2012 дает и принимающим городам, и стране в целом отличный шанс сделать рывок вперед. Однако подготовка к будущему чемпионату пока не стала тем масштабным проектом, который смог бы консолидировать власть, бизнес и общину. И, похоже, вряд ли станет.

Если говорить об Одессе, то пока наблюдается лишь слияние власти и бизнеса, диктат которого везде и повсюду. К сожалению, это и есть главный фон, на котором, скорее всего, пройдет подготовка к Евро. А поддержка общественности и настроения граждан — та составляющая успеха, о котором лишь говорят чиновники. Но ничего не делают, чтобы слова «город живет подготовкой к Евро», «горожане полны оптимизма» стали реальностью.

Мэр города был честен с экспертами УЕФА, когда уверял: Одесса отличается гостеприимством. И окажет достойный прием участникам и гостям чемпионата. Важно, чтобы горожане к моменту проведения турнира не стали вконец обозленными и не считали Евро-2012 дерибаном парков и побережья. Пока же именно такие настроения царят в городе. И судя по тому, как развиваются события, вряд ли что-то изменится в ближайшее время.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №15, 21 апреля-27 апреля Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно