«МЫ МОГЛИ БЫ СЛУЖИТЬ В РАЗВЕДКЕ…»

6 декабря, 2002, 00:00 Распечатать Выпуск №47, 6 декабря-13 декабря

Справедливость классической аксиомы «Кто владеет информацией, тот владеет миром» за последние годы на собственной «шкурке» уже имели возможность проверить сотни украинских предпринимателей...

Справедливость классической аксиомы «Кто владеет информацией, тот владеет миром» за последние годы на собственной «шкурке» уже имели возможность проверить сотни украинских предпринимателей. Однако понимание специфики информационной безопасности как весомой составляющей экономической безопасности фирмы и государства в целом приходит не сразу. И далеко не все, кто сейчас предлагает на украинском информационно-аналитическом рынке свои услуги, способны их выполнить на должном уровне. По многим причинам, о которых корреспондент «ЗН» беседовала с учредителями и руководителями компании «Специальная Информационная Служба-Украина» («СИнС-Украина») Юрием Когутом и Владимиром Бисагой. Думаем, многое из этого диалога может иметь неоценимое прикладное значение для отечественного бизнеса и обеспечения его экономической безопасности.

— Представляемая вами компания работает в информационной сфере — одной из семи сфер, относящихся к приоритетам национальной безопасности Украины. Учитывая ваш профессиональный подход к информации, интересно знать ваше мнение о ситуации на информационном рынке Украины, в частности с точки зрения формирования законодательной базы.

В.Бисага: Самым точным ответом может служить оценка ситуации на информационном рынке, сформулированная СНБОУ, — опасная для страны. Оценка крайне негативная, но с ней трудно не согласиться. Действительно, существующая система регулирования информационного рынка громоздка и распылена. В Украине нет единой политики по отношению к информационным ресурсам государства, которая бы базировалась на общепринятых европейских нормах открытости и доступности. Задекларированное десятками общих и специальных норм различных законов право доступа к государственным информационным ресурсам в значительной степени зависит от трактовки этих норм различными ведомствами и структурами, системами и аппаратами. Но самая главная проблема, с нашей точки зрения, сегодня состоит в том, что в отечественном законодательстве не определено, к чему именно должен быть доступ и чьи именно ресурсы должны быть открыты. Не решает эту проблему и недавний указ Президента Украины «О дополнительных мерах по обеспечению открытости в деятельности органов государственной власти», прямо предписывающий всем органам исполнительной власти размещение в обязательном порядке на их веб-сайтах определенной информации. Спросите почему? А вы попробуйте открыть эти самые веб-сайты госорганов. Сколько вы их насчитаете? От силы — несколько десятков. Но это еще не все. Просмотрите наполнение этих воистину «державницких кладезей информации». За редким исключением, это различные положения и уставы структур, старые и препарированные ими же отчеты, сводки и иной пустопорожний «информационный хлам». Из «живого» на сайтах появляется только одна информация — дата открытия вами сайта.

Ответить на вопрос: когда будет разработан Кабмином и принят украинским парламентом новый закон «О свободном доступе к публичной информации», который как бы должен кардинально изменить ситуацию, сегодня достаточно сложно. Вы же сами видите, что власти сегодня явно не до расширения доступа народа к информации, скорее наоборот.

— Тем не менее, в Украине, и вы это подчеркивали, существует масса законов и других актов, призванных регулировать сферу информационной деятельности. По крайней мере, на них часто ссылаются те, кто любит подавать иски на СМИ и журналистов…

Ю.Когут: Правовая база, регулирующая информационную деятельность в Украине, давно не отвечает реалиям времени. Это подтверждают и заключения экспертов Совета Европы и ОБСЕ по результатам анализа украинского законодательства в сфере СМИ. Анализируя, в частности, закон Украины «Об информации», эксперты отметили его сложную конструкцию и перегруженность нормами, которые он не должен содержать.

По нашему мнению, этот закон действительно уже не отвечает основным базовым принципам демократии — праву гражданина на свободу слова и праву на свободу информации. Отсюда и наш вывод: необходим комплексный анализ всего законодательства информационного пространства Украины и принятие одного базового документа, определяющего основы госполитики в информационной сфере и регулирующего его информационную безопасность. Точнее будет сказать, нужна Доктрина информационной безопасности Украины.

— Вы предлагаете разработать и принять государственную Доктрину информационной безопасности Украины. Но чем она будет лучше уже имеющихся сотен нормативных актов?

В.Бисага: Это продиктовано требованием времени. Скажите, в каком действующем законе прописаны основные национальные интересы государства в информационной сфере? Такого документа вы не найдете. Действующие документы не дают ответа на главный вопрос — в чем же состоят основы информационной безопасности Украины?

Без четкого юридического определения этих краеугольных положений информбезопасности говорить о полноценной безопасности Украины как государства достаточно сложно. Живем-то в век информационных технологий, глобальной информатизации...

Есть и другие существенные моменты. Вступив в Совет Европы, Украина также приняла на себя целый ряд обязательств по информационной открытости. Такие же условия выдвигаются и ВТО, куда Украина стремится попасть в будущем. Однако для практической реализации этих требований необходимо обеспечение прозрачности функционирования государства, его органов, связанное, в частности, с формированием открытых государственных информационных ресурсов и обеспечением свободного доступа к ним граждан.

Все это вместе актуализирует необходимость разработки и принятия в Украине именно единой Доктрины (или Кодекса) информационной безопасности, которая законодательно закрепила бы основные приоритеты государства в этой сфере.

Учитывая опыт других стран и национальные особенности украинского информпространства, такими приоритетами, на наш взгляд, должны стать:

— соблюдение конституционных прав человека и гражданина на использование информации в интересах осуществления не запрещенной законом деятельности, физического, духовного и интеллектуального развития;

— информационное обеспечение госполитики Украины, а именно: доведение до украинской и международной общественности достоверной информации о госполитике, ее официальной позиции по социально значимым событиям украинской и международной жизни и обеспечение доступа граждан к открытым госинформационным ресурсам.

— Общепринято утверждение, что Украина только стала на путь интеграции в мировое информационное сообщество и делает первые шаги на пути к открытости своего информпространства. А каковы основные тенденции и направления развития этого сообщества?

Ю.Когут: Для начала, давайте разберемся с понятием «информационная открытость в мировом информационном сообществе». Открытость — это обеспечение возможности поиска, получения и распространения информации. В различных странах эта задача решается по-разному, но в целом можно отметить две устойчивые тенденции.

Первая: от первоначальной направленности механизмов распространения информации, прежде всего, на средства массовой информации и индивидуальные письменные запросы происходит резкое смещение в сторону организации доступа к электронным массивам информации через компьютерные сети.

И вторая тенденция: в силу мобильности и «экстерриториальности» электронных данных в рамках различных межгосударственных объединений происходит унификация принципов и правил доступа к информации.

Как иллюстрацию к сказанному приведу рекомендацию №R (81) 19-го Комитета министров государств–членов Совета Европы «О доступе к информации, находящейся в распоряжении государственных ведомств». По сути, комитет рекомендует соблюдать каждому члену Совета (а Украина входит в эту организацию) четыре принципа:

1. Каждый человек имеет право получения по запросу информации, находящейся в распоряжении госведомств, за исключением законодательных органов и органов судебной власти.

2. В доступе к информации не может быть отказано под предлогом, что обратившийся за информацией не имеет специальных интересов в данной области.

3. Государственное ведомство, отказывающее в предоставлении информации, должно объяснить причину отказа в соответствии с законом или практикой.

4. Каждый отказ в предоставлении информации может быть обжалован.

При этом такая информационная услуга госструктур может быть платной, но ее стоимость определяется только затратами на ее распространение.

Скажу больше. Проблемы приведения украинского законодательства к международным и европейским стандартам, соответствия его правам человека, признанным ООН, свободе слова и, в частности, праву на свободу информации, которое Украина обязалась уважать, очень серьезно беспокоят Совет Европы и ОБСЕ. Об этом прямо говорилось экспертами этих организаций во время проведения в сентябре этого года «круглого стола».

В.Бисага: Хочу остановиться на одном важном аспекте информационной открытости нашего общества подробнее — открытости украинской власти.

Много ли гражданам известно о госдеятелях, политиках, чиновниках, об исполнении госбюджета, принимаемых чиновниками решениях? Думаю, не очень. Создается впечатление, что украинское общество пребывает в неком информационном вакууме. И эта информационная «пустота» является продуктом искусственным, а точнее, продуктом госсистемы. В свою очередь отсутствие информации о власти породило в Украине недоверие к ней.

Мы убеждены, что только информационная открытость (публикация деклараций о доходах госчиновников, обязательное распространение информации об исполнении бюджета, о проводимых проверках и их результатах и т.д.) может способствовать сдерживанию коррупционных процессов в Украине. Все понимают, что коррупция имеет экономические корни и зачастую происходящие бурные политические процессы преследуют вполне конкретные экономические интересы. Но понятными они становятся только тогда, когда мы располагаем о них достоверной и полной информацией.

Мы как-то уже привыкли считать, что к коррупции относят как личное участие в деятельности коммерческих структур, так и прямое получение вознаграждения и т.п. Но сложившийся в Украине порядок закрытия информации (а часто и торговли закрытой информацией) удобен и выгоден прежде всего коррумпированным чиновникам.

Коррупция и экономическая преступность — важнейшие проблемы Украины, решению которых, несомненно, способствовала бы информационная открытость нашего общества. Проблемы эти не простые, но когда-то же их надо решать! Для этого, как мне кажется, в первую очередь необходимо создавать и развивать открытые информационные ресурсы (как государственные, так и коммерческие), привлекать целевые инвестиции на развитие государственных и негосударственных информационных центров.

В контексте сказанного ключевым вопросом становится правовая ответственность должностных лиц государства за сокрытие социально значимой информации или за умышленную дезинформацию общества, что продиктовано реалиями украинской жизни. Вспомните трагические события — авиакатастрофу на Скниловском аэродроме и падение ракеты на жилой дом в Броварах. Все, что мы изначально слышали об этих происшествиях из уст высокопоставленных руководителей государства сводилось или к полному отрицанию причастия к случившемуся, или к заведомой дезинформации об истинных масштабах событий, причинах и конкретных виновниках. Ситуация повторилась и со сбитым над Черным морем российским пассажирским самолетом. Во всех перечисленных случаях позиция власти в подаче информации была фальшивой. Да мы и сегодня до конца не знаем ответов на многие вопросы, связанные с этими трагедиями.

Народ должен всегда получать от власти информацию полную и достоверную, ибо безопасность государства, по моему глубокому убеждению, находится в плоскости информационной «чистоты» самой власти перед народом.

— «Специальная Информационная Служба-Украина» имеет прямые родственные корни с российским ЗАО «СИнС». Наверное, сегодня можно говорить о существовании на информационном рынке сформировавшегося «синсовского» бренда, занявшего прочные позиции в сфере информационно-аналитических услуг. Свидетельством этому служит и признание в этом году компании «СИнС» — «Компанией года в сфере информационной безопасности России». В Украине дочерняя компания «СИнС-Украина» работает чуть больше года, но, судя по отзывам о ней, компанию знают уже многие. Это результат удачно проведенной рекламной кампании или следствие использования бренда «СИнС»?

В.Бисага: Надеемся, что это результат обеих названых составляющих. Однако заданный вопрос более глубокий, так как затрагивает основы функционирования рынка информуслуг в Украине. Попробую кратко определить основные этапы его развития.

В первые годы становления Украины как государства спрос на услуги компаний, подобных «СИнС — Украина», объяснялся появлением разного рода авантюристов на рынке. Заказчиков интересовала в основном дееспособность будущих партнеров и контрагентов, а еще чаще — возврат потерянных в результате мошенничества средств. Это был, скажем так, первичный, рефлекторный уровень отечественного рынка информпотребностей.

Следующий этап начался с ваучерной приватизации в Украине, когда появилась потребность в сведениях о производственных объектах, рынках сбыта продукции. Интересовала не только дееспособность предприятия, но и его взаимодействие с органами власти, с криминальными структурами, стиль поведения на рынке и т.п. Так зародилась потребность в маркетинговых исследованиях, маркетинговой информации.

Обвал финансовых рынков, спекуляции в банковской системе заставили украинский бизнес пристальнее взглянуть на состояние банков. И потребовался постоянный режим мониторинга: регулярная информация о том, что происходит в банке, включая и «подковерные» действия в отношении тех или иных финансовых институтов. Невнимание к такой информации, к сожалению, имело для многих структур катастрофические последствия. Достаточно вспомнить истории с банками «Украина», «Банкирский дом», «Славянский» и др. Потерянные государством и бизнесменами огромные суммы денег — это и есть, по большому счету, цена отсутствия информации.

С развитием рынка ценных бумаг появился спрос на информацию, связанную с операторами фондового рынка.

Эти процессы вывели информационные услуги на новый, более высокий уровень развития. Ибо выполнять такого рода заказы «любительские» фирмы уже не могут — нужны профессионалы и профессиональный подход к работе с информацией. Другими словами, Украина вступила в качественно новый период, когда на рынке востребованы компании с высоким уровнем «информационной культуры» и достаточно дорогим продуктом.

С углублением в Украине экономического и политического кризиса большой интерес появился к политическому состоянию того или иного региона, страны в целом, их влиянию на экономику отдельных субъектов рынка. Появилась необходимость постоянного сканирования политического рынка Украины. И как следствие — возникла потребность в прогнозировании, системном анализе ситуации в тех или иных отраслях экономики, секторах рынка с теми или иными предприятиями — нашими заказчиками. А это, поверьте, характеристики уже завтрашнего дня рынка информуслуг.

Учитывая эти изменения, компания «СИнС-Украина» выстроила свою производственную и маркетинговую деятельность таким образом, чтобы наши клиенты могли получать высококачественный, эксклюзивный продукт.

«СИнС-Украина» — компания информационная, но информация наша специальная, рассчитанная на серьезного потребителя, и именно в этом — наше огромное преимущество перед конкурентами. Ибо немногие предприятия в Украине могут сегодня предложить клиенту комплексную систему мер, серьезно минимизирующих его предпринимательские риски. Безопасность — это не только автомат, бронестекло «шестисотого» и даже не рота вооруженных «титановцев». Это — продукт интеллекта. В этом и есть основа всей философии «СИнС-Украина».

— Но информационный бизнес в Украине покрыт неким ореолом таинственности и в сознании большинства украинцев воспринимается как добывание информации некими «специальными способами». Не приоткроете ли вы занавес к пониманию технологий работы с информацией как рыночным продуктом?

Ю.Когут: Бизнес, связанный с накоплением и обработкой информации в Украине, сложен и не слишком рентабелен. Необходимы большие затраты на построение и развитие организационных структур сбора и обработки больших массивов информации. Сложны задачи, связанные с техническими средствами накопления и обработки информации — это достаточно дорого. Есть проблемы и в сфере распространения информации. Но основная проблема — очень низкая информационная культура потребителя информации в Украине.

Пока монополистом в области сбора и обработки информации является государство. Причем оно собирает и обрабатывает информацию за счет налогоплательщиков. Вопрос в том, что оно возвращает нам за эти деньги? Конституция Украины декларирует право граждан на информацию. Зато все ведомственные инструкции это право фактически отвергают. Объяснить государству, что информация, не составляющая государственную тайну, должна через гос. или коммерческие структуры находить распространение среди населения — это пока выше наших сил. У чиновника любого уровня нет понимания того, что информацией пора делиться со своими гражданами. А внедрить у нас технологии, позволяющие снизить цену на массовый информпродукт вообще невозможно до тех пор, пока государственный человек соглашается давать информацию, когда пожелает.

В.Бисага: «СИнС» разработал такую технологию распространения информации, при которой она могла бы стать широко доступна малому и среднему бизнесу. Но без совместной работы с госструктурами, без свободного доступа к информмассивам, не составляющим гостайну, без разработки общедоступных государственных баз данных как силами государства, так и силами коммерческих структур, реализовать подобные программы в Украине практически невозможно.

С вопросами правового закрепления информационных ресурсов, доступа к ним тесно связаны вопросы и государственной тайны, и служебной, и обмена. Они являются первостепенными, и в этом направлении можно работать на пользу и благо всех.

Еще один аспект — коммерческие структуры, работающие на информационном рынке, которые тоже располагают серьезными массивами информации. Они отличаются от государственных зачастую тем, что информация получается, обрабатывается, анализируется, выдается потребителю не о каких-то структурах (заводы, коммерческие структуры, территории), а о процессах. То есть она динамично изменяющаяся. Этой информации в государстве немало. Но сегодня практически нет взаимодействия между госструктурами–обладателями информации, и негосударственными компаниями, обладающими ценной для государства информацией.

Государство теряет информационный потенциал, он сейчас недостаточен и не соответствует уровню и развитию общества, его потребностям. Его можно было бы значительно усилить за счет информпотенциала коммерческих структур и их служб. В этом плане возможна совместная реализация многих проектов, создание совместных банков данных. Необходимость решения подобных задач для государства важна сегодня, но никто этим не занимается.

— И все же, как «СИнС-Украина» работает с клиентами, и в конце концов, что они от вас получают?

Ю.Когут: В «СИнС-Украина» клиенты получают вполне конкретную услугу: информационно-аналитическое обеспечение безопасности их бизнеса. Если говорить языком профессионалов, неэффективность систем безопасности большинства украинских фирм и предприятий, искренне убежденных, что они защищены от промышленного шпионажа, объясняется тем, что они не организовали защиту собственной информации на надлежащем уровне. Люди, отвечающие в них за безопасность, часто плохо подготовлены или совсем не подготовлены к такой работе, изолированы от важных служб, являются в глазах персонала полицейскими, а в глазах дирекции — бременем, хотя их работа плохо оплачивается. Не имея возможности проанализировать положение с информацией на предприятии, они не знакомы с путями ее следования и не располагают к тому же ни властью, ни средствами, а порой и техническими знаниями, необходимыми для предотвращения утечек информации.

Безопасность — наука серьезная, и ею следует заниматься в правлении, руководстве компаний, а не в кабинете начальника охраны или человека, которому поручено фрагментарное обследование.

Приведу конкретный случай. Несколько месяцев мы работали с руководством одного из киевских банков по подготовке соглашения об оказании информуслуг. Показали свои возможности, разъяснили людям преимущества и конкретные отличия от уже работающей в банке службы безопасности. При этом мы сразу подчеркнули, что «СИнС-Украина» только усиливает информированность руководства в вопросах безопасности ведения бизнеса.

Знаете, какой была реакция руководителя службы безопасности этого банка? Человек воспринял желание руководства банка иметь более полную информацию не как усиление и расширение возможностей в работе руководимой им банковской службы, а как прямую угрозу своему личному служебному положению. Ведь прежде он был своеобразным монополистом на информацию. Однако насколько она была достоверна, точна и полна и, в конце концов, соответствовала ли потребностям банка — все это для руководства банка оставалось вопросами без ответов. С нами же эти ответы могли появиться.

Безальтернативность получения информации — прямой путь к дезинформации руководства и увеличению рисков для всей компании. Это правило безопасности стоило бы не только помнить, но и руководствоваться им в жизни.

В.Бисага: Все эти наблюдения — прописные истины из классики экономической разведки. О них знают многие, но практически соблюдают в своем бизнесе единицы. К чему это приводит, попробую показать на примере из опыта работы нашей фирмы с инвестиционным капиталом. Не называя конкретной компании, региона, отрасли, куда инвестируются зарубежные средства, — это святое.

Информационно-аналитическое сопровождение инвестиций и обеспечение их безопасности «СИнС-Украина», как правило, начинает с момента планирования, скажем, приобретения пакета акций, создания предприятия со стопроцентным иностранным капиталом, со смешанным капиталом в каком-то регионе. Нами изучается социально-политическая, экономическая, финансовая ситуация; отношение руководства региона, области, глав администрации и т.д. к инвестициям вообще (что за люди, можно ли иметь с ними дело, не было ли там фактов потери инвестором денег; насколько силен криминал, насколько коррумпировано руководство).

Именно такой комплекс мер и был выполнен «СИнС-Украина» для нашего клиента. Но далее инвесторы решили реализовывать проект самостоятельно, посчитали, что все вроде бы изучено, климат благоприятный да и внутри самой фирмы есть человек, отвечающий за безопасность. Проходит время, фирма строит предприятие, вкладывает в это огромные средства, начинает выпуск продукции. И обнаруживает, что за этот промежуток времени у нее появились огромные риски, связанные с тем, что параллельно начала работать теневая экономика, т.е. началась фальсификация аналогичной продукции. Тогда фирма вкладывает большие деньги в рекламу, начинает формировать свою торговую марку. Но не тут-то было. Теневые структуры, быстро сориентировавшись, за счет чужой рекламы начинают выпускать очень похожую фальсифицированную продукцию и спокойно по демпинговым ценам ее реализовывать. Результат: инвестиционная компания терпит огромные убытки, теряет рынок и находится на грани финансового краха. Так стоило ли экономить «копейки» на дальнейшем сопровождении безопасности проекта, чтобы в последующем потерять миллионы?

— Поучительная история. И коль уж вы заговорили о «копеечке», так уж скажите: почем информация для народа? В определенном смысле стоимость ваших услуг определяет и ваше место на рынке информуслуг…

В.Бисага: Во-первых, «СИнС-Украина» не торгует информацией. Наш продукт — это информационно-аналитические услуги, хотя они и являются с точки зрения значимости в системе безопасности структурообразующими. «СИнС-Украина» интегрирует в себе весь комплекс безопасности: юридические услуги, обеспечение техническими средствами безопасности, консалтинг и другие виды услуг. При необходимости мы работаем в паре с признанными лидерами оказания таких услуг, выполняя функции координатора.

Что же касается вопроса, можно ли покупать и продавать информацию, то здесь следует четко различать два момента: с одной стороны, существует объективная потребность в информации, а с другой — в Украине сформировано и действует определенное правовое поле, регулирующее эти вопросы. И никакими запретами этот процесс не остановить. Значит, государство должно разумно урегулировать создавшийся спрос и насытить рынок своими качественными информационными продуктами, чтобы не покупали «на Петровке» телефонные базы данных, которые к тому же не соответствуют действительности.

Во-вторых, процесс ценообразования на такие услуги существенно отличается от механизма формирования цен, скажем, на промышленную продукцию. Там все проще и понятней. А вот как оценить, к примеру, глубокое маркетинговое исследование нефтегазового рынка Украины, над которым не один день трудилась целая группа ведущих экспертов-аналитиков и которое в результате помогло многим участникам рынка газа избежать существенных потерь при изменении «правил игры»? Или, скажите, сколько могут стоить две странички выводов наших специалистов, сберегших фармацевтической фабрике около полумиллиона гривен грозившего незаконного штрафа? В бизнесе, в котором заказчик психологически не всегда готов платить даже небольшие суммы за какие-то аналитические выводы и прогнозы, пусть даже и о его собственных предпринимательских рисках, необходимо уметь находить разумный компромисс. Основу этого компромисса зачастую составляют ответы самого заказчика на заданные ему прямые вопросы: а в какую сумму вы сами оцениваете безопасность собственного бизнеса? Или, скажем, сколько может стоить риск потери фирмой стабильных платежеспособных клиентов, добропорядочных контрагентов или «перспектива» быть выброшенной конкурентами с рынка? Если клиент адекватно понимает стоимость собственных ответов, то, несомненно, контракт подписывается. Остальное — пустые разговоры.

Ю.Когут: Что же касается каких-то конкретных цен на услуги, которые вам так хочется услышать, то хочу сослаться на данные, приведенные совсем недавно в «Галицьких контрактах» в статье «Все тайное становится явным — за 0». Как следует из материала, стоимость информсправок, подготовленных в киевских информагентствах Межбанковская служба безопасности «Скиф», «Авеста-Украина», «Гардиан» и «IGK-Украина», колеблется в пределах 70—200 долл. в зависимости от объема справки, компании и страны. Как утверждают руководители этих компаний, количество заказчиков на такие бизнес-справки с каждым годом возрастает. Думаю, что это — достаточно реальный срез и нынешней ситуации на рынке, и стоимости таких услуг.

«СИнС-Украина» работает и в этом сегменте информационных услуг в аналогичном ценовом диапазоне. Но еще раз подчеркну, что «синсовская» основная специализация находится в плоскости более сложной продукции, или, образно говоря, в плоскости высшего пилотажа. Таким уровнем, с точки зрения профессионалов информационного бизнеса, является конкурентная разведка, или, как ее часто еще называют, «деловая разведка», «коммерческая разведка», «бизнес-разведка» и др.

— Итак — разведка. Если можно, поподробнее.

Ю.Когут: Пожалуйста. Мне понятен ваш интерес к затронутой теме, так как у большинства людей слово «разведка» ассоциируется с образами телевизионных киногероев — Штирлица, Джеймса Бонда и т.п. Но должен вас разочаровать — все гораздо проще и далеко не так романтично. Конкурентная или бизнес-разведка — это всего-навсего общепринятые термины, за которыми рутинная ежедневная работа целого коллектива специалистов с необъятным массивом разноплановой информации в поисках того одного правильного ответа, которого никогда не найдешь готовым в «решебнике» бизнес-задач.

К слову, известно ли вам имя человека, создавшего первым в мире частную организацию промышленной безопасности? Адольф Крупп. Именно с семейством Круппов — крупнейших предпринимателей в сталелитейной и металлообрабатывающей промышленности — связаны значительные успехи экономической разведки. С тех пор экономическая разведка прошла длинный путь совершенствования и сегодня становится одним из существенных элементов экономического процесса. Мы действительно живем уже не в век информации, а в век разведки.

Как и в каждой сфере деятельности, в разведке существуют свои правила и методики, свои секреты, даже, можно сказать, законы, в соответствии с которыми решаются ее задачи. И, понятно, заниматься таким деликатным видом деятельности могут только достаточно подготовленные и опытные профессионалы. Уж слишком велика цена ошибок. Здесь нужен талант и особое призвание. Обладающих такими особыми качествами немного, но они есть, и именно такие профессионалы сегодня трудятся в «СИнС-Украина».

— Могли бы вы хотя бы тезисно изложить основы современной конкурентной разведки?

В.Бисага: Суть разведки (экономической, промышленной, коммерческой) заключается в организации и проведении мероприятий, направленных на сбор необходимой для успешного развития деятельности коммерческой структуры информации, в ее грамотной обработке и точных выводах о возможностях и замыслах конкурентов и других юридических и физлиц. Такая разведка включает обычно три стороны деятельности: организацию разведки, добывание разведывательной информации, ее обработку. Все эти элементы жестко взаимосвязаны, и исключение одного из них ведет к полному прекращению функционирования всей системы. При этом надо всегда помнить: конкурентная разведка осуществляется с абсолютно легальных позиций, открытыми методами из открытых источников и в рамках действующего правового поля.

Цель разведывательной деятельности направлена на выполнение двух условий: на исключение появления неблагоприятных факторов для деятельности коммерческой структуры и на обеспечение эффективного развития бизнеса во всех сферах, регионах и направлениях, в которых представлены интересы данной структуры.

Процесс же непосредственного выполнения конкретных задач, технологии и т.п. в каждом конкретном случае настолько индивидуальны, что их можно отнести к своего рода информационно-аналитическому искусству. Поэтому нет необходимости говорить об этом как-то обобщенно.

— В таком случае давайте поговорим о заказчиках. Кто эти «таинственные» структуры, желающие обеспечить безопасность своего дела? Как вы их ищете или как они находят вас?

Ю.Когут: Сделать это совсем не трудно. У нас есть все существующие и доступные на сегодня каналы связи, включая веб-сайты в Интернете (http://www.sins-kraine.kiev.ua или http://www.sins.ru). С другой стороны, мы и сами проводим активную рекламную кампанию в СМИ, давая, таким образом, возможность потенциальным клиентам ознакомиться со всем спектром услуг, выполняемых компанией.

Кроме этого, «СИнС-Украина» совместно с Киевской ТПП, членом которой она является, начала реализацию проекта «Обеспечение экономической безопасности организаций—членов Киевской торгово-промышленной палаты», целью которого является усиление защиты киевских бизнесменов от недобросовестной конкуренции, создание благоприятных условий для развития в столице цивилизованного предпринимательства. Надеемся, что проект будет поддержан руководством городской администрацией, тем более что он является первым в Украине.

Сегодня «СИнС-Украина» работает на постоянной основе с рядом коммерческих банков Киева, крупными финансово-промышленными компаниями, юридическими и страховыми компаниями, предприятиями и организациями во многих регионах Украины. Мы дорожим этим сотрудничеством и понимаем, что каждый из наших клиентов должен получать качественные услуги с наименьшими расходами при том же уровне рисков для компании. Если же при этом где-то уровень безопасности можно будет снизить без значимого потенциального ущерба, то расходы будут даже ниже планируемых.

Наш собственный опыт работы свидетельствует, что под особым вниманием различных аферистов и разнообразных криминальных структур сегодня находится банковская сфера. Это и понятно, ведь любой товар требует реализации. Ликвидность же денег практически абсолютна, операции с ними всегда сопряжены с минимальными рисками. Поэтому вопросам финансовой безопасности должны уделять внимание не только лица, непосредственно обслуживающие финансовые институты. Это особая зона контроля для каждого бизнесмена.

— Можно ли с помощью «СИнС-Украина» определить благонадежность зарубежной фирмы?

В.Бисага: Наша компания в подобных заказах опирается на возможности московского офиса «СИнС», у которого сегодня достаточно сил выполнить такого рода задачу. Заключенные москвичами договоры с лучшими детективными агентствами, информслужбами в десятках стран мира дают возможность вовремя распознать мошенников из-за рубежа, изучить иностранного партнера. Это обычная наша работа.

— В одной киевской фирме меня уверяли, что в течение суток могут дать полные данные о любом киевском партнере. Возможно ли это?

Ю.Когут: Они блефуют. На Западе это вполне реально сделать за два-три дня, там информация хорошо развита. У нас — нет. Если даже вы сегодня и получите данные о регистрации фирмы, это ни о чем еще не говорит. Важно не знание данных конкретной фирмы, а тех, кто за ней стоит.

Сейчас в Украине сплошь и рядом идет волна правонарушений, когда люди, которым в силу занимаемых ими госдолжностей законом запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, или новоявленные украинские «миллионеры», чтобы спрятать свое лицо, регистрируют десятки фирм на подставных лиц, родственников, бабушек-дедушек, а управляют процессом они. Если вы не изучите эти стороны фирмы сегодня, завтра может случиться все что угодно...

Но самое опасное, если вам навяжут такие правила игры, которые будут просто невыгодными, т.к. за этой структурой стоит еще одна — силовая, криминальная, которая в дальнейшем и «сядет» вам, вполне конкретно, «на шею».

Как руководители компании «СИнС-Украина», мы убеждены в том, что делать в Украине серьезный бизнес без такого же серьезного, профессионального информационно-аналитического сопровождения просто невозможно. А это значит, что наши главные заказчики еще только подходят к двери нашей компании. Звоните — и вам откроют!

27 сентября 1993 года рядом крупных российских компаний, среди которых АО «Московская городская телефонная сеть», АО «Российская национальная служба экономической безопасности», АО «НОВО», ТОО «Икар-инвест», было образовано ОАО «Специальная Информационная Служба», которое позднее было преобразовано в ЗАО.

С тех пор от небольшого количества несложных, чисто информационных заказов специалисты предприятия вышли сегодня на решение сотен сложнейших многошаговых информационно-аналитических ежемесячных исследований. Большие объемы выполняемой работы «СИнС» способствовали созданию интеллектуального информационно-аналитического конвейера и АСУ информационно-аналитическим производством.

В настоящее время в «СИнС» работает несколько сотен высококвалифицированных специалистов в области получения, обработки, передачи информации, телекоммуникаций, юриспруденции, управления, экономики, политики, социологии, маркетинга, психологии и др. Предприятие поддерживает информационный обмен более чем с 200 партнерами из числа государственных и коммерческих организаций на территории России и за рубежом, имеет «on-line» и «off-line» — доступ к более чем 6000 российским и зарубежным базам данных.

Постоянными клиентами «СИнС» являются 700 крупнейших предприятий, в частности ОАО «Газпром», «Мост-банк», Сбербанк, Вестдойче ЛандсбанкВосток, Коммерс-банк, Череповецкий меткомбинат «Северсталь», ЮКОС и другие известные компании.

«СИнС» имеет более десяти дочерних предприятий. Среди них хорошо известный в кругу профессионалов электронный информационно-аналитический журнал «Факт», выходящий в Интернете; компания «Союзспецавтоматика». «СИнС» создал и поддерживает в Интернете Виртуальный клуб безопасности, где крупнейшие субъекты рынка безопасности России имеют возможность обмениваться мнениями и представить свои услуги, продукцию.

В 2001 году в Украине создана дочерняя российской компания — «СИнС-Украина».

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Всего комментариев: 0
Выпуск №35, 22 сентября-28 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно