Мы не можем ждать милости от природы после того, что с ней сделали

Поделиться
Уверен, всем памятна чудная сказка Пушкина о Золотом петушке. И вполне закономерный финал для жестокого, алчного и глупого царя Дадона...

Уверен, всем памятна чудная сказка Пушкина о Золотом петушке. И вполне закономерный финал для жестокого, алчного и глупого царя Дадона. Но это лишь в сказке добро всегда торжествует над злом. В жизни же за грехи дадонов чаще всего расплачиваются другие...

Сегодня очередные трагедии на донецкой шахте им. Засядько и на Луганщине несколько отодвинули на второй план нарастающий вал чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на Днепропетровщине. О них «ЗН» уже писало неоднократно. Но чужая беда — не лучшее утешение для тех, кто находится на готовом взорваться вулкане. О том, что количество чрезвычайных ситуаций в стране и, соответственно, в области возрастает, подтвердил «ЗН» и помощник начальника главного управления МЧС Украины в Днепропетровской области по связям со СМИ, полковник Александр Дмитерко.

Вопрос в темпах этого ухудшения, прогнозах развития ситуации на техногенно опасных объектах, последствиях, которыми они угрожают, реальных действиях по предотвращению техногенных аварий. Рассмотрим их на примере Днепропетровского региона, который, в отличие от остальных, сосредоточил в себе практически все имеющиеся в Украине источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Какой из этих запалов догорит первый, только Богу известно.

Темпы деградации техногенной и экологической систем

В прошлом году комиссия МЧС провела плановую проверку технического состояния опасных объектов промышленно развитой Днепропетровщины. Как свидетельствуют ее результаты, по показателям техногенной напряженности область находится на третьем месте после Донецкой и Луганской. Ей угрожают 19 чрезвычайных ситуаций. Неко­торые из них могут стать катастрофами национального масштаба.

Наиболее опасный объект — Запо­рож­ская атомная электростанция. Ее состояние, по мнению специалистов, ненамного лучше печально известной Чернобыльской. Рядом с этой угрозой специалисты ставят не очень надежные дамбы на Днепре. Их несколько, и все они — технические сооружения глубоко пенсионного возраста. Если проявится так называемый человеческий фактор или выйдет из строя какое-либо оборудование на дамбе, на Днепропетровск может хлынуть волна высотой в четыре с половиной метра.

Для общей картины добавим 25 автодорожных мостов в области, которые комиссия оценила как аварийные. Всего же в аварийном или близком к аварийному состоянии находятся более половины (358 единиц) мостов и путепроводов Днепропетровщины. Ориентировоч­ная стоимость их реконструкции и ремонта составляет более полумиллиарда гривен. Такие выводы сделали проверяющие МЧС в первой половине 2006 года. Теперь обратимся к данным конца прошлого месяца, предоставленным главным управлением МЧС Украины в Днепропетровской области.

Для Днепропетровска, Кривого Рога и Днепродзержинска подтопление жилого и промышленного фондов являются одной из серьезнейших проблем и опасностей. Общая площадь оползневых территорий области составляет примерно 4,05 тыс. га, зарегистрировано 433 оползня, требующих отселения 13259 человек, проживающих в 674 домах. Специалисты пришли к выводу, что поражение территории области экзогенными процессами составляет 11%.

По состоянию на 27 ноября 2007 года, на территории области зарегистрировано 29 чрезвычайных ситуаций, что на 42% больше, чем за аналогичный период 2006-го. В них погибли 54 человека (за тот же период 2006-го — 23). И это только в техногенных авариях. Но ими опасность для жизни и здоровья жителей региона не ограничивается. Более того, по мнению специалистов, они не являются основными.

По свидетельству областного центра здоровья и областной санитарно-эпидемиологической станции, область по степени загрязнения и уровню деградации окружающей среды занимает ведущее место в Украине. На одного жителя здесь приходится 247 тонн токсичных химических отходов, 200 кубометров загрязненных сточных вод, 252 кг выбросов вредных веществ в атмосферу. Ведь на землях Днепропетровщины расположено свыше 500 мощных промышленных объектов повышенной техногенной и экологической опасности. Концентрация промышленных мощностей превышает среднеукраинский уровень в два раза, по горнодобывающим объектам — в десять, по металлургическим — в семь раз. Плотность загрязненных выбросов на душу населения в 2,9 раза выше средних показателей по стране, а на единицу площади — в четыре раза.

Наибольшую антропогенную нагрузку (свыше 100 тыс. тонн вредных выбросов) испытывает атмосфера Днепродзержинска, Кривого Рога и Днепропетровска. Как наиболее вопиющий пример, приведу ситуацию по Днепродзержинску. Здесь представлен почти весь спектр экологических проблем: радиационное загрязнение, вредные выбросы промышленных предприятий в атмосферу и в Днепр, подтопление, перенасыщенность городского полигона бытовых отходов. Общий объем выбросов в атмосферу составляет, по данным управления охраны окружающей среды Днепродзержинского горсовета, 130,5 тыс. тонн в год. Объем выбросов на 1 кв. км территории города — 914 тонн, это наибольшая нагрузка среди промышленных городов Украины.

Безусловно, со столь катастрофической техногенной нагрузкой на окружающую среду прежде всего борется сама природа. Но ей нужно не мешать, а помогать в этой борьбе. Какова же с этим ситуация в Днепропетровской области?

По подсчетам ученых Института проблем природопользования, для такой помощи, то есть поддержания нормального существования современного человека 80% территории должны занимать экосистемы в их первозданной форме, а пороговый показатель составляет 50%. Для сравнения: сеть природо-заповедного фонда Днепропетровской области на сегодня составляет... 0,8% площади области! Но и он подвергается постоянным рейдерским атакам и хищническому разбазариванию.

Последний скандальный пример, который в ноябре вывел на улицы с акцией протеста жителей жилмассива Фрун­зенский, — передача Днепропетровским городским советом зеленого оазиса площадью 56 га ландшафтного заказника «Левобережный» (197 га) в аренду двум коммерческим структурам — ООО «АКС-Украина» и ООО «Б.Е.Р.К.У.Т.» для проектирования и строительства спортивно-оздоровительных и торгово-развлекательных комплексов.

При таком отношении к природе через 30—40 лет, по свидетельству лидера Днепропетровской областной организации Партии зеленых Украины Виктора Хазана, человек на Днепропетровщине жить не сможет, потому что на ее территории вследствие неблагоприятных экологических условий погибнут все существующие экосистемы.

Таков прогноз последствий ненасытного стремления к наживе за счет уникальных природных ресурсов региона современных героев бессмертной сказки Пушкина. И он почему-то не удивляет...

Гора планов родила мышь улучшений

Вместе с тем я отнюдь не утверждаю, что в этой сфере жизнедеятельности региона отсутствуют необходимый мониторинг ситуации, ее анализ, многочисленные планы и программы по предотвращению этой страшной опасности. Есть и соответствующие структуры, призванные их реализовывать. Вот только существуют они в различных измерениях и ведомствах, между собой плохо стыкуемых. Очень часто принимаемые в соответствии с программами и их финансированием меры не адекватны реальным угрозам, в лучшем случае направлены не на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а устранение их последствий. Оценить их помогут сведения, почерпнутые из последних информационных сообщений и из все тех же МЧСовских отчетов об «особенностях функционирования и развития системы защиты населения и территории области от чрезвычайных происшествий».

По свидетельству Счетной палаты Украины, которая в нынешнем году проверила один из наиболее опасных для проживания городов Украины — Желтые Воды, Кабинет министров только на 20% выполняет программу радиационной и социальной защиты населения этого многострадального города Днепропетров­ской области.

Не менее впечатляющий пример из той же серии можно привести по скандально известному хвостохранилищу, в котором на территории города Днепродзержинска хранятся 36 млн. тонн радиоактивных отходов Приднепров­ского химзавода, с 1948-го по 1991 год перерабатывавшего уран.

Еще в 2003 году была принята госпрограмма «Приведение опасных объектов производственного объединения «Приднепровский химический завод» в экологически безопасное состояние и обеспечение защиты населения от вредного воздействия ионизирующей радиации на 2005—2014 годы». Как видно из МЧСовского отчета, «радиационный мониторинг в 2006 году на объектах ГП «Барьер» осуществлялся на договорных началах по сокращенной программе в результате недостаточного финансирования». Но и его результаты заставляют бить тревогу из-за быстрой миграции в направлении Днепра зараженных радионуклидами подземных вод.

И лишь в 2007 году согласно обнародованной в ноябре информации Виталия Фабриченко, заместителя директора Днепродзержинского госпредприятия «Барьер», которое обслуживает хвостохранилище, «на средства финансирования программы этого года выполнена разработка проекта строительства участка дезактивации радиоактивных материалов на территории ГП «Барьер», проведены плановые мероприятия мониторинга радиационного состояния объектов, разработана методика расчета доз внешнего и внутреннего радиационного излучения персонала работников предприятий территории промучастка ПХЗ и населения от урановых объектов» на... 1,5 млн. грн. И все эти, по сути, подготовительные работы выполнены на четвертом году существования столь неотложной и жизненно важной для населения региона программы. При этом нам обещают за оставшийся до конца года месяц освоить еще 4 млн. грн. Можно себе представить, что это будет за освоение!

Похоже, скоро из-за халатности местной власти у днепропетровчан появится возможность еще раз убедиться в обманчивости весьма устойчивого среди военных мифа о том, что снаряд дважды в одну и ту же воронку не попадает. Последнее время в Днепропетровске на печально известном жилмассиве Тополь вновь отмечается активизация оползневых процессов, которая угрожает повторением чрезвычайной ситуации, имевшей место в 1997 году, когда под землю ушли школа и детский сад и только чудом никто не пострадал. После ликвидации этой аварии, как известно, комплексное гидрологическое исследование на территории жилмассива так и не было проведено.

А вот как реагирует на нарастание новой угрозы погрязший в земельных разборках горсовет: в 2004 году из городского бюджета на борьбу с оползнями выделено 3 млн. грн.; 2005-м —
1,74 млн.; в 2006-м — 1,17 млн. грн. То есть, чем выше опасность очередной техногенной катастрофы, тем меньше финансирование на ее предотвращение?!

Но такая опасность грозит не только Днепропетровску. О ее масштабности, а также о неадекватном реагировании на угрозу массовых оползней говорят следующие цифры:

— в области грунтовыми водами подтоплены 43 города и поселка городского типа общей площадью 27 тыс. га, а также около 500 сельских населенных пунктов на площади почти 25 тыс. га. Ориентировочная стоимость первоочередных работ по инженерной защите территорий составляет приблизительно 4,5 млрд. грн.;

— ежегодно на выполнение программных мероприятий по ликвидации последствий подтопления по двум программам необходимо около 30 млн. грн., а выделяется менее половины, которые к тому же еще и не полностью осваиваются. Так, за 2006 год выполнено лишь 72% запланированных и профинансированных работ.

В результате, согласно данным геологической службы Минприроды и ряда других организаций, динамика процесса подтопления территорий грунтовыми водами остается прогрессирующей.

И это лишь малая толика свидетельств преступно-халатного отношения к состоянию техногенно-экологической безопасности Днепропетровской области из зафиксированных в МЧСовском документе.

Каков поп — таков и приход!

Именно так говорят в народе. То есть, как организовано руководство этой важной сферой жизнедеятельности региона, таковы и его результаты.

Отсюда в этом году, вероятно, и столь впечатляющий рост (42%) чрезвычайных происшествий техногенного характера на Днепропетровщине. Не потому ли, что у курирующих эту важную сферу деятельности структур власти (управление по вопросам чрезвычайных ситуаций и защиты населения от последствий Чернобыльской катастрофы облгосадминистрации, главное управление МЧС, государственное управление охраны окружающей природной среды в Днепро­петровской области, постоянная комиссия облсовета по экологии и энергосбережению) отсутствует единый орган, который бы координировал эту работу хотя бы на период кризисной ситуации?

Такое мнение было высказано на ноябрьской сессии облсовета членом постоянной комиссии по экологии и энергосбережению депутатом облсовета Юрием Потаповым, хорошо знакомым со спецификой военных мобилизационных мероприятий, которая в значительной мере может и должна использоваться в условиях чрезвычайных ситуаций. В своем выступлении он сделал шокировавший многих вывод, что на областном уровне отсутствует система планирования и предупреждения возможных техногенных аварий, ликвидации их последствий. Вывод радикальный, но прислушаемся к аргументам специалиста прежде всего на примере взрыва газа в доме на ул. Мандрыковской, 127.

Из того, что техника, необходимая для расчистки завала и проведения спасательных работ, прибыла на место аварии с опозданием, Юрий Потапов сделал вывод, что вопрос мобилизационного планирования и порядок предоставления техники ее собственниками подразделениям МЧС с руководителями предприятий не согласованы. Он обратил внимание на то, что возможные техногенные аварии в многоэтажках могут привести к человеческим жертвам из-за отсутствия спасательных средств и механизмов специального назначения.

Весьма показательно и то, что передвижная рентгеновская установка из больницы им. Мечникова появилась на месте аварии только на третьи сутки, когда в ней уже не было нужды. Она была позарез необходима в первые часы после аварии для определения характера травм пострадавших. Такая же ситуация и с теплогенератором, который додумались подать сюда тоже на третьи сутки. А ведь он там должен был работать уже через два часа, чтобы не допустить переохлаждения находящихся под завалами людей.

В таких случаях, подчеркнул депутат, не авторитетом первых руководителей, начиная с министра МЧС, главы обл­гос­администрации и мэра города, организационные вопросы решать надо — должна работать система. Меры по ликви­дации любой аварии должны быть четко спланированы, люди и необходимая техника — подниматься по тревоге и в любой момент быть готовыми к развертыванию. Заблаговременно должны быть разработаны и согласованы документы, инструкции на случай чрезвычайных ситуаций.

«На Мандрыковской спасатели работали под зависшими бетонными панелями, готовыми в любой момент рухнуть. Ребята — герои. Им надо поклониться за проявленный героизм. Но необходим не героизм, а четкая организация работ со своевременным обеспечением необходимой для ликвидации завала техникой. А когда техника поступает только на вторые сутки благодаря личным договоренностям руководства города и области, а не на основе разработанного плана, — это свидетельствует об отсутствии такого плана», — отмечает Ю.Потапов.

Депутат убежден, что все службы жизнеобеспечения города, знания и умение различных специалистов в этой сфере необходимо объединить с целью выработки мер по недопущению чрезвычайных ситуаций, создать централизованную структуру на областном уровне, которая бы решала вопросы защиты этих систем.

К сожалению, на ноябрьской сессии Юрия Потапова хоть и выслушали, но не услышали. Председатель облсовета Юрий Вилкул отказался внести этот вопрос в повестку дня, сославшись на то, что она уже согласована. Не поддержано было и предложение о создании совместно с облгосадминистрацией соответствующей комиссии облсовета, которая изучила бы реальное положение дел в этой отрасли и подготовила предложения по разработке и созданию необходимых мобилизационных планов на случай чрезвычайных ситуаций. Было обещано лишь в ближайшее время вернуться к этому вопросу.

И к нему действительно вернулись, но когда петух таки больно клюнул отцов Днепропетровщины — после катастрофы на ул. Мандрыковской. И то, как видим, по прошествии двух месяцев. На очередной сессии облсовета 4 декабря, согласно принятым изменениям в действующий областной бюджет, на финансово усохшие многочисленные программы по предотвращению чрезвычайных ситуаций и защите окружающей среды пролился многомиллионный демонстративный живительный дождь. По сравнению с прошлым годом, в частности, по МЧС, как пояснил заместитель начальника главного финансового управления облгосадминистрации Станислав Молоков, предполагается десятикратный рост финансирования (при предусмотренных областным бюджетом 1,4 млн. грн. с учетом корректировки эта сумма возрастает до 14,022 млн. грн.).

Справедливость восторжествовала, скажете вы, и впору рукоплескать прозревшим представителям власти? И у меня руки чешутся, только с иной целью. Пусть рукоплещущие ответят, какой бюджетно-казначейский кудесник при нашей-то убийственной тендерной системе за оставшиеся до конца бюджетного года три недели успеет реализовать сей мифический дар, который с последним ударом новогодних курантов, как ветреная Шамаханская царица в известной сказке, испарится в бюджетно-государственном мареве. Не напоминает ли он вам известную поговорку: «На тобі, Боже, что мені негоже»?!

А вот долгожданное решение, которое могло бы скоординировать, существенно улучшить и продвинуть вперед эту работу, так и не появилось. Создание системы мобилизационных планов на случай чрезвычайных техногенных ситуаций, единой структуры, контролирующей весь этот комплекс мониторинговых, профилактических и восстановительных работ, усиление депутатского и общественного контроля за функционированием этой сферы жизнедеятельности региона, похоже, депутаты, а, точнее, их руководители, посчитали непозволительной роскошью, не актуальной на нынешнем этапе. Почему?..

А, действительно, почему, например, такую жизненно важную для днепропетровчан постоянную комиссию облсовета по экологии и энергосбережению возглавляет депутат коалиционного большинства, работающий и проживающий в... Киеве?! Почему в Днепропетровском горсовете не только в названии, но и прежде всего в непосредственной деятельности такой же, как и в облсовете, условно профильной постоянной комиссии на первом месте стоят земельные отношения, а уже потом охрана окружающей среды — своеобразная Золушка депутатской деятельности и их личных интересов? Ответы на эти вопросы становятся абсолютно ясными, когда наблюдаешь страсти, кипящие в обоих советах вокруг распределения и перераспределения земли, коммунальной собственности.

На днях, например, два лидера противостоящих друг другу в горсовете депутатских группировок Загид Краснов и Гарегин Арутюнов (ныне — депутат Верховной Рады от БЮТ) более часа в прямом эфире одного из местных телеканалов жонглировали взаимными обвинениями во лжи, подделке документов, вымогательстве и коррупции в связи с очередным громким скандалом по земельным отводам. О каких мобилизационных планах и мероприятиях по защите региона от техногенных аварий и экологических бедствий может идти речь, если абсолютное большинство депутатского корпуса ведет нещадную войну за землю и собственность, будоража общество постоянными взаимными «военными» действиями на этой почве!

Природа, как известно, жестоко мстит за каждую «победу» над ней, унося в техногенных авариях все больше человеческих жизней, лишая людей здоровья и комфортного существования. Вот только неотвратимое наказание за грехи современных дадонов достается стрелочнику в лице общества. А у организаторов этого техногенно-экологического хаоса всегда найдется «шатер» на Канарах или в еще не загаженных производственной деятельностью элитных пригородах, чтобы укрыться от возмездия за содеянное.

Кстати, процесс этот по мере все ускоряющейся коммерческой аннексии днепропетровских земель набирает силу. Как свидетельствуют местные специалисты по торговле недвижимостью, уже и на вторичном рынке среди финансово обеспеченных жителей городов и коммерческих структур все больше растет спрос на земельные участки и недвижимость в экологически чистых пригородах. Только при нашей экологической культуре это означает — загадили города, теперь возьмемся за пригороды...

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме