НА ПУТИ ИЗ ЕВРОПЫ В АЗИЮ

9 апреля, 1999, 00:00 Распечатать

Об участии в международных транспортных коридорах Украина заявила давно. Однако пока что в этом смысле ей похвастаться нечем...

Об участии в международных транспортных коридорах Украина заявила давно. Однако пока что в этом смысле ей похвастаться нечем. Почему-то когда говорят о причинах такой ситуации, речь в основном идет о несовершенстве нормативной и законодательной базы, налоговом бремени и т. д. Все это так. Но вместе с тем их функционирование зависит и от действий конкретных служб, фирм, предприятий, непосредственно оказывающих услуги тем, кто движется по транспортным магистралям. Так что же происходит на месте, скажем, в одном из самых крупнейших портов юга Украины - Ильичевском? Ведь именно этот порт является сегодня базовыми морскими воротами трансконтинентальной магистрали из Европы в Азию и обратно. Благодаря паромной переправе и открывшемуся два года назад морскому сообщению между Украиной и Грузией.

Какова же роль самого порта в реализации программы создания МТК в стране? И не только в развитии коридоров Европа - Кавказ - Азия по программе ТRACECA (к которой Украина присоединилась в ноябре 1996 года) и евразийского, но и других.

Как известно, на развитие железнодорожной паромной переправы Ильичевск - Поти, учитывая значимость этого морского участка, ЕС выделил (в рамках программы Тасis) 15 млн. экю технической помощи. Из них 7 млн. было предоставлено Украине на модернизацию паромного комплекса в Ильичевском порту и парома судоходной компании «Укрферри»; и свыше 5 млн. экю - на строительство железнодорожного паромного комплекса в Поти. Что же сделано по этому проекту?

В этой связи важно отметить, что в Ильичевске и Одессе с 23 по 28 февраля работала делегация ЕС, возглавляемая координатором координационной группы ТRACECA в Брюсселе Беном Беддегенутсом и главой координационной группы программ Таcis в Гамбурге Фольхардом Арльтом. Делегация ЕС на месте ознакомилась с ходом выполнения запланированных работ, и судя по оценкам ее представителей, в целом осталась довольна увиденным и услышанным. По сообщению координатора проекта от Минтранса помощника начальника Ильичевского морского порта Георгия Токмана, в настоящее время (и в этом могли убедиться представители ЕС) закончена разработка проекта строительства контейнерно-автотранспортной площадки на территории паромного комплекса Ильичевского порта.

«Проект получил высокую оценку со стороны главного контролера от ЕС г-на Шварца, - сказал Г.Токман. - В его разработке помимо двух фирм (итальянской Cosmar и французской - ВСЕОМ, выступающих в роли главного подрядчика), участвовал одесский «ЧерноморНИИпроект» в качестве субподрядчика. Активную роль сыграли и отделы Ильичевского порта. Проектирование шло нелегко. Проект перерабатывался в своей главной части дважды. Но в итоге именно благодаря участию инженерных служб порта, их опыту, профессионализму, инициативе достигнут высокий уровень технических решений. В настоящее время начался первый этап строительных работ. Согласно контракту, контейнерная площадка должна быть готова в течение шести месяцев».

Проект развития железнодорожной паромной переправы Ильичевск-Поти включает также капитально-восстановительный ремонт железнодорожных путей станции Ильичевск-Паромная. Поставка материалов и комплектующих изделий для этих целей уже завершена, и Одесской железной дороге понадобится два месяца, чтобы закончить работы.

Что же касается модернизации систем пожаротушения парома «Герои Шипки», то переговоры между фирмой Cosmar и судоходной компанией «Укрферри» пока не завершены. Помимо этого, проект также включает создание системы компьютеризации железнодорожной паромной переправы.

Если говорить о выполнении работ в Поти, то по заверениям грузинской стороны, железнодорожный мост будет открыт в середине апреля. Следует отметить, что Ильичевский порт, в отличие от Потийского, готов уже сегодня, независимо от реализации вышеназванного проекта, принимать в год не один миллион тонн грузов. В техническом смысле проблем не существует, и паромный комплекс (линия Ильичевск-Варна), действующий вот уже 20 лет, это демонстрировал не раз. Модернизация лишь позволит компьютеризировать систему паромного сообщения и создать более благоприятные условия для развития контейнерных перевозок на железнодорожных паромах.

К тому же с лета прошлого года, не дожидаясь реализации проекта, порт своими силами за счет собственных и средств иностранных и украинских инвесторов ведет реконструкцию седьмого терминала, в состав которого входит паромный комплекс. Речь идет об устройстве пункта пропуска через границу. Сегодня это проблема для всех морских и сухопутных границ Украины: отсутствие нормальных условий для пропуска транспорта и транзитных грузов через границу делает украинские транспортные пути труднопроходимыми и в итоге неконкурентоспособными, из-за чего грузопотоки устремляются в обход Украины.

«Если в продвижении грузов в вагонах серьезных проблем нет, - подчеркивал Токман, - то в автомобилях, надо прямо сказать, существуют значительные трудности, учитывая то количество государственных служб и инспекций, работающих на территории порта, и отсутствие необходимого опыта в организации осуществляемого ими контроля. Я имею в виду пограничный, таможенный, санитарный, карантинный, ветеринарный, экологический контроль. Ведь ни для кого не секрет, что международному автотранспорту приходится порой днями простаивать в ожидании оформления документов. И многие экспедиторы прямо говорят, что если бы не эта многочасовая полоса препятствий, то поток груза был бы более интенсивным.

Поэтому, чтобы ускорить продвижение транспортных средств и грузов через границу, важно для начала, на наш взгляд, решить две проблемы. Во-первых, правильно организовать работу всех контролирующих служб. Сегодня, к сожалению, между ними нет должного взаимодействия и взаимопонимания. В их действиях скорее наблюдается разобщенность и даже противоречивость. Хотя на правительственном уровне во избежание этого принято немало мер. Поэтому шаги порта как государственного предприятия направлены на то, чтобы совместными усилиями, на нужном уровне, найти оптимальную схему их размещения и взаимодействия, с одной стороны. А с другой - упорядочить и оптимизировать систему тарифов и сборов в соответствии с указом Президента и постановлением правительства.

Во-вторых, необходимо решить вопрос с обустройством самого пункта пропуска. В связи с этим порт на седьмом терминале строит необходимые помещения для досмотра, контроля, которые будут оборудованы системами связи и всем необходимым».

В порту для решения этих и других вопросов в прошлом году был специально создан отдел развития и инвестиций. Словом, реализация самостоятельных программ и проекта развития железнодорожной паромной переправы в рамках программы Tacis как раз и позволит, по мнению руководства порта, привлечь грузопотоки.

Имеются перспективы и в отношении грузовой базы. Переговоры с грузинскими экспедиторскими фирмами, которые провел порт, позволили прощупать обстановку. Да и реалии сегодняшнего дня таковы, что черноморские морские порты, учитывая межнациональные конфликты в некоторых странах, через которые проходят сухопутные магистрали, являются теми единственными окнами, через которые можно попасть в Европу и обратно.

Важно отметить, руководство Ильичевского порта стремится, чтобы его морские ворота были самыми предпочтительными не только на евразийском направлении, но и в направлении Балтика - Черное море (Гданьск-Одесса). Этот коридор открывает большие перспективы. Поэтому ставится задача привлечь в Ильичевск хотя бы для начала незначительную часть грузопотока, идущего вокруг Европы морским путем. Порт стремится быть инициатором во всем, что касается данного направления, в частности работает над тем, чтобы содействовать организации одного-двух контейнерных и контрейлерных поездов, которые бы работали между прибалтийскими и Ильичевским портами по расписанию.

Ведутся также проработки по реконструкции терминалов и строительству новых, в частности по перевалке хлористого калия и других химических грузов. В порту в очень короткие сроки был построен зерновой комплекс мощностью 3 млн. тонн в год. Сегодня проектируется вторая очередь, которая позволит в два раза увеличить его мощности.

Необходимо построить и небольшой пассажирский морской вокзал. Во-первых, это даст возможность организовать нормальный прием пассажиров, которых обслуживают сегодня железнодорожные паромы и суда, совершающие коммерческие рейсы в Турцию. А, во-вторых, позволит принимать небольшие суда на подводных крыльях в пределах Черноморского бассейна, что будет способствовать возрождению прибрежных пассажирских перевозок.

Словом, вопросы, связанные с развитием международных транспортных коридоров, - это одно из главных направлений в технической политике порта, направленной на привлечение грузопотоков. И порт играет сегодня заметную роль в реализации правительственной программы создания МТК в Украине, а также в выработке транспортной политики страны в целом. И в этом немалая заслуга начальника порта Станислава Стребко, занимающего активную позицию и исповедующего государственный подход при решении этих и других задач.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №29, 11 августа-17 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно