На «глубокой воде»

Поделиться
Морские нефтегазовые акватории Украины: проблемы для решения

Нефтегазоносные акватории Украины - клондайк или пустыня? Этот вопрос периодически обостряется в зависимости от актуальности углеводородной темы в комплексе энергетических проблем государства, а также от наличия политических нот в отношениях с соседями.

На фоне безоговорочных успехов отечественной добывающей промышленности, правда, в пределах неглубокого Азовского моря и шельфовых, также мелководных, зон Черноморского бассейна, окончательный ответ на него в профессиональных кругах не найден. В основном из-за отсутствия достоверной информации об объектах, расположенных на «глубокой воде» и до сих пор не достижимых для бурения поисковых и разведывательных скважин.

В целом несложно увидеть, что все годы независимости в соответствующих программных документах, посвященных нефтегазовым украинским активам на морях, для увеличения ресурсов сырья и, соответственно, его добычи предполагалось наращивать объемы всех видов работ и производственных мощностей, повышать активность международного сотрудничества. Менее чем скромный результат (4% подтверждение прогнозного потенциала) невольно заставляет задуматься - насколько положения наших стратегий и планов отвечают возможностям государства и его производственных структур?

Приоритет - достоверная оценка имеющихся ресурсов нефти и газа

Основные перспективы освоения мелководных площадей связаны с деятельностью Государственного акционерного общества «Черноморнефтегаз». Работая в довольно непростых условиях, компания постепенно наращивает добычу газа, готовится к разработке первого нефтяного месторождения (Субботина), а также совершенствует свою технологическую базу. Ресурсная база шельфовых зон вполне достаточна для прогрессивного развития ГАО «Черноморнефтегаз» и решения региональных проблем обеспечения топливом, но явно не отвечает потребностям государственного уровня.

На этом уровне интересы сконцентрированы на месторождениях со значительными запасами, разработка которых может повлиять на макроэкономические или балансовые показатели промышленности. Именно такие запасы прогнозируются в зонах Черноморского бассейна на глубинах моря 400 и больше метров, где выполнять работы и сложно, и дорого, и рискованно.

Основной технической проблемой является необходимость использовать оборудование, которое принципиально отличается от имеющегося. Это специальные буровые суда и полупогружные плавучие морские буровые установки (ППМБУ). По своим функциональным особенностям они не нуждаются в контакте с морским дном и способны работать в довольно широком диапазоне глубин (от 100 до 1000 метров и даже больше). Безусловно, техническое совершенство имеет свою цену, которая сегодня достигает миллиарда долларов для ППМБУ, а для буровых судов - превышает эту цифру. Если учесть стоимость вспомогательного флота, материалов и собственно буровых работ, то в первом приближении вырисовываются масштабы затрат на освоение «глубокой воды», и становится понятной необходимость привлечь масштабные инвестиции из всех возможных источников.

Однако именно здесь возникает принципиальное противоречие. Неуверенность относительно определения объемов запасов сырья для обнаруженных (преимущественно сейсморазведкой), но пока не подтвержденных (бурением) естественных резервуаров углеводородов приводит к неоднозначности прогнозов эффективности инвестирования в долгосрочные, затратные и рискованные проекты. Безусловно, что объект с доказанной производительностью можно отдавать для освоения транснациональным компаниям на значительно более выгодных для страны условиях, чем участок, определенный только географическими координатами. Поэтому, на наш взгляд, заслуживает внимания поиск ответа на вопрос: кто возьмет на себя риск поиска месторождений углеводородов в акваториях - государство или частные инвесторы (компании)?

Минимизация этого риска, а также обоснование инвестиционных перспектив акваторий являются одними из главных задач начального (поискового) этапа геологоразведочных работ. Отсюда следуют определенные приоритеты относительно их финансового обеспечения. Чем выше перспективы, доказанные на данном этапе, тем надежнее технико-экономическое обоснование рентабельности и финансовой эффективности дальнейшей разведки и освоения месторождения. Таким образом, прежде всего собственник (государство) заинтересован в достоверном доказательстве нефтегазоносности территорий, при условии сохранения своих прав распоряжаться ими.

Самый надежный вариант - обследование и оценку указанных перспектив государство должно осуществлять самостоятельно или с минимальным использованием посторонних средств. Для освоения же месторождения (нефтегазоносного района) необходимо привлекать внешний капитал, поскольку прибыльное сочетание процессов разведки и разработки нефтегазовых месторождений без «залповых» инвестиций, скорее всего, невозможно.

Корректность в определении задачи - важный фактор
ее успешного решения

Смещение акцента на поисковые процессы (тематические, геофизические исследования, бурение параметрических и поисковых скважин), на первый взгляд, разрушает целостную схему прибыльного освоения углеводородных ресурсов, поскольку ресурсы в недрах не являются товаром в прямом понимании этого слова.

Другое дело - формирование рынка нефтегазовых активов. Если развивать систему управления ресурсной базой, закрепив за государственными структурами организационно-распорядительские права, а на рынок выводить только подготовленные активы (идеально сформировать и сопровождать соответствующий портфель инвестиционных проектов), то в стоимость выставляемых на конкурс лотов автоматически включаются затраты, понесенные в ходе их подготовки к реализации. В этом случае опережение разведывательного процесса поисковым (ориентированным на поиск значительных по запасам месторождений) будет оправданным. Поисковые затраты значительно ниже по сравнению с разведывательными и не пропорциональны тому объему ресурсов, который открывается (как для гигантских, так и для малых объектов стоимость работ до начала стадии разведывательного бурения практически эквивалентна). Также меньшими являются затраты времени на поиск отдельного объекта, а разведка единицы запасов на крупном месторождении значительно дешевле, чем разведка на мелком.

Очевидным, но не определяющим недостатком изложенной схемы является отстрочка получения прибыли от собственно продажи энергоносителей. Вместе с тем к ее преимуществам можно отнести следующие:

- приближение затратной части первой (поисковой) фазы к реальным возможностям отечественной промышленности;

- укрепление принципов системной организации государственного управления использованием ресурсов углеводородов;

- повышение инвестиционной привлекательности «подготовленных» нефтегазовых активов, как следствие - принципиальное ускорение темпов освоения морских месторождений нефти и газа.

На сегодняшний день поиск углеводородов в бассейне Черного моря активно начинают и Румыния, и Болгария, и, в перспективе, Россия. Соответственно, тот, кто первым создаст в этом регионе современную производственную базу (буровые суда, морские плавучие буровые установки, суда-трубоукладчики), с высокой вероятностью будет иметь преимущества для прибыльного развития своей деятельности.

Самая совершенная полупогружная установка может пробурить 12- 15 тыс. метров (приблизительно три глубокие скважины) в год. Отсюда следует, что две установки способны осуществлять поиск залежей нефти и газа на четырех-шести площадях в течение года или вести разведывательные работы на одном-двух найденных месторождениях в течение трех-пяти лет. При этом в любых обстоятельствах их мощности будет явно недостаточно для создания системы эксплуатационных скважин (сто и больше) на крупном нефтегазовом месторождении.

Существует еще одна важная задача. За счет использования механизма операционного лизинга оборудования для вышеупомянутых потенциальных партнеров риски инвестирования в создание производственной базы значительно снижаются. В этом плане, возможно, следует изучить целесообразность создания в составе НАК «Нафтогаз Украины» компании-оператора по эксплуатации морских буровых установок.

Таким образом, уже сегодня существуют предпосылки для формирования определенного пространства управленческих решений, в котором обоснованно определяется наиболее выгодная их последовательность или комбинация для наращивания темпов освоения нефтегазоносности Черноморского бассейна.

Перспектива - межотраслевая кооперация на паритетных началах

Если считать целесообразным движение в направлении опережающего развития поисковых процессов, то возникает следующий принципиальный вопрос. Возможно ли осуществить это движение без кардинальных изменений нормативно-законодательной базы, реформирования (перераспределения) управленческих полномочий, дополнительной нагрузки на государственный бюджет? Ведь лучшее во все времена остается врагом хорошего.

Продуктивное решение может лежать в плоскости межотраслевой интеграции механизмов правового регулирования, технических средств и производственных мощностей на уровне целевой государственной инвестиционной программы по созданию и внедрению системы управления ресурсами углеводородного сырья глубоководной части украинского сектора Черного моря. Обсуждение структуры и комплекса задач такой программы выходит далеко за пределы этой статьи. Попробуем обозначить только основные черты, которые принципиально должны отличать ее от существующих стратегических установок и протокольно утвержденных, но не обеспеченных финансированием планов разного уровня: закрепление за ведомствами функций, зон ответственности, организационных и коммерческих условий взаимодействия (скорее всего, по сценарию совместной производственной деятельности и соглашений о разделе продукции); формирование консолидированной информационной системы, с одной стороны, защищенной надлежащим образом, с другой - приемлемой для использования в отношениях с инвесторами (наподобие data room мощных компаний Запада); определение механизмов управления и координации совместной (межведомственной) деятельности и оператора (операторов) таковой.

В условиях ограниченных средств и недостатка времени на выполнение сложной работы всегда приходится решать противоречивую задачу скорейшего получения результата, который должен в основных аспектах (а лучше всего, в абсолюте) превосходить имеющийся уровень. Учитывая перспективы технического обеспечения геологоразведочных работ в Черном море и опираясь на мировой опыт, укажем на необходимость принятия ответственных организационных решений. Не обязательно кардинальных, но конструктивных, чтобы оптимально определить приоритеты, распределить функции и разделить ресурсы (в этом контексте - финансовые и материальные).

Недра принадлежат народу, народ является источником власти, власть должна выработать действенные механизмы использования недр. И что же может власть Украины в этом смысле на данный момент? Предоставить право на пользование недрами практически любому юридическому лицу на тендерных началах, но без понимания того, что от этого будет иметь ее (власти) источник? Сформировать бюджетную статью для освоения того или иного энергоресурса (в конце концов, бюджет наполняет тот самый народ, но его не очень спрашивают о приоритетности нефти по сравнению с образованием или медициной)? Как свидетельствует 20-летний опыт, плановая система управления промышленностью использует бюджетные средства практически без ответственности за эффективное восстановление потребленного (точное украинское слово - «недолуго»).

Может, хватит ждать помощи, а стоит пофантазировать и суметь самим модернизировать систему управления ресурсами (не путать с реформой отрасли), внедрив приоритетность объектно-инвестиционных принципов в планировании и управлении производственными процессами на базе межотраслевой кооперации? И начинать эти действия (а кто говорил, что будет легко?) с освоения перспективных нефтегазоносных акваторий. В такой схеме приоритет приобретают проекты высокой прогнозируемой рентабельности как необходимого условия достойного существования всех участников процесса: собственника, заказчика, оператора, инвестора.

Самый долгий путь начинается с первого шага. Учитывая актуальность вопроса выхода нефтегазодобывающей промышленности Украины на глубокую воду акваторий, именно развитие корпоративных принципов в отношениях государственных структур, ответственных за продуктивное использование богатств недр, и может быть таким шагом.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме