На просторах фотобизнеса. Если пленочные «мыльницы» можно смело закупать впрок, то запасы продвинутых цифровых «компактов» стоит соизмерять с торговым оборотом

25 февраля, 2005, 00:00 Распечатать Выпуск №7, 25 февраля-4 марта

Фотография за свою историю переживала несколько этапов резкого роста популярности и, соответственно, повышения спроса на фототехнику...

Фотография за свою историю переживала несколько этапов резкого роста популярности и, соответственно, повышения спроса на фототехнику. Этому в разные времена способствовали: создание высокочувствительных фотоматериалов, появление рулонной пленки, возникновение цветной фотографии, эпидемия предельно простых и дешевых камер-«мыльниц» вкупе с сетью недорогих мини-лабов. Такой же подъем интереса в наши дни вызван взрывным совершенствованием цифровых технологий записи и воспроизведения снимков. Происходящее в этой связи оживление рынка естественным образом привлекает новых его участников. Попытаемся их сориентировать на просторах современного фотобизнеса, сосредоточив их внимание на малоформатных камерах (35 мм и меньше) — как наиболее популярных.

В расчете на чайников

Массовый отечественный фоторынок представлен, в первую очередь, максимально упрощенными в производстве и обращении фотоаппаратами, в просторечии именуемыми «мыльницами», компенсирующими относительно невысокое качество изображения привлекательной ценой. Из пленочных аппаратов в пример можно привести Premier серии BF, из цифровых — марку Sweex.

При этом цифровые «мыльницы» на порядок дороже пленочных из-за использования в них электронной начинки. В целом себестоимость цифровых снимков в любительском секторе выше, чем снятых на пленку. В результате простые аналоговые мыльницы в Украине, как и на Западе, расходятся и будут по-прежнему довольно бойко расходиться среди небогатых и рачительных покупателей, а также технофобов. Да и среди обеспеченных любителей популярна идея «фотоаппарата на один день», о судьбе которого можно не беспокоиться.

Другой обширный класс фотоаппаратуры — «компакт-камеры». Они имеют упрощенное управление, однако не настолько, чтобы сделать невозможным получение качественных фотографий. В отличие от «мыльниц», здесь разработчики видят свою задачу не в том, чтобы максимально упростить съемку, но в том, чтобы максимально упростить создание качественных снимков. Примерами могут служить пленочные фотоаппараты Contax серии T, цифровые Konica-Minolta серии Dimage Z.

В сегменте «компактов» господство цифровых технологий на сегодняшний день стало преобладающим, и крупнейшие производители постепенно сворачивают производство пленочных фотоаппаратов этого типа. В то же время к цифровым камерам привлечен большой интерес, а цены демонстрируют явную тенденцию к снижению. Сегодня их приобретают, во-первых, прогрессивно настроенные пользователи, основные ориентиры для которых — многофункциональность и дизайн. Другая группа — это материально обеспеченные покупатели, ожидающие от фотоаппарата качество картинки и надежность (обычно определяемую ими по брэнду производителя). Третья группа — молодые люди, живущие за счет чужих заработков, которые ориентируются на функциональную и брэндовую моду, не уделяя вопросу качества первостепенного внимания.

Сегменты-конкуренты

В некую провальную нишу в торговле предположительно попадают пленочные продвинутые почти-уже-не-мыльницы (такие как Canon серии Prima) и зеркалки «для начинающих» (Minolta Dynax 303, например), поскольку цифровые «компакты» перекрывают этот сегмент рынка. Системы моментальной аналоговой фотографии на украинском рынке также не имеют серьезных перспектив — и любительские, и профессиональные (такие как Polaroid Studio). В Украине они распространены сравнительно нешироко, при этом цифровые системы не уступают им в оперативности, зато превосходят в функциональности, а также — качестве и дешевизне отпечатков. К явным аутсайдерам относится и не успевший проникнуть в широкие ряды отечественного потребителя формат APS (где применяется фотопленка с уменьшенным кадром, снабженная магнитной дорожкой).

Не так быстро сбудутся прогнозы скорого слияния цифрового фотоаппарата и видеокамеры в единое устройство. Уже сегодня все цифровые видеокамеры могут работать в режиме фото, но большинство любителей предпочитают иметь фотоаппарат отдельно. Ведь ситуации, в которых используется видео- и фотосъемка, часто различаются, и носить с собой более объемную и более дорогую видеокамеру туда, где нужен лишь фотоаппарат, для большинства просто неудобно. Кроме того, любители с более высокими требованиями к качеству снимков не удовлетворяются относительно невысоким качеством фотографий, которое предлагает видеокамера. Поэтому рынок цифровых видеокамер еще долго будет оставаться смежным, но не конкурирующим по отношению к рынку фотоаппаратов.

Другая современная «фишка» — цифровые фотокамеры, встроенные в мобильные телефоны или компьютеры-наладонники. Однако при достигнутом здесь отнюдь не плохом стандарте размера матрицы в 1,3 мегапиксела низкое оптическое качество объективов и другие важные параметры, связанные с предельной портативностью, резко ограничивают возможности съемки. Получить более или менее приличные снимки в данном случае возможно только при хорошем освещении, с определенного расстояния, при съемке крупных статичных объектов.

Что до перспектив, на сегодняшний день совершенствование цифровой фототехники идет чрезвычайно быстрыми темпами, это делает неоправданным выпуск особо крупных партий той или иной модели разработчиками (кому как не им известно, что через несколько месяцев на смену текущей придет очередная модель). Тем более не успевают развернуть массовое производство азиатские производители: новейшие технологии им недоступны, а не самые новые к моменту налаживания массового потока и вовсе перестают удовлетворять потребителя и не пользуются спросом даже с учетом традиционно низкой для таких производителей цены.

Зато можно с уверенностью сказать, что с замедлением темпов смены поколений камер по мере взятия долгожданных технологических рубежей впереди нас ожидает прорыв Китая на рынке недорогих цифровых фотоаппаратов и связанное с этим понижение общемировых цен на такую технику.

Ориентация на профи

На профессиональном рынке доминируют зеркальные камеры, которые предоставляют фотографу максимум творческой свободы и контроля за процессом съемки. Позволяют получать снимки самого высокого качества. К таким относятся, например, пленочные Nikon серии F и цифровые серии D.

Среди профессиональных фотографов можно выделить несколько групп. Первая — «прикладники», снимающие свадьбы, выпуски учебных заведений и другие массовые фотографии «на память». Это пионеры освоения цифровой техники, редкая категория, для которой себестоимость цифровых снимков уже давно существенно ниже себестоимости аналоговых. Основной критерий выбора аппарата: соотношение цена—производительность—выносливость. Поэтому снимают на «компакты» или недорогие зеркальные камеры.

Вторая группа — репортеры. Преимущественно вооружены «казенным» оборудованием. Критерии выбора камеры колеблются в неконтролируемых пределах в зависимости от возможностей издания, но в целом ориентируются на надежность, быстродействие и берут дорогие «скорострельные» камеры, к примеру Nikon D2H, Canon 20D.

Для мастеров креативной фотографии основными критериями являются качество изображения и надежность аппарата. Они используют в работе топ-компакты (Canon S1 Pro, например), все типы зеркалок (Nikon D100, Pentax *ist DS), одновременно остаются потребителями и пленочных фотоаппаратов (Nikon F75, Pentax MZ-S), хорошо зная о сильных сторонах пленки.

Профессиональный сектор рынка привлекателен большей ценой единицы товара, но более рискован: едва ли не каждая модель здесь на сегодняшний день является новым словом. И это «слово» вполне может оказаться не столь успешным, как ожидалось. Даже выпущенная грандом индустрии модель рискует или обладать неявными (с точки зрения просто чтения списка технических характеристик), но ощутимыми в эксплуатации недостатками, или наконец, просто запоздать в сравнении с конкурентами — и о спросе придется забыть. Впрочем, случается и противоположное — выпускается удачный фотоаппарат, тогда выиграет компания-дистрибьютор, оказавшаяся способной оперативно организовать регулярные поставки.

Вот несколько нашумевших примеров. Sony создала ставшую в свое время бестселлером модель F717 (5 мегапикселов). Заказы на следующую модель F828 (8 мегапикселов) поступали еще до ее появления на рынке. Однако после продажи первых экземпляров и появления тестов ажиотаж спал, а спустя месяц-другой, с выходом конкурирующих камер, спрос резко притормозился. Новая модель оказалась отнюдь не такой удобной, как ожидалось (например, существенно увеличила свою и без того ощутимую массу), и главное — стала демонстрировать гораздо больший уровень «шумов» (цифровых помех) в изображении.

Olympus в свое время вывел на рынок профессиональную цифровую фотокамеру с высокими качественными характеристиками (Е1), которая, однако, не имела массового успеха, т.к. профессиональное исполнение («всего по максимуму») повлекло за собой слишком высокую для большинства потенциальных потребителей цену, а долгий перерыв присутствия компании на рынке камер со сменной оптикой привел к отсутствию фотографов, «привязанных» оптикой к данной системе.

Canon, оснащающий свои зеркалки матрицей собственного производства (а мыльницы и «компакты» — покупными), в то же время предложил потребителю максимально удешевленную зеркалку (300D), оснащенную при этом весьма совершенными новейшими разработками — светоприемным элементом и процессором. Таким образом компании удалось перекрыть как рынок продвинутых любителей, так и нетерпеливых профессионалов, обеспечив себе на данном этапе уверенное лидерство. Логично, что после этого были выведены в свет более «взрослые» (и дорогие) модели компании.

Для тех, кто работает на рынке профессиональной фототехники, важно иметь в виду, что профессионалы приобретают новые фотоаппараты не часто. Зато профи постоянно расширяют свой арсенал покупкой совместимых объективов, светофильтров, вспышек, штативов и других акссесуаров.

В связи с модой на экстремальные виды туризма растущим спросом, вероятно, будут пользоваться футляры для съемки под водой или в других условиях, представляющих риск для аппаратуры. Такие футляры уже присутствуют в отечественной рознице, в отличие от менее дорогих и более универсальных специальных полиэтиленовых «кульков», выпускаемых для тех же целей.

Инфраструктура рынка

Сервисная инфраструктура представлена мини-лабораториями (аналоговыми и цифровыми). Аналоговые останутся доходными за счет объективно долгого существования тех же «мыльниц», а также в силу того, что аналоговых снимков в принципе печатается больше (цифровые можно рассматривать и по-другому: на встроенном мониторе камеры, на экране компьютера, а также печатать иными способами). Однако более стратегически мыслят те, кто приобретает универсальные мини-лабы (например, присутствующие на отечественном рынке Noritsu-3000, AGFA d-lab.2).

Очень вероятно появление и распространение в Украине (вслед за Америкой, Европой и Японией) так называемых фотокиосков — автоматизированных машин, внешне напоминающих банкомат, где каждый может самостоятельно распечатывать на фотобумагу цифровые фотографии с карт памяти или компакт-дисков.

Для более взыскательных фотографов — и любителей, и профессионалов — существует значительный ассортимент фотопринтеров, печатающих цифровые (или оцифрованные с пленки) фотографии как с компьютера, так и непосредственно с цифрового фотоаппарата. Себестоимость таких отпечатков выше, чем в мини-лабах, зато фотограф получает полный контроль за выбором контрастности или цветовой гаммы, да и попросту качеством окончательных фотографий. В Украине получили популярность принтеры Epson и HP.

* * *

Таким образом, мелким и средним игрокам рынка стоит ориентироваться на массовый (любительский) сектор: на широкий ассортимент фотокамер, начиная от дешевых пленочных «мыльниц» до стильных и продвинутых цифровых «компактов». Причем если в первом случае допустимы закупки товара впрок, то в последнем стоит соизмерять объем запаса с предполагаемым торговым оборотом. В недорогом ценовом диапазоне допустимо ориентироваться и на фотоаппаратуру, начавшую морально устаревать на Западе, которую можно закупить по «бросовым» ценам. Хорошим вложением денег для среднего бизнеса будут и инвестиции в универсальные (аналогово-цифровые) минилабы, как новые, так и восстановленные, а также фотокиоски (главное — правильный выбор «точек»).

На рынок же профессиональной фотографии лучше выходить, имея достаточно средств для закупки дорогих современных топ-моделей фотоаппаратов, широкой линейки всевозможных акссесуаров к ним и лучшей современной печатающей аппаратуры, а также консультантов, квалифицированные советы которых помогут снизить неизбежные риски.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №38, 13 октября-19 октября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно